Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра общей гигиены с экологией
С курсом гигиенических дисциплин МПФ
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________Зулькарнаев Т.Р.
«____»____________ 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическому занятию на тему
«Пищевые отравления немикробной природы и их профилактика»
Дисциплина Гигиена
Специальность 060101 Лечебное дело
Курс 2
Семестр 4
Количество часов 4
Уфа-2012
ТЕМА: «Пищевые отравления немикробной природы и их профилактика»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по
специальности «Лечебное дело», утверждённой 4 июля 2012 г.
Рецензенты:
д.м.н., проф. Зулькарнаев Т.Р.
д.м.н., проф. Овсянникова Л.Б.
Автор: к.м.н., доц. Мурысёва Е.Н.
Утверждено на заседании № 8 кафедры общей гигиены с экологией
С курсом гигиенических дисциплин МПФ от 04.12. 2012 г.
1. Актуальность темы: Пищевые отравления немикробной природы долгие годы занимали небольшой удельный вес среди пищевых отравлений. На их долю приходилось не более 1-2% данных заболеваний. В последние годы количество немикробных отравлений прогрессивно увеличивается. Это связано с загрязнением продуктов ксенобиотиками (соли тяжёлых металлов, ядохимикаты, минеральные удобрения, пищевые добавки). Немикробные пищевые отравления отличаются тяжёлым течением и высокой летальностью и заслуживают пристального внимания органов здравоохранения. Характер медицинской помощи и тактика врача при возникновении пищевых отравлений зависит от уровня его знаний о причинах, клинике, диагностике и мерах их профилактики.
2. Цель занятия: Усвоить современную классификацию, пищевых отравлений, их этиологию, клинику, диагностику, основные профилактические мероприятия. Овладеть методикой расследования случаев пищевых отравлений.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· пищевые отравления немикробной природы и неустановленной этиологии, их гигиеническую характеристику и профилактику;
· методику экспертизы случаев пищевых отравлений различной этиологии;
· методику отбора проб пищевых продуктов для лабораторного исследования для подтверждения диагноза;
· нормативную и инструктивно-методическую документацию.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· определять характер пищевого отравления;
· собирать пищевой анамнез;
· заполнять экстренное извещение на пищевое отравление;
· проводить расследование случаев пищевых отравлений и организовывать мероприятия по их профилактике;
· проводить санитарно-просветительскую работу среди населения по вопросам профилактики пищевых отравлений;
· пользоваться нормативной и инструктивно-методической документацией.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен в ладеть:
· методикой расследования случаев пищевых отравлений;
· основными мероприятиями по профилактике пищевых отравлений немикробной природы;
· навыками применения нормативной и инструктивно-методической документации.
3. Необходимые базисные знания и умения:
· Экология и биосфера.
· Реакции комплексообразования (токсическое действие солей тяжелых металлов).
4. Вид занятия: Практическое занятие.
5. Продолжительность: 180 минут.
6. Оснащение:
1. методические указания для студентов, нормативная документация;
2. мультимедийное сопровождение;
3. таблицы.
7. Структура занятия (таблица).
Материалы для контроля знаний студентов
8.1. Контрольные вопросы темы:
1. Отравления продуктами животного и растительного происхождения, ядовитыми по своей природе, их профилактика.
2. Отравления продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми при определенных условиях, их профилактика.
3. Отравления примесями химических веществ (пестицидами, минеральными удобрениями, пищевыми добавками, соединениями, мигрирующими из посуды, тары, упаковочных материалов), их профилактика.
4. Гигиенические требования к посуде пищевого назначения.
5. Пищевые отравления неустановленной этиологии (Гаффская и Уровская болезнь).
8.2. Наборы тестов (представлены в приложении).
8.3. Ситуационные задачи (представлены в приложении).
7. Структура занятия
(технологическая карта занятия с хронограммой)
| № | Этапы занятия, их содержание | Время, мин | Используемые наглядные, методические пособия и др. | Место прове- | Цель и характер деятельности | |
| студента | преподавателя | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1. | Организационный этап. Контроль внешнего вида студентов, регистрация отсутствующих с выяснением причин. Контроль состояния учебной комнаты, наличия таблиц. | 5 | Учеб- ная лабора-тория. | Научить студентов дисциплине, организованности, аккуратности. | ||
| 2. | Ознакомление студентов с содержанием занятия. Формируется цель и задачи занятия. Подчеркивается выход полученных знаний в практику. | 5 | Сформировать у студентов правильную мотивацию для предстоящей работы. | |||
| 3. | Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. | 20 | Наборы для тестирования. | Ответить на вопросы тест контроля. | Оценить ответы студентов, сообщить результаты. | |
| 4. | Проверка готовности студентов по контрольным (узловым) вопросам темы. | 90 | Мультимедийная презента- ция, таблицы, приборы. | Ответить на вопросы путем собеседования с преподавателем. | Проконтролировать усвоение материала путем оценки устных ответов студентов, дополнить ответы, сделать обобщение. Сформировать у студентов единый исходный уровень знаний, необходимый для успешного выполнения самостоятельной работы. | |
| 5. | Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Ознакомиться и заполнить экстренное извещение на пищевое отравление немикробной природы по предложенному заданию. | 20 | Методические указания для студентов, нормативная документация. | Оформить извещение, сдать преподавателю для проверки. | Контроль за правильностью выполнения работы. | |
| 6. | Контроль конечного уровня знаний студентов и его коррекция. | 35 | Набор ситуационных задач. | Решить задачи с оформлением заключения и рекомендаций. Исправить замечания преподавателя. | Контроль за правильностью решения ситуационных задач. Коррекция заключения и рекомендаций. | |
| 7. | Подведение итогов занятия. Задание на дом. | 5 | Записать задание на дом. | Сделать разъяснение. | ||
9. Литература
Основная:
1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.
2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.
3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.
Дополнительная:
1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607с.
2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html
3. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html
4. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html
5. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
6. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002. – 576 с.
7. Гигиена питания: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 060101(65). – Уфа: БГМУ, 2010.
8. Гигиена питания [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело"- 06.01.01.(65) / Башк. гос. мед. ун-т; сост. Т. Р. Зулькарнаев [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 51 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
9. Словарь гигиенических терминов и понятий/Под ред. Мурысевой Е.Н. – Уфа, 2000.
Автор методической разработки:
к.м.н., доцент кафедры общей гигиены с экологией
с курсом гигиенических дисциплин МПФ Мурысева Е.Н.
«____» ______________ 2012 г.






