На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

Практическая работа № 9

 по криминологии для студентов группы

П18-06

 на 02 июня 2020 г.

 Задание № 1

Проанализируйте механизм преступного поведения. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.

 2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

 3. Оцените в совершенном преступлении роль личностных свойств виновного и ситуации.

Водитель Еремин закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Тимофеев попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Еремина ехать быстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и пообещал хорошо «отблагодарить» его.    При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Еремин резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне.

Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного         движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Тимофеева и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Еремина столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. 

При медицинском освидельтествовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Еремин, дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося. По материалам личного дела было установлено, что Еремин проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел «лишние деньги». Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Еремина в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

 

Задание № 2

 

Придумайте криминальную ситуацию, в которой выделите элементы механизма преступного поведения: потребности, интересы, мотивы, цели преступления и условия, способствующие совершению корыстных преступлений.

 Сформулируйте роль ситуации в преступном поведении.

Задание № 3

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. Они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел ввиду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 года, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения.

После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя». Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.  

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся». Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекая к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции. Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть В. заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню тащил все, что «плохо  лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал работать не по мелочам, а по «настоящему». 

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-лентем возрасте.

 

 Пояснения к выполнению заданий

 Ребята, поясняю, как нужно делать задания.

 При выполнении заданий, вы используете свои конспекты по механизму преступного поведения. Дальше отвечаете на поставленные в заданиях вопросы. Например, разберем задание № 1. В задании № 1 вам нужно назвать обстоятельства, способствующие совершению преступления.  Первое обстоятельство – это галолед. Данное обстоятельство относится к ситуации совершения преступления. Также к ситуации совершения преступления относится превышение скорости и туман. К личности виновного Еремина относится легкая степень опьянения, так как Еремин неосторожный преступник и преступление совершено по неосторожности. По работе характеризуется положительно. Точно так же по этому образцу вы разберёте задание № 3.

 А в задании № 2 сами придумаете криминальную ситуацию.

 Желаю успехов!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: