Анализ программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы

Задачи уроков обучения изобразительному искусству в основной школе.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав базовых предметов основной школы. Он имеет объединительный характер, содержит основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в эмоциональных и экранных искусствах.

Целостность и особенность предмета ИЗО состоит в том, что он способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, формирует ассоциативно-образное и пространственное мышление, интуицию, одномоментное восприятие сложных объектов и явлений, эмоциональное оценивания, способности к парадоксальным выводом, постижение мира через чувства и эмоции.

Содержание курса принимает во внимание роль визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

На основе этого выделяют следующие задачи:

1) Воспитание смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

2) Исследование художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

3) Изучение средств художественного изображения;

4) Предоставление условий понимания эмоционального и оценочного смысла визуально-пространственной формы;

5) Развитие активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

6) Формирование уважения к истории культуры своей Родины, заключенной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

7) Расширение творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в сложной ситуации;

8) Освоение основами практической эстетической работы разнообразными художественными материалами и инструментами;

9) Воспитание способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

 

Анализ программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы.

Цели программы:

1) Развитие художественного вкуса, внимание к изобразительному искусству;

2) Формирование эстетического мышления;

3) Совершенствование воображения, желания и умения;

4) Освоение первичных знаний об искусстве в целом;

5) Воспитание навыков работы с различными художественными материалами;

6) Формирования у учащихся художественной культуры как неотделимой части культуры духовной, т.е. культуры мировидения, прошедшие поколения;

7) Развивать эмоционально-нравственный потенциал ребёнка.

Программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики учебного предмета, описания места учебного предмета в учебном плане, ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, планируемых результатов, содержания курса, тематического планирования, описания учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Задачи:

1) Воспитывать навыки смыслового и эмоционально-ценностного восприятия зрительного образа действительности и произведений искусства;

2) Формировать понимание эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

3) Развивать творческий опыт, чтобы способствовать формированию самостоятельной деятельности;

4) Воспитывать уважение и гордость к истории культуры своей Родины, заключенной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно - материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

5) Развивать способность ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Принцип, по которому построено содержание предмета «Изобразительное искусство» в средней школе, заключается в его расширенном изучении каждого вида искусства.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - предназначена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.

Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - вкладывает в себя изучение собственно изобразительного искусства. Именно на этом этапе дети узнают язык искусства, его историю, правила, жанры. Искусство помогает ребенку проникнуть в чужие миры, учит живому ощущению жизни, поэтому понимание искусства – это огромная работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - помогает постичь тайны архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Здесь понадобятся все навыки, изученные в первых темах.

Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является не только развитием, но и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств.

 

Программа разработана как полноценная система введения в творческий мир и включает в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных, живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства; народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижений роли художника в синтетических (телевизионных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д.

Выделяют три основных вида художественной действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Эти способы, если их постоянно практически тренировать, позволяют приобщить детей к миру искусств.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Программа позволяет учащимся осваивать разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, глина, различные виды бумаги, природные материалы, ткани и т.д.; инструменты: кисти, стеки, ножницы и т.д.; а также художественные техники: аппликация, коллаж, монотипия, лепки и другие.

В курс программы входят выставки детских работ, что позволяет детям заново увидеть и оценить свой и чужие работы, предвкушать радость успеха. Это стимулирует их на дальнейшую работу

Также программа не зацикливается только на изучении родного края, она охватывает разные страны и эпохи. Ребенок постепенно открывает все новые и новые двери в мировое искусство, с их тайнами и ценностями.

Программа составлена так, чтобы учащийся мог легко понять связь искусства с жизнью. Ведь это главный смысловой стержень программы.

 Предусматривается широкое привлечение бытового опыта детей, примеров из окружающего мира. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей действительности является важным условием освоения детьми программного материала.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

1) Развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) Формирование визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) Приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

4) Накапливание опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

5) Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

6) Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).

Программа Немеского доступна и понятна для прочтения. Достаточно большое количество времени отдается для изучения основ изобразительной грамоты, которая помогает найти связь между народным и профессиональным изобразительным искусством.

Советский педагог построил превосходную модель, которая помогает привить учащимся любовь, как к своей Родине, так и к чужой.

Предложенный материал помогает сформировать из ребенка полноценную личность, которая научится понимать окружающую действительность, размышлять о нёй, показывать свое отношение к ней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: