Какие способы разрешения конфликтов знаете. Назовите их и охарактеризуйте

Что является основными причинами конфликта? Обоснуйте свой ответ.

Противоположности позиций и противоречия во взглядах, различие интересов и расхождение в оценках, столкновения разнонаправленных действий и несхожесть.

Источник конфликта (ИК) — это всегда ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели или потребности.

Основание конфликта (ОК) — это всегда причина разногласий.

Причина — практический мотив конфликта (трансформация источника конфликта).

Повод — роль спускового механизма конфликтного развития событий.

Типы поводов:

Объективный повод — тот или иной факт; непреднамеренное действие.

Субъективный повод - преднамеренное действие, цель которого активизация конфликта (провокация).

Какую роль играют конфликтогены в ситуации конфликта?

Огромную роль в конфликтах играют «особые типы» поводов: конфликтогены (80%) «слово — за слово» — слова или действия, могущие привести к конфликту.

Типы конфликтогенов:

• стремление к превосходству (приказания, угрозы, хвастовство, категоричность, критика, насмешка, навязывание ответов, перебивание собеседника, утаивание информации, напоминание);

• проявление агрессивности. Природная агрессивность — устойчивая черта

характера. Ситуативная агрессивность — ответная реакция на полученный конфликтоген;

• проявление эгоизма. Эгоизм — ценностная ориентация человека, характеризующая преобладание собственных потребностей над интересами других людей.

 

Каковы основные теории, раскрывающие природу конфликта?

Конфликт находит свое выражение в борь­бе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе. Он весьма многолик, но психологический конф­ликт рассматривается аналитически, то есть системати­чески с точки зрения структур, элементов, механизмов и процессов с целью выработки методики и техники их опи­сания, объявления, изучения и применения результатов исследований в анализе практически значимых конфликт­ных ситуаций.

Конфликт (от лат. conflictus) — столкно­вение — есть форма выражения противоречия.

Конфликт — это:

· Борьба с целью нейтрализации противника, нанесе­ние ему ущерба.

· Психологическое напряжение.

· Достижение своих целей за счет подавления проти­воположных целей.

Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого сопер­ничества. В психологическом конфликте, как правило, выделяются два участника, действия которых являются взаимоисключающими.

Конфликт это взаимодействие двух или более субъек­тов, имеюших взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).

Что подразумевается под барьерами общения в психологии?

Барьеры общения.

  Коммуникативный барьер — это абсолютное или относительное

препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются следующие особенности общающихся:

· мотивационно - операциональные;

· индивидуально-психологические;

· социально-психологические.

 

Основные барьеры общения:

· отрицательных эмоций

· возникающий на почве страдания и горя, разочарования;

· плохого настроения (физические и эмоциональные причины);

· вызванный сильным раздражителем и гневом;

· страха, стыда и вины;

· восприятия — каждый человек стремится к тому, чтобы его понимали, но не всё для этого делает. Существуют:

· барьеры речи — «зажатость», косноязычие, нет эмоционального подьема или излишняя возбудимость; слово опережает мысль;

· барьеры установки — разница в шкале ценностей — главное, менять установки при изменении реальности;

· барьеры впечатления — внеший вид, качество подачи информации, поза, жесты, одежда и общее эмоциональное возбуждение «+» или «—».

· взаимопонимания. Зависит от несоблюдения следующих принципов:

· владение профессиональным языком;

· уровень интеллектуального развития коммуникатора должен совпадать с

интеллектуальным уровнем реципиента;

· уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации;

· в основе эффекта взаимопонимания — логичность изложения и

последовательность обоснования;

· сконцентрированность внимания (умение слушать).

 

Охарактеризуйте основные составляющие деструктивного поведения.

Отрицательные ожидания предполагают деструктивные действия в конфликте – безрассудные претензии, эскалацию конфликтогенов.

Деструктивное поведение – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.

Какие способы разрешения конфликтов знаете. Назовите их и охарактеризуйте.

К структурным методам разрешения конфликтов относятся:

1)разъяснение требований к работе (каждый работник должен знать об ожидаемом уровне результатов, о том, кто предоставляет и получает различную информацию, о системе полномочий и ответственности и т.п.);

2)координационные и интеграционные методы (один из них — цепь команд. Иерархия полномочий упорядочивает взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Начальник может принять решение по какому - либо вопросу, вызвавшему противоречия, и тем самым предупредить возникновение конфликта. Конфликт между двумя производственными подразделениями можно разрешить, создав промежуточную службу, координирующую работу этих подразделений);

3)направление усилий всех участников на достижение общих целей;

4)создание системы вознаграждений (благодарность, премию, повышение по службе можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей).

Межличностные методы разрешения конфликтов:

1) уклонени е — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Пред­логом здесь могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или
неверно выбранный адресат. Девиз такого поведения: «Не стоит делать из мухи слона». Цель обвиняемой стороны — отложить решение конфликта (как-нибудь само собой ут­рясется), дать противнику возможность обдумать свои пре­тензии;

2) сглаживаниеэто удовлетворение интересов другой сто­роны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов.
Действуют здесь по принципу: «Чтобы ты выиграл, я дол­жен проиграть». Причиной такого поведения может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать распо­ложение партнера на будущее, желание избежать разраста­ния конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним;

3) компромиссэто открытое обсуждение мнений и пози­ций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого ис­хода — взаимная уравновешенность прав и обязанностей и
легализация претензий. Компромисс действительно сни­мает напряженность, помогает найти оптимальное реше­ние. Партнеры, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в од­ном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем отсутствие решения;

4) конкуренция может привести к доминированию одного парт­нера над другим и в конечном итоге к уничтожению после­днего: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника. Она может быть вызвана потребностью защитить свои интересы, жизнь, семью, а также желанием всегда брать верх, пре­небрежительным отношением к другим;

5) сотрудничествоэто форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важ­но, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы и другой, по крайней мере частично. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счет другой.

 

 







double arrow
Сейчас читают про: