Практическое занятие
«Сравнительный анализ систем стратегического государ-ственного управления в России и в зарубежных странах»
Цель занятия: рассмотреть развитие государственного стратегического управления на примере различных стран и выявить наиболее продуктивные средства и инструменты его осуществления.
Учебные вопросы для обсуждения:
1. Сравнительный анализ как теория и метод изучения системы стратегического государственного управления. Различия политического, исторического, социального и экономического характера и их влияние на формирования систем стратегического государственного управления в разных странах.
2. Основные сферы анализа стратегического государственного управления: институциональная база, организационная структура системы СГУ, методы и инструменты реализации государственных стратегий развития. Сравнительный анализ систем показателей стратегий социально-экономического развития, организации систем мониторинга. Оценка деятельности государственных служащих по формированию и реализации государственных стратегий. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в разработке и реализации стратегий социально- экономического развития.
3. Тенденции развития стратегического государственного управления в современном мире. Возможности использования положительного опыта зарубежных стран в России.
Задания для выполнения
Просмотреть дискуссии специалистов и руководителей, обсуждающих актуальные проблемы современного государственного управления.
Система государственного управления США. Лекция Валерия Гарбузова
Публичная лекция директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова для студентов Института международных отношений Казанского федерального университета
https://www.youtube.com/watch?v=bwpLe1zwXmA
2. Гайдаровский форум – 2019. Международные стандарты подготовки управленческих кадров.
https://www.youtube.com/watch?v=IL9cwkxiY_E
Международные стандарты подготовки управленческих кадров для госуправления Экспертная дискуссия Совершенствование управленческих программ для государственных и муниципальных служащих – одно из приоритетных направлений развития российского образования. В России все больший интерес вызывают программы Master of Public Administration (MPA) – «Мастер государственного управления». За рубежом такие программы давно завоевали признание и в ряде стран являются обязательными для занятия определенного уровня должностей в сфере государственного управления. В России эти программы становятся все более популярными, развивается система общественной и международных аккредитации программ профессиональной переподготовки государственных служащих, включая программы МРА. Успешным примером таких международных организаций являются ЕАРАА – European Association for Public Administration Accreditation (Нидерланды) и NASPAA – Network of Schools of Public Policy Affairs and Administration (The Global Standard in Public Service Education) (США). В рамках глобализации мирового рынка образовательных услуг и интернационализации образования российские вузы стали проявлять интерес к международной аккредитации образовательных программ, позволяющей конкурировать с зарубежными вузами. В 2018 году российские критерии и требования Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования к реализации программ МРА были приведены в соответствие с международными стандартами и получили признание и поддержку международной аккредитующей ассоциации EAPAA. Вопросы для обсуждения: Трансформация управленческих образовательных программ для государственных служащих: традиции или новые технологии? Как мотивировать профессорско-преподавательский состав управленческих программ к проведению исследований и международной публикационной активности Сетевые проекты в дополнительном профессиональном образовании Стратегии продвижения российских программ МРА/DPA на внутреннем и внешнем рынках Модераторы: Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Тако Брандсен, генеральный секретарь ЕАРАА Участники: Андрей Сороко, директор Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации Гиорги Хайнал, президент The Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe (NISPAcee) Алексей Комиссаров, проректор, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Шапошников, председатель Московской городской Думы Алексей Горшков, первый заместитель генерального директора информационного агентства «Интерфакс» Джеффри Осгуд, председатель комиссии по аккредитации (COPRA) NASPAA Андрей Клименко, руководитель Департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Фатима Жакыпова, ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Юрай Немец, представитель The Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe (NISPAcee) в ЕАРАА Шигео Катсу, президент «Назарбаев Университета» (Казахстан)
Проблемы и перспективы развития системы государственного управления
https://www.youtube.com/watch?v=FHu8i7_lZ64
Круглый стол «Проблемы и перспективы развития системы государственного управления» Докладчики: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации С.В.Шипов, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ А.В.Клименко
4.Дать письменные ответы на следующие вопросы:
А.В чем причина отставания в эффективности российского государственного управления от высокоразвитых стран мира?
Б.Какой, на ваш взгляд, должна быть стратегия достижения лидерства в области качества и эффективности государственного стратегического управления в условиях российской специфики?
В.Имеет ли место взаимосвязь современного состояния государственного стратегического управления страны с ее наиболее острыми проблемами?
Объем отчета – 2-3 страницы.
Отчет высылается на email преподавателя.






