Теория для подготовки к экзамену.
ПО МДК 01.01.
Основная функция одежды - защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно- практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру.
Любой предмет одежды - это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека. Ношение одежды — это процесс потребления данного продукта.
Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя:
1) драпированная (некроеная, несшитая) — одежда из одного куска ткани,
которым обертывают или драпируют тело;
2) накладная — одежда, которую надевают через голову. Она может быть
несшитой — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов — тип туники или рубахи);
3) распашная — кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху
донизу (тип халата или кафтана);
4) кроеная и сшитая европейского типа — одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).
МОДА – это явление быстрого распространения и кратковременного господства определенных фасонов одежды (и ее материалов) для создания образа «человека, идущего в ногу со временем»
Композиция (составление, связывание) — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому
Контраст — эторезкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур
Нюанс — незначительное различие характеристик с элементами подобия.
Масштабность — соразмерность формы костюма и ее элементов фигуре человека. С масштабностью связаны устойчивость и равновесие формы.
Симметрия —- одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости.
Силуэт - это изображение формы на плоскости.
Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и пр. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм.
Основные виды силуэтов одежды:
прямой (Н), трапециевидный(А), прилегающий, х-образный(Х), овальный(О)
Пропорция — размерные соотношения элементов формы.
Пропорциональные соотношения — это соразмерность элементов, единство частей и целого.
Фактура - это строение поверхности, либо свойственное ей от природы, либо полученное в процессе обработки
Применение в одной модели материалов разных фактур дает возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности.
Ритм – эточередование каких-либо элементов(звуковых, речевых, художественных), происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Цвет — это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света, отраженного от предметов окружающего мира. Человек может видеть только то, что имеет цвет, все бесцветное — невидимо для нашего глаза.
Творческий процесс - процесс, направленный на достижение единства формы и содержания
Основные характеристики цвета
1.Цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название, например, синий, зеленый, коричневый и т. д.; эта характеристика присуща только хроматическим цветам.
2.Светлота — это степень отличия цветового тона от черного или белого.
3.Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Самыми насыщенными цветами являются спектральные, у которых нет ахроматических примесей и цветовой тон выражен максимально резко
Все хроматические оттенки получаются благодаря смешению цветов. Но существует три цвета, которые нельзя получить смешением — это красный, синий и желтый. Их называют основными цветами. Все остальные цвета являются результатом их смешений, поэтому называются производными.
Стиль - это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника
В моде XX столетия сформировались и прочно утвердились следующие основные стилевые направления: классический, романтический, спортивный и фольклорный. Все они в отличие от исторических художественных стилей в одежде предыдущих эпох определяются в основном функциональностью и назначением костюма.
Все перечисленные стили довольно редко используются в чистом проявлении. Чаще всего в современной одежде наблюдается смешение стилей. Это явление в искусстве называется эклектикой.
Пластика – это плавное соединение элементов формы, а так же постепенный переход одного направления формы в другое
Замысел – это структурный элемент композиции, средства для выражения художественной идеи.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Функции, который несет в себе современный костюм:
-региональная,
- магическая,
- эстетическая,
- эротическая,
- социальная
Ассортимент – это одежда, объединенная в самостоятельную группу по определенным признакам
Функциональность – это соответствие изделия или комплекса изделий, назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.
Гарнитур - полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки.
Комплект (от лат.соmpletus — полный) — набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению.
Коллекция (от лат.со11ес1ю — собрание) — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес
Функциональность — соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.
Современная одежда делится на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов:
- полового признака и возраста;
- способа изготовления;
- сезона:
- функции (назначения);
- стиля.
Можно выделить следующие возрастные группы:
- детская;
- молодежная;
- средняя;
-старшая.
По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную.
Швейная — одежда, выкроенная и сшитая из ткани либо из какого-либо другою материала (меха, кожи и т.п.).
Трикотажная — одежда, связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.
В современной одежде также присутствует деление одежды по сезону:
- летняя одежда шьется преимущественно из легких гигиеничных тканей или трикотажа (шелка, хлопка, льна или смесовых тканей, вискозы);
- демисезонная одежда — из более плотных тканей;
- зимняя — из теплых шерстяных тканей, утепленных материалов, меха.
В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную и форменную одежду.
Бытовая одежда — это одежда, которую человек носит дома и на работе (если не требуется специальная одежда).
Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом.
Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п.
Зрелищная одежда театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, цирковом костит, карнавальный костюм, фольклорный костюм для танцевальных и музыкальных коллективов, исполняющих произведения традиционного национального искусства.
Форменная одежда — форма, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству.
Бытовая одежда, которую носит современный человек, делится на:
повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю (для работы и отдыха).
Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.).
Основные требования, которые необходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простота форм, возможность комбинирования различных элементов костюма.
Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу.
Одежда для отдыха - одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клубов.
Основные требования к одежде для отдыха: ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды, и трикотажа.
Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома, для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах — стираются отличия от повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами






