Что является основными причинами конфликта? Обоснуйте свой ответ.
Противоположности позиций и противоречия во взглядах, различие интересов и расхождение в оценках, столкновения разнонаправленных действий и несхожесть.
Источник конфликта (ИК) — это всегда ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели или потребности.
Основание конфликта (ОК) — это всегда причина разногласий.
Причина — практический мотив конфликта (трансформация источника конфликта).
Повод — роль спускового механизма конфликтного развития событий.
Типы поводов:
Объективный повод — тот или иной факт; непреднамеренное действие.
Субъективный повод - преднамеренное действие, цель которого активизация конфликта (провокация).
Какую роль играют конфликтогены в ситуации конфликта?
Огромную роль в конфликтах играют «особые типы» поводов: конфликтогены (80%) «слово — за слово» — слова или действия, могущие привести к конфликту.
Типы конфликтогенов:
• стремление к превосходству (приказания, угрозы, хвастовство, категоричность, критика, насмешка, навязывание ответов, перебивание собеседника, утаивание информации, напоминание);
• проявление агрессивности. Природная агрессивность — устойчивая черта
характера. Ситуативная агрессивность — ответная реакция на полученный конфликтоген;
• проявление эгоизма. Эгоизм — ценностная ориентация человека, характеризующая преобладание собственных потребностей над интересами других людей.
Каковы основные теории, раскрывающие природу конфликта?
Конфликт находит свое выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе. Он весьма многолик, но психологический конфликт рассматривается аналитически, то есть систематически с точки зрения структур, элементов, механизмов и процессов с целью выработки методики и техники их описания, объявления, изучения и применения результатов исследований в анализе практически значимых конфликтных ситуаций.
Конфликт (от лат. conflictus) — столкновение — есть форма выражения противоречия.
Конфликт — это:
· Борьба с целью нейтрализации противника, нанесение ему ущерба.
· Психологическое напряжение.
· Достижение своих целей за счет подавления противоположных целей.
Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого соперничества. В психологическом конфликте, как правило, выделяются два участника, действия которых являются взаимоисключающими.
Конфликт — это взаимодействие двух или более субъектов, имеюших взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).
Что подразумевается под барьерами общения в психологии?
Барьеры общения.
Коммуникативный барьер — это абсолютное или относительное
препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются следующие особенности общающихся:
· мотивационно - операциональные;
· индивидуально-психологические;
· социально-психологические.
Основные барьеры общения:
· отрицательных эмоций
· возникающий на почве страдания и горя, разочарования;
· плохого настроения (физические и эмоциональные причины);
· вызванный сильным раздражителем и гневом;
· страха, стыда и вины;
· восприятия — каждый человек стремится к тому, чтобы его понимали, но не всё для этого делает. Существуют:
· барьеры речи — «зажатость», косноязычие, нет эмоционального подьема или излишняя возбудимость; слово опережает мысль;
· барьеры установки — разница в шкале ценностей — главное, менять установки при изменении реальности;
· барьеры впечатления — внеший вид, качество подачи информации, поза, жесты, одежда и общее эмоциональное возбуждение «+» или «—».
· взаимопонимания. Зависит от несоблюдения следующих принципов:
· владение профессиональным языком;
· уровень интеллектуального развития коммуникатора должен совпадать с
интеллектуальным уровнем реципиента;
· уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации;
· в основе эффекта взаимопонимания — логичность изложения и
последовательность обоснования;
· сконцентрированность внимания (умение слушать).
Охарактеризуйте основные составляющие деструктивного поведения.
Отрицательные ожидания предполагают деструктивные действия в конфликте – безрассудные претензии, эскалацию конфликтогенов.
Деструктивное поведение – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.
Какие способы разрешения конфликтов знаете. Назовите их и охарактеризуйте.
К структурным методам разрешения конфликтов относятся:
1)разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, о системе полномочий и ответственности и т.п.);
2)координационные и интеграционные методы (один из них — цепь команд. Иерархия полномочий упорядочивает взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Начальник может принять решение по какому - либо вопросу, вызвавшему противоречия, и тем самым предупредить возникновение конфликта. Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, создав промежуточную службу, координирующую работу этих подразделений);
3)направление усилий всех участников на достижение общих целей;
4)создание системы вознаграждений (благодарность, премию, повышение по службе можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей).
Межличностные методы разрешения конфликтов:
1) уклонени е — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Предлогом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или
неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения: «Не стоит делать из мухи слона». Цель обвиняемой стороны — отложить решение конфликта (как-нибудь само собой утрясется), дать противнику возможность обдумать свои претензии;
2) сглаживание — это удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов.
Действуют здесь по принципу: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним;
3) компромисс — это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого исхода — взаимная уравновешенность прав и обязанностей и
легализация претензий. Компромисс действительно снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение. Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в одном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем отсутствие решения;
4) конкуренция может привести к доминированию одного партнера над другим и в конечном итоге к уничтожению последнего: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника. Она может быть вызвана потребностью защитить свои интересы, жизнь, семью, а также желанием всегда брать верх, пренебрежительным отношением к другим;
5) сотрудничество — это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы и другой, по крайней мере частично. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счет другой.






