Мастер-класс педагога дополнительного образования Рубаненко Д.А

«Традиционная кожлянская игрушка Петушок»

Место проведения: МКУДО «Дом детского творчества» г. Курчатов, Курская обл

Целевая аудитория:  дети

Количество участников: 10 человек.

Цель: передать детям  мастерство лепки

Задачи: - знакомство с техникой изготовления  и росписи кожлянской игрушки;

- ознакомление с особенностями росписи кожлянской игрушки

- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование: доски для лепки, стеки, вода, тряпочки, стаканчики, образец для показа, краски акриловые, кисти.

Ход занятия:

Дорогие дети! Гончарное ремесло – оно из самых древних. Об этом говорят археологические находки – гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек (обычно подросток, юноша)становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу.

Посуда могла быть облитой и необлитой, с узором или без него. Обливали специальным составом. Высохшее изделие блестело от глянца.

Чем же торговали гончары? Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках взбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили-парили еду для будней и праздников.

Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь. В селе Кожля, что раскинулось на правом берегу реки Сейм неподалёку от Курска, многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье». Это крылатое выражение, по мнению искусствоведов, было широко растиражировано ещё в начале ХIХ-го века и относилось к популярной среди народа Кожлянской игрушке, которая несла в себе юмор, имела громкий и чистый звук, была непременной участницей народных гуляний и забав. К тому же, покупатели наряду с образностью ценили прочность изделия, а в Кожлянской свистульке всё слито воедино и показано самое характерное.

Изделие традиционно вытягивалось мастерами из цельного куска глины — создавалось без составных частей и «налепов». К тому же, на белой глине нарядно смотрятся сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в «сеточку» (земля), «ёлочку» (лес). Молодёжи на забаву предлагались многофигурные композиции, рассчитанные на нескольких человек, чтобы весело было им потолкаться за околицей, выдувая громкий аккомпанемент деревенским плясунам.

Что и говорить: молода душой старинная игрушка, история которой насчитывает без малого три века! Поколения мастеров за эти годы сочинили более чем 250 ярких и фантастических образов. Знаковый «Курский соловей» — это чашечка в виде цветка на ножке, которая наполняется водой. Стоит подуть в свисток, как раздаётся переливчатая птичья трель — будто соловей поёт! Что может быть лучше для рекламы на ярмарке? Или круторогий «Козлик». В славянской мифологии он благородное животное, символизирующее победу, ведь только козёл может прорубить большими рогами дорогу в скалах, и это научный факт, а в народном понимании — мощь и сила!

«Козля» или «Кожля» — когда-то в этих овражистых местах в изобилии водились дикие козы, что отразилось в названии местечка на украинский лад. Богатые залежи мягкой белой глины позволили здесь, на юго-западном краю Курской губернии, процветать гончарному ремеслу. В каждом подворье имелась земляная печка для обжига изделий — «горн», а ребятишек с детства обучали искусству лепки. Но в соседнем селе Дроняево была другая специализация. Там на гончарном круге тянули горшки и прочую посуду, что физически более тяжело, поэтому соседи подшучивали над «свистунами» из Кожли, иногда даже подворовывали у них сырьё в карьере, который так и называется «Глинище». Там у каждого из мастеров была заведена своя шахта, откуда и привозилась для работы мягкая синеватая глина, уже при обжиге она становилась белой и не требовала подкрашивания в готовом виде.

Игрушечный и гончарный промыслы угасли во время коллективизации 30-х годов, когда советская власть запретила брать селянам глину из карьера и лепить изделия на продажу. А Кожлянская игрушка возродилась из полного забвения только к началу 80-х годов, благодаря тому, что в начале 70-х известный искусствовед Александр Фрумкин зачастил из Москвы в угасающую деревеньку Кожля.

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник Александр Наумович Фрумкин вёл изыскания в селе Кожля, изучал образцы народных промыслов и беседовал со многими старожилами, открыв трёх мастериц декоративно-прикладного искусства. Ольга Ивановна Дериглазова (1912-2004 гг.), Ульяна Ивановна Ковкина (1902-1994 гг.) и Валентина Венедиктовна Ковкина (1922-2012 гг.) ушли в жизнь вечную, исполнив свою миссию на земле — передали нам, в ХХI-й век, Кожлянскую игрушку. Эти забавные свистульки помогали мастерицам выжить, ведь на долю каждой женщины выпала война, голод и нужда. Тайком от властей мастерицы наведывались в карьер — заготавливали глину, а позже с готовой работой отправлялись на железнодорожную станцию к воинским эшелонам — продавать или менять свои шедевры на продукты. После Великой Отечественной войны «курских соловьёв» с радостью раскупали военные, возвращаясь по домам с Победой! Ульяна Ковкина рассказывала, что вела в своём деле строгий учёт и помнит, что после войны лепила по десять тысяч игрушек за зиму, а за сутки у неё получалось иногда по двести пятьдесят штук!

Самой знаменитой из трёх кожлянских мастериц стала Валентина Ковкина. В 1976 году Александр Фрумкин устроил первую выставку художницы в Москве. С тех пор в разных городах Европы, Канады, Японии и России побывали игрушки трёх курских бабушек — и все они стали заслуженными мастерами, членами СХ России, а Валентина Ковкина в 2002 году получила звание лауреата Госпремии в номинации «Душа России»! Некоторые искусствоведы называют её «русским Ван-Гогом» за то, что пластика игрушки находится в движении, а роспись отличается особой яркостью.

Валентина Венедиктовна вспоминала совет своей матушки: «Как бы не сложилась твоя жизнь, а игрушку не бросай!». Так и не бросила она семейное дело, хотя пережила в советские годы и насмешки, и укоры со стороны идеологически «правильных» односельчан. Гораздо позже, в конце 70-х годов, её пригласили в Дроняевскую сельскую школу вести кружок художественной лепки. Так и случилось, что более 20 лет Валентина Ковкина щедро делилась секретами мастерства с учениками, да и со всем миром тоже: многие художники-керамисты стали заглядывать к бабушкам за секретами.

Недаром когда-то искусствовед Фрумкин убеждал каждую из них не бросать игрушку, создавать новые коллекции, вспоминать виданное ранее, ведь Кожлянские свистульки удивительно сочетают в себе образность и народную мудрость на грани смешного и философского. И промысел возродился. В 2008 году, в Курчатовском районе, к которому относятся сёла Дроняево и Кожля, создан Центр развития традиционного гончарного промысла. И в Курске мастера-керамисты лепят игрушки, однако предпочитают выставлять на продажу в художественные салоны авторские работы.

Этапы изготовления Кожлянской игрушки

1. Берём готовую глину и катаем шар

 

           

2.Из шарика делаем «вареник», к одной из сторон «вареника» которая более тупая примазываем небольшой шарик - это будет свисток.

3. Намечаем место для ног и примазываем два шарика вытягиваем и формируем ноги

 

4. Затем примазываем ещё один шарик побольше – это будет шея и голова

 

5. Формируем гребень, с помощью «шликерной массы»

 

6. Украшаем нашего петушка при помощи капелек делая ему клюв, глаза, серёжки и бородку.

 

7. Сзади примазываем небольшую «морковку», вытягиваем её формируя петушку хвост.

 

8. Из двух шариков делаем небольшие «морковки» и примазываем их к петушку – это будут наши крылья.

 

9. В крылья вкладываем гармошку которую мы сделали из колбаски, гармошку приклеиваем на «шликерную массу»

 

10. Затем прокалываем свисток с помощью «стека» и делаем украшение «стеком» на хвосте и гребешке

 

11. Наш петушок с гармошкой готов, даём ему высохнуть несколько дней, потом обжигаем его в муфельной печи при температуре 850-900 градусов 2.5 часа. Раскрашиваем акриловыми красками в традиции «кожлянской» росписи.

12. Виды орнаментов, используемые в росписи Кожлянской традиционной игрушки.

 

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться лепить не так уж и трудно, важны терпение и труд, чтобы умение переросло в мастерство. Спасибо!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: