Биография Бертран Рассела. Родился в 1876 году

Принадлежал к старинному аристократическому роду[9] политиков, учёных и интеллектуалов, который был знаменит своей деятельностью в политической жизни страны начиная с XVI века; самым же знаменитым представителем рода после самого Бертрана Рассела был его дед, лорд Джон Рассел, дважды возглавлявший правительство королевы Виктории в 1840-х и 1860-х[10].

Бертран Рассел родился в семье Джона Рассела, виконта Эмберли, и Кэтрин (Стэнли) Рассел. Уже к своему четвёртому дню рождения он стал полным сиротой. После смерти родителей, его и его старшего брата Фрэнка и сестру Рэйчел взяла на попечение их бабушка — графиня Рассел, придерживающаяся пуританских взглядов. С ранних лет Бертран проявил интерес к самым разнообразным областям естествознания, любил проводить свободное время за чтением книг из обширной библиотеки, собранной ещё его дедом в поместье Пембрук Лодж.

Молодость и обретение известности. Социализм В декабре 1889 года Бертран Рассел поступил в Тринити-колледж Кембриджа. На втором году обучения по предложению А. Уайтхеда Рассел был избран в дискуссионное общество «Апостолы». В это общество входили как студенты, так и преподаватели, в том числе Дж. Мур, Дж. Мак-Таггарт, с которыми в будущем Рассел будет плодотворно сотрудничать.

Титульный лист первого русского издания книги Бертрана Рассела "Германская социал-демократия", 1906.

Рассел, сын лорда одного из самых влиятельных родов, был назначен дипломатическим представителемВеликобритании сначала в Париже, потом в Берлине.

 В Германии Рассел изучал практически весь диапазон немецкой философии, среди прочего экономические труды Маркса. Там же он, прекрасно владея немецким языком, общался с известными социалистами того времени: Вильгельмом Либкнехтом, Августом Бебелем и другими. Рассел проникся идеями левого реформизма, то есть постепенного переустройства всего мира на принципах демократического социализма. В 1896 году Рассел издал свою первую значительную работу «Германская социал-демократия», где удивительно глубоко для относительно молодого философа рассматривал проблемы и пути развития левых идей.

Эта и некоторые другие работы, сделали Рассела известным учёным. По приезде на родину в 1896 году он получил приглашение читать лекции в Лондонской школе экономики, что делал с неизменным успехом. Рассел прочитал также курс лекций в университетах США. В 1900 году он участвовал во Всемирном философском конгрессе в Париже, познакомился с рядом знаменитых учёных. Написанная в соавторстве с Уайтхедом книга «Principia Mathematica» (1910-13) принесла международное признание.

В 1908 году философ стал членом Королевского общества. В том же году он стал членом фабианского общества.

Фабианцы считали социализм неизбежным результатом экономического развития, но признавали лишьэволюционный путь, выступали против революции. Рассел, однако, не разделяет полностью взгляды фабианцев[11][12], так как являлся противником государственного контроля общественного производства[13][14].

При этом он провозглашал, что существование капиталистической системы обречено, считал, что отрасли промышленности должны управляться работающими людьми, а не предпринимателями и государством, пытается доказать автономность и независимость политических институтов от экономической основы общества[15]. Он симпатизировал анархизму, а силу государства считал главной причиной несчастья в современном мире.

Первая мировая война. Пацифизм в 1916 году

В годы Первой мировой войны Бертран Рассел был вовлечён в круг сложных социально-политических проблем войны и мира, устройства государства и его управления. Пока Англия готовилась к войне, Рассел проникался идеями пацифизма, основой которого служили для Рассела его социалистические убеждения[16]. Рассел становится членом организации «Противодействие призыву на военную службу», что было весьма смелым поступком во время, когда в Англии только и говорили о «защите отечества». За противодействие властям Рассела лишают места в Тринити-колледже[17], но больше всего Рассел расстраивается из-за ссор со многими друзьями, для которых в условиях военной угрозы для Великобритании пацифизм был неприемлем.

В 1916 году Рассел анонимно издал листовку «Два года тяжёлой работы для отказывающихся повиноваться велению совести», в которой выступил в защиту права человека отказаться от воинской повинности по политическим или религиозным мотивам. После того, как нескольких человек осудили за её распространение, Рассел, не страшась потерять свой авторитет, раскрыл через газету «Таймс» авторство и высказал мысль о том, что политическая свобода в Англии становится фарсом. За это власти привлекают его к суду. Рассел заявил, что на скамье подсудимых оказался не только он, но и вся традиционная британская свобода. В результате судебных разбирательств Рассела оштрафовали на 100 фунтов стерлингов, конфисковали библиотеку и не позволили поехать в США для чтения лекций.

В книге «Политические идеалы» (1917) Рассел утверждает, что единственная достойная политическая цель — обеспечить максимально полное развитие природных творческих возможностей каждого человека в обществе, что, в конечном счёте, сводится к проведению радикальных либеральных реформ и уничтожению системы, разъединяющей людей на классы и другие консервативные группы (в том числе религиозные). Это позволяет причислить его к социал-демократам. Подлинная демократия, по мнению Рассела, должна стремиться к социализму.

Попытки обуздать убеждённого пацифиста не дают результатов, и в статье «Немецкое предложение мира» (3 января 1918 года) Рассел резко высказывается против распространяемой «патриотической прессой» волны оговоров и фальсификаций политики большевиков и Ленина, а также нежелания Антанты присоединиться к мирным предложениям России. Также Рассел осуждает вступление США в войну, подчеркивая, что американских солдат, прибывших в Англию, могут нанять штрейкбрехерами. В 1918 году Рассела заключили в Брикстонскую тюрьму сроком на 6 месяцев. Там заключённый под № 2917 много читал (от Вольтера до Чехова[18]) и даже написал «Введение в философию математики» (1919). В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

Р. П. Датт, деятель английского и международного рабочего движения, в то время член Независимой рабочей партии, познакомившийся с Расселом на встрече, созванной «Организацией социалистических студентов» в Оксфорде осенью 1919 года писал, что выступление известного учёного за массовую оппозицию войне «ставило его в те дни в боевой ряд социалистов»[19].

Задолго до фактического начала, и вплоть до самого конца боевых действий Рассел был категорически против войны[20][21].

Поездка в Советскую Россию. «Практика и теория большевизма»

Рассел в 1920 году

После провозглашения советской власти в России Рассел в 1918 году писал, что это событие даёт надежду на будущее процветание во всем мире, и даже признал, что большевики его восхищают[22]. 19 мая 1920 года Рассел в составе лейбористской делегации отправился в Советскую Республику и пробыл там по 17 июня 1920 года. Рассел посещает Кремль, где встречается с В. И. Лениным и более часа беседует с ним. Во время этой поездки он встретился также с Троцким, Горьким и Блоком, прочёл лекцию в Петроградском математическом обществе. Расселу удалось встретиться с представителями оппозиции, а также простыми людьми[23].

Рассел признал советскую модель развития не соответствующей истинно коммунистическим идеям[24][25] и в значительной степени разочаровался в большевиках. В книге воспоминаний об этой поездке «Практика и теория большевизма» (1920) Рассел писал:

Если большевизм окажется единственным сильным и действующим конкурентом капитализма, то я убежден, что не будет создано никакого социализма, а воцарятся лишь хаос и разрушение. (ЧТО ОКАЗАЛОСЬ слишком Жестким и прямолинейным и по сути НЕВЕРНЫМ!!КБС)..

Тот, кто, подобно мне(пишет Рассел), считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

(ВЫДЕЛЕНО МНОЙ(КБС), но с «критикой»--см ниже и у самого Рассела….)

Собственно ДЕЛО В ТОМ(((см в качестве прояснения… из основ математики и работ «матлогистов»--особенно Курта ГЁДЕЛЯ (и др))) Фактически им (ими) доказат-но критикующих ---не только «формалистов» во главе с великим Гильбертом….Но и показывающим!  что ЛОГИКА(и как наука, и м. б.. как серия научных направлений..) – НЕ ЕСТЬ ОСНОВА ВСЕГО!!!) КБС.

 

ОН(Рассел) считает…Большевизм не просто политическая доктрина, он ещё и религия со своими догматами и священными писаниями. Когда Ленин хочет доказать какое-нибудь положение, он по мере возможности цитирует Маркса и Энгельса.(… Думается, что можно и своими словами – это «дело не меняет». Однако «цитирование» известный корректный прием «донесения!»..Если с ним не перебарщивать! (И ВОТ ТУТ..начинается….!!!!!!!)

------Несмотря на критику большевизма, Рассел не разочаровался в самих левых идеях, и продолжал называть себя социалистом[26] и даже коммунистом[23]. В этой же книге Рассел писал:

Я верю, что коммунизм необходим миру. (И ЭТО!!!!!!!!!.*)

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету. (выделено мной КБС)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕПЕРЬ Добавлю от себя (КБС) ….

1. НЕТ и у него…..отречения от «веры во что-то»..Или представления и м.б понятие «Веры» --- вечны для людей! И главное === НЕ БЫВАЕТ Рассудительности (собственно и Ума)   БЕЗ ВЕРЫ «И» ЗНАНИЙ…

2. Но Что понимать под «знаниями» --актуальный ВОПРОС!..ОТВЕТ – соДержится с учетом представлЕНИЙ об ИНФОРМАЦИИ и её «всегда»(чтобы говорить о разумности) структуризации (СМ КНИГУ, ЛЕКЦИИ О ПЕРЕХОДЕ «ИнформАЦИя-----…,……, в ЗНАНИЯ).

Добавлю ОТ СЕБЯ(КБС) …ПРОЧТЯ мою книгу …--- Вы надеюсь, поймете, что

1). Представление об Интеллекте --лишь с–логической стороны--/ тем более на данном уровне развития и ЛОГИКИ/ --- НЕВЕРНО! (мягко говоря –недостаточно).

..Так. А).НА ОДНОЙ «ЛОГИКЕ» (тем более, как пример, неучитывающей особенности НЕКЛАССИЧЕСКИХ ЛОГИК …ТЕМ БОЛЕЕ «ЛОГИКИ МИКРОМИРА» (как пример) –ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ! Или …2) «НЕ уедешь» и без учета начала нового витка развития «теории вычислений» (см в м кн или табл в «Очерках» от конструктивной математике»..Лёве (как пример)) ….. …

И наконец 3) Тем более, что делается ВСЁ лишь с учетом ЕЯ (точнее ЕЯ в информации –бумажной и т.п.)—И ГЛАВНОЕ!!! ---Без обоснований самого «человекоподобия» в самих основаниях ИИ (ИСК ИНТЕЛЛ)! КБС...(В целом соответствует Природе и отражено К. Гёделем  в его метатеоремах, особенно 2-ой)   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow