double arrow

Биологические основы Личности

Психологический аспект системной концепции Личности.

Психология, рассматривающая личность как духовную индивидуальность, направленность которой задается глубинными ценностными ориентациями (Святостями), называют гуманистической психологией.

Да, но эта идея, скажете вы, была известна слишком давно и в чем тут новизна?

Главное в гуманистической психологии — это то, что появились серьезные биологические основания считать, что человек по сути своей добр (А. Маслоу), поэтому доброта — это не только нравственное качество человека, доброта — это потребность человека.

Личность, согласно нашему определению, —это духовная индивидуальность человека, поэтому все, что было сказано о биологических основах Духовности, касается и биологических основ личности. Остановимся лишь на главном.

Суть биологического аспекта рассмотрения личности в том, что стремление человека к духовным ценностям (или Святостям) является его, если хотите, физиологической потребностью.

Что это означает7 Это означает, что, если человек не удовлетворяет свои физиологические потребности, то в его организме что-то разрушается, и он просто умирает. Если же человек не удовлетворяет свои духовные потребности, то, образно говоря, «молчащие нейроны» разрушаются, и человек умирает как личность.

Когда человеку рекомендуют служить истинным Святостям: Вере, Чести, Пользе, Любви, Красоте, Истине и Справедливости, то это не морализация, — это, скорее, рекомендация как сохранить молодость и здоровье личности.

Наиболее выразительно идею существования духовных потребностей развивал один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу.

Главное в теории Маслоу — это то, что он, как и Адлер, преодолел слишком упрощенное толкование естественного отбора Ч. Дарвиным, согласно которому, в борьбе за существование выживают агрессивные и сильные животные. Отсюда якобы следует, что человек является агрессивным.

Маслоу доказывал, что человек по сути своей добр. Он рождается с гуманоидными потребностями, то есть потребностями служить истине, доброте, нравственности, справедливости и др. (цит. по [6, 55]).

Чтобы совсем было ясно, что, например, воспитание доброты это не навязывание извне чего-то чужеродного естеству человека; гуманоидные потребности Маслоу назвал даже врожденными инстинктами. Поэтому воспитание доброты — это пробуждение естества человека.

Если глубинные ценностные ориентации (или Святости) являются естеством человека, то проблема развития человека как личности — это умение создать такие условия, чтобы его естество, его глубинные Святости сами проснулись, и человек бы реализовал свое духовное предназначение [6, с. 52-57].

Маслоу поясняет идею о предназначении следующим примером. Если в человеке заложены актерские способности, то он стремится стать актером. Если в нем заложены способности мыслителя, ученого, то он обязан это реализовать. А если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, то начинается конфликт, который состоит в том. что человеку не дано возможности самоактуализации, то есть быть тем, кем он может быть Именно такая неудовлетворенность, согласно Маслоу. порождает неврозы (изл по [6, с 53]).

Из сказанного может сложиться впечатление, что судьба человека как бы предопределена и что не надо «суетиться» в жизни — «пусть все идет как идет». Да, согласно идее Маслоу, судьба предопределена: служить Святостям — это судьба человека. Но для того, чтобы реализовать свою судьбу, то есть свое истинное предназначение, человек должен овладеть искусством создавать условия, в которых гуманоидные потребности сами проснутся и еще к тому же человек должен научиться удовлетворять проснувшиеся духовные потребности. Если он этого делать не будет, а пустит все на самотек, то в душе его вырастут не прекрасные Цветы, а Сорняки.

Таким образом, согласно Маслоу, главная способность человека это способность удовлетворять духовные потребности и тем самым развиваться как личность. Эту способность он назвал способностью к самоактуализации,

2.2. Основы системной концепции Личности: главная Сила «бессознательного» и психоанализ в гуманистической психологии.

На предыдущей лекции мы выяснили, что главное в духовной эволюции человека —это пробуждение Духовности. Человек субъективно переживает это стремление как поиск смысла жизни. Искать смысл жизни — это, конечно, хорошо, но каковы пути этого поиска, на что более конкретно следует ориентироваться, когда ищешь смысл жизни?

Гуманистическая психология ставит своей главной задачей поиск истинных ценностных ориентации личности или, в нашем разговоре, Святостей. Пробуждение Святостей и является конкретным воплощением Духовности в человеке. Если Духовность — это цель развития человека и всего живого, то пробуждение Святости озаряет путь движения к этой цели.

Авторская концепция личности, названная «концепцией семи Святостей», является развитием идей Дильтея, Шпрангера и Лазурского. Эта концепция включает:

1. построение системной модели личности, методологически валидной трем принципам причинности;

2. описание типов личности, образованных преобладанием одной из семи Святостей

3. построение метода тестирования (типа) личности как духовной индивидуальности человека.

Ø Системная модель личности: «Ядро» душевного мира на схеме «сцена-подвал».

Для того, чтобы концепция личности называлась системной она должна удовлетворять трем принципам причинности: активности, саморазвития и иерархичности.

В предшествующих лекциях мы рассматривали модели личности на схеме «сцена-подвал», построенные в соответствии с концепциями Фрейда, Адлера, Юнга, Франкла и Андреева. Нами было также отмечено, что переход от психологии «сознания» (Р. Декарта) к психологии «бессознательного» (Г. Лейбница) и последующее развитие концепции «бессознательного» Фрейдом, Адлером, Юнгом и Франклом (с целью понять причины происхождения неврозов) происходило как поэтапная реализация Идеи спонтанной активности в форме трех принципов причинности.

Образно говоря, это поэтапное движение от картезианской психологии «сознания», которое именуется в психологии «бихевиоризмом», к гуманистической психологии происходило как движение в пространстве причинности (Рис. 1) по трем осям: от «внешнего» к «внутреннему» (Фрейд), от «прошлого» в «будущее» (Аддер) и от «субсистемного» в «метасистемное» (Юнг). В процессе этого движения мы все ближе приближались к подпространству причинности гуманистической психологии.

Рис. 1

Используя это пространство причинности, давайте попробуем построить системную модель личности как логическое развитие схемы «сцена-подвал», на которой мы изображали основные Силы «бессознательного» в предшествующих лекциях. Все эти модели личности изображены на Рис. 2.

1. Исходным этапом развития концепции личности на Рис. 2 является «неглубинная» концепция личности или «бихевиоризм».

Модель личности Декарта (Рис. 2, см. название схемы «Декарт»). Личность по идее Декарта — это сознательная индивидуальность человека. На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира находится на «сцене» сознания, отсюда, согласно Декарту, животные не обладают сознанием, поэтому являются автоматами. Эта картезианская (Р. Декарта) концепция причинности в психологии обычно называется «бихевиоризм».

Рис. 2

Триада приоритетов картезианской концепции причинности имеет следующий вид: внутреннее — прошлое — субсистемное.

Отечественная психология в период воинствующего материализма 20-х годов была в основном «бихевиоризмом», преодоление которого началось с развитием принципа активности и принципа иерархичности.

Идеи воинствующего материализма 20-х годов были настолько сильны что даже известное определение где личность выступает как «единая совокупность внутренних условии через которые претомляются внешние воздействия» (цит по [3 с 314]) данное С Л Рубинштейном (1889 1960) несмотря на свое явное несоответствие принципу активности было воспринято как покушение на «постучат непосредственности» являющийся основой отечественных аналогов «бихевиоризма» реактологии и рефлексологии

После того как рефлекторный принцип начал сдавать свои позиции и начала развиваться физиология активности (Н. Бернштейн) и отечественная психология стала постепенно становиться психологией активности В результате этого становления возникло новое определение личности данное А Н Леонтьевым «Личность — субъект действующий на окружающий мир и тем самым себя изменяющий» [9 с 193]

Тем не менее над отечественными психологами всегда давлело заклинание К Маркса «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [Маркс К Энгельс Ф Соч т 3 с 3]

Несмотря на то что это толкование личности Марксом не позволяло развивать в явном виде концепцию «бессознательного» тем не менее оно позволяло развивать так называемую «вершинную психологию» Основой этой психологии является приоритет общественного над индивидуальным который соответствует принципу иерархичности

Л С Выготский писал «Нашестово в психологии от поверхностной психологии — в сознании не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и гщ битой психологии Наша психология — вершинная психология (определяет не «глубины» а «вершины» личности»)» (цит по [12 с 20])

Итак в отечественной психологии выход из картезианского подпространства причинное!и внутреннее — прошчое — субсистемное произошел через реализацию принципа иерархичности и возникла такая триада приоритетов внешнее — прошлое — метасистелюе (социальное)

2. Вторым этапом развития концепции личности (Рис 2) является создание «глубинной психологии» Ее основы были заложены Лейбницем в его концепции «неосознаваемой психики», которая затем была использована Фрейдом, Адлером и Юнгом для трактовки неврозов.

Главное в «глубинной психологии» — это живая трактовка Сит, образующих душевный мир человека Главное — это принцип активности, постулирутощий приоритет внутреннего над внешним Поэтому внутреннее является обязательным элементом тобой триады приоритетов глубинной психологии

Модель личности Лейбница (Рис 2 см «Лейбниц») Личность, по идее Лейбница, — это глубинная индивидуальность человека. На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира находится в сфере «невидимой психики», то есть психикасознанию, следовательно, согласно Лейбницу, Декарт не прав животные обладают психикой и автоматами не являются

Как вы помните, основная проблема глубинной психологии — это проблема выделения главной Силы «бессознательного» Решение этой проблемы дает ключ к толкованию личности, к пониманию специфики психоанализа, а также к раскрытию причин возникновения неврозов и стратегии их исцеления.

Модель личности Фрейда (Рис. 2, см. «Фрейд»). Личность, по Фрейду,— это животная индивидуальность человека, образованная «ансамблем иррациональных бессознательных влечений». На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира находится в животной сфере «бессознательного» (слева от пунктирной линии).

Фрейд «оживил» глубинные инстинкты, но признавал, в отличие от Адлера, только биологическое целеполагание по принципу «выжить и размножиться» и не признавал надындивидуальных Сил (Архетипов) Юнга.

Триада приоритетов концепции причинности Фрейда: внутреннее — прошлое — субсистемное (индивидуальное).

Модель личности Адлера (Рис. 2, см. «Адлер»). Личность, по Аддеру, образована глубинным «Личностным идеалом» (или неосознаваемым «Целевым образом»). На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира находится в духовной сфере «бессознательного» (справа от пунктирной линии), так как Силы, его образующие, являются эволюционно молодыми и не подчиняются биологическому критерию «выжить и размножиться».

Ранний Адлер, открыв парадокс эволюции, отказался от приоритета биологических Сил в «бессознательном», поэтому его триада причинности имеет вид: внутреннее — будущее — субсистемное.

Поздний Адлер, открыв основной признак душевного здоровья «социальное чувство», вплотную подошел к реализации принципа иерархичности, то есть к триаде причинности гуманистической психологии: внутреннее — будущее — метасистемое (надындивидуальное).

Триада приоритетов концепции причинности Адлера: внутреннее — будущее— субсистемное (индивидуальное).

Модель личности Юнга (Рис. 2, см. «Юнг»). Личность, по Юнгу, образована надындивидуальными Метаинстинктами («Духами»), подчиняющими инстинкты индивидуальные («Души»)». На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира (на схеме — «Л») находится в животной сфере «бессознательного» (слева от пунктирной линии), но активность его служит активности доминирующего Архетипа.

Ранний Юнг открыл сферу «коллективного бессознательного», Архетипы которого являются фундаментом личности, поэтому индивидуальные инстинкты должны быть подчинены надындивидуальным инстинктам. Триада причинности раннего Юнга имеет вид: внутреннее — прошлое — метасистемое.

Поздний Юнг начинает признавать принцип целевой причинности, например, в трактовке снов [14, 150] и (после знакомства с индийскими системами духовного совершенствования) вводит Архетип «Самость», по-видимому, являющийся аналогом Духовности. Юнг, как и Адлер, вплотную приближается к тираде причинности гуманистической психологии: внутреннее — будущее — метасистемое (надындивидуальное).

3. Третьим этапом развития концепции личности (см. Рис. 2) является создание «гуманистической психологии». Несмотря на то, что концепцию Адлера обычно относят к «глубинной психологии», именно Адлер заложил основы «гуманистической психологии» тем, что отошел от социального дарвинизма и наличие «общественного чувства» стал считать главным признаком душевного здоровья.

Модель личности Франкла (Рис. 2, см. «Франкл»). Личность, по идее Франкла, образована главной Силой «бессознательного» — Духовностью («подсознательным Богом»). На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира находится в духовной сфере «бессознательного» (справа от пунктирной линии), и его активность непосредственно включена в активность Духовности.

Напомним, Франкл подчеркивал, что Духовность — это не есть продукт культуры, навязанный извне. Духовность — это истинное естество человека, дремлющее в глубинах «бессознательного».

Триада приоритетов концепции причинности Франкла: внутреннее — будущее—метасистемное (надындивидуальное).

Системная модель личности (Рис. 2, справа). Личность — это духовная индивидуальность человека. На модельной схеме личности «Ядро» душевного мира (на схеме «И» —идеал) находится в духовной сфере «бессознательного» (справа от пунктирной линии) и включено по принципу содействия в системную иерархию: «Личностный идеал» — Святость — Духовность.

Роджерс, исходя из приоритета «субъективного» над «объективным», обосновал приоритет ценностей субъективных над ценностями объективными. Именно субъективные (глубинные) ценности образуют личность как духовную индивидуальность человека, следовательно: внутреннее — будущее — метасистемое.

Маслоу конкретизировал и описал духовные ценности. Сделал особый акцент на том. что удовлетворение их также необходимо, как и удовлетворение физиологических потребностей. Подавление этих «метапотребностей». согласно Маслоу, приводит к «метапатологии».

Системная модель личности, являясь логическим итогом развития гуманистической концепции причинности, должна быть методологически валидна трем принципам причинности.

Принцип активности: «Ядро» личности образуют живые глубинные Силы «бессознательного» — «Личностный идеал», Святость и Духовность.

Принцип саморазвития: «Ядро» личности образуют эволюционно молодые духовные Силы (они изображены справа от пунктирной линии).

Принцип иерархичности: Святости, активность которых образует тип личности, включены в системную иерархию — «Личностный идеал» — Святость — Духовность. «Личностный идеал», согласно Адлеру, образует индивидуальную эволюционную судьбу человека (на схеме «И»), а Святость образует надындивидуальную судьбу человечества.

Таким образом, логика движения по пространству причинности (Рис. 1) от подпространства «бихевиоризма» (внешнее — прошлое — су б системное) в подпространство гуманистической психологии (внутреннее — будущее — метасистем привела к созданию системной модели личности.

Ø Психоанализ в гуманистической психологии.

Психоанализ предполагает рассмотрение символики глубинных Сил бессознательного. В данном случае этими Силами являются Святости. Преобладание одной из Святостей образует тип личности.

Когда одна из Святостей пробуждена в душевном мире человека, то человек чувствует себя в подлинном смысле личностью, а когда все Святости подавлены, то человек, согласно Роджерсу, теряет свое «Я» и становится живым трупом.

По аналогии с предшествующими разделами, специфику психоанализа на примере трактовки искусства и снов мы затронем в следующей лекции, при описании метода тестирования личности — «Человек духовного облика».

Ø Какова символика Святостей и сколько существует типов личности?

Варианты описания типов личности приведены в Таблице 1. В первой колонке таблицы перечисляются основные качества «человека облагороженного образа», предложенные Д. Андреевым [2, с. 224]. Во второй — шесть «форм жизни» или типов личности, предложенные Э. Шпрангером [6, с. 71-82]. В третьей — восемь «типов-идеалов высшего уровня» развития человека, предложенные А.Ф. Лазурским [8, с. 192]. Завершает этот ряд авторская версия типологии личности.

Таблица 1.

Д, Андреев.Качества «человека облагороженного образа» Э. Шпрангер.«Формы жизни» человека А. Лазурский.«Типы-идеалы высшего уровня» развития человека Авторская версия.Семь Святостей человека
Умение соверовать Религиозный Религия Вера
  Борьба Честь
Экономический Деятельность Польза
Деятельная доброта Социальный Альтруизм Любовь
Высокоразвитый вкус Эстетический Красота Красота
Жажда знаний Теоретический Знание Истина
Политический Государство Справедливость
  Организация

Как видно из таблицы, «Концепция семи Святостей» в основном исходит из шести типов Шпрангера.

Почему выбрано именно семь типов, а не шесть, как у Шпрангера, или восемь, как у Лазурского? Во-первых, по мнению Андреева: «Верховных стихиалей — семь» [2, с. 98], во-вторых, существует семь «вечных образов» в астрологии: «Луна», «Марс», «Меркурий», «Юпитер», «Венера», «Сатурн», «Солнце» и в-третьих, — нот в гамме семь.

Семь типов Личности, образованных преобладанием одной из семи Святостей, имеют следующую символику: Вера — имя Святости. Религиозный тип личности.

Основной символ религиозного типа личности — это умение соверовать всем религиям. Этот человек воспринимает Совершенство в форме олицетворенного божественного идеала — Личности (Христос, Будда, Магомет, Кришна) и стремится к Совершенству путем духовного слияния с этой Личностью. Согласно Шпрангеру, человек религиозный не обязательно ходит в церковь и совершает религиозные обряды, но он свято верит, что существует какая-то высшая духовная Сила — Божество, которая грешников наказывает муками совести. Совестливость — главная черта человека религиозного.

Образ Веры: священник Александр Мень.

Образы Веры, по мнению студентов: певец Игорь Тальков, Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

«Луна» — астрологический психотип Веры.

Честь — имя Святости. Ратный тип личности.

Основной символ ратного типа личности — это верность Слову, Отечеству, Долгу. Слово, данное человеком Чести — закон. Этот человек никогда не обидит слабого. Он обладает тем, что можно назвать совестью бойца: он бьется честно и никогда не нападет на безоружного; для него победить безоружного противника (пусть даже противник этого заслуживает) — это позор хуже смерти. Он обладает духовным зрением: Дон Кихот видел в каждом человеке Человека совершенного, а злы и бесчестны люди от того, что их заколдовал злой Волшебник.

Образ Чести: Дон Кихот (Н. Черкасов, х/ф «Дон Кихог», реж. Г. Козинцев).

Образы Чести, по мнению студентов: Андрей и Николай Болконские (Л. Толстой. «Война и мир»). Философия восточных единоборств: Ушу, Карате.

«Марс» — астрологический психотип Чести.

Польза — имя Святости. Экономический тип личности.

Постижение Совершенства для этого человека происходит через служение Порядку в своем большом и малом хозяйстве. Этот человек обладает деловой совестью, он даже за большие деньги не может заниматься бесполезным делом. Он не может халтурить, даже если это экономически выгодно. Халтура для него — это выстрел в гармонию Порядка. Про таких говорят — мастер золотые руки. Он не может оставаться без дела ни на минуту, он с наслаждением делает что-нибудь полезное, например, наводит чистоту и порядок в доме, чинит, строит — это для него как молитва.

Образ Пользы: Золушка (Я. Жеймо, х/ф «Золушка», реж. М.Г. Шапиро)

Образы Пользы, по мнению студентов: Страшила («Волшебник Изумрудного города». А. Волков, рисунки Л. Владимирского). Доктор Дымов («Попрыгунья», А. Чехов). Артамонов-отец _ («Дело Артамоновых. М.Горький). Ю.Лужков — мэр Москвы. Хатха-Йога — практическая йога: очищение организма и упражнения.

«Меркурии» — астрологический психотип Пользы.

Любовь — имя Святости. Эстетический тип личности.

Путь к Совершенству через постижение всеобщей Любви к людям и ко всему живому. Шпрангер пишет, что это не жалостливость и благотворительность — это всепоглощающая Любовь, в которой растворяются границы индивидуальности. Эта любовь не на кровном родстве, а Любовь на родстве чисто духовном [13, с. 78]. Это умение излучать Доброту и Любовь для всех и видеть в каждом Доброту и Любовь, как бы глубоко она ни была запрятана. Этому человеку не нужно карате, в лучах его Доброты даже свирепые звери становятся игривыми котятами (есть факты из жизни Серафима Саровского [2, с. 100]). Любовь —это «деятельная Доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования... чувство единства космического...» [2, с. 242].

Образ Любви: Иегиуа («Мастер и Маргарита», М. Булгаков).

Образы Любви, по мнению студентов: Иисус Христос. Ниловна («Мать». М. Горький), Зиновий Гердт. Бхакти-Йога — йога Любви и Доброты.

«Юпитер» — астрологический психотип Любви.

Красота — имя Святости. Эстетический тип личности.

Постижение Совершенства для этого человека происходит через служение Красоте. Он умеет понимать Красоту и воплощать ее в цвете, в форме, в ритме. Этот человек обладает эстетической совестью: творчество для него — это не самовыражение его индивидуальности; творчество — это прежде самосовершенствование и только после этого — воплощение постигнутой Красоты в форме, цвете, ритме. Шпрангер пишет, что даже эротика для этого человека, лишь одна из эстетических форм воплощения Красоты (пример, одухотворенной эротики — к/ф «Сорок первый»). Эротика, согласно Шпрангеру,— это одна из форм духовного общения людей (хотя у Фрейда, наоборот, духовное — есть скрытое проявление сексуальности).

Образ Красоты: Маркиз (А. Миронов, х/ф «Достояние республики», реж. B.C. Бычков).

Эпизод, где Маркизу бандиты обещают жизнь, если он выстрелит в каменные скульптуры женщин. Но выстрел в Красоту формы, воплощенной в женском теле, для человека эстетического равносилен выстрелу в Красоту, то есть духовному самоубийству.

Образы Красоты, по мнению студентов: певица Марина Капуро, артистка Ирина Алферова. Возможно. Тантра-Йога как одухотворенная эротика.

«Венера» — астрологический психотип.

Истина — имя Святости. Теоретический тип личности.

Путь к Совершенству — через постижение Гармонии законов окружающего мира. Человек этого типа верит, что существует всеобщий Закон природы, и своими размышлениями, своими открытиями, он как бы приближается к открытию этого Закона. Шпрангер пишет, что этот человек не обязательно должен быть ученым, он может быть и ремесленником, и врачом, и даже бухгалтером. Теоретический тип личности получает наслаждение именно от творческого решения даже бытовых задач. И это наслаждение, по его мнению, лишь частица того великого наслаждения, которое может дать открытие Гармонии устройства мира.

Образ Истины: Учитель (И. Костолевский, т/ф «Безымянная звезда», реж. М. Козаков).

Образы Истины, по мнению студентов: Знайка («Приключения Незнайки», Н. Носов), Паганель («Дети капитана Гранта». Жюль Верн). Джнана-Йога — йога знаний.

«Сатурн» — астрологический психотип Истины.

Справедливость — имя Святости. Политический тип личности.

Путь к Совершенству как воплощение через себя надындивидуальной Силы, которая зиждется на истинных духовных ценностях. Политический тип личности обладает властью над людьми, но эта власть обретена не волевым, а духовным путем. От человека исходят лучи Справедливости, и люди с удовольствием подчиняются и идут за таким человеком. У него есть мистическое чутье действовать от имени других. Сократ говорил о Справедливости как сердцевине властной натуры.

Образ Справедливости: Александр Невский (Н. Черкасов, х/ф «Александр Невский», реж. С. Эйзенштейн).

Образы Справедливости, по мнению студентов: Жанна дАрк, Минин и Пожарский, Мария Болконская («Война и мир». Л. Толстой).

«Солнце» — астрологический тип Справедливости.

Итак, мы обрисовали семь Святостей, образующих семь типов личности. Не исключено, что их больше, но не это главное. Главное то, что подлинная личность никогда не предаст: Веру, Честь, Пользу, Любовь, Красоту, Истину, Справедливость, даже, если придется пожертвовать своей физической жизнью. Это предательство хуже физической смерти — это смерть Личности.

Отсюда психологическое резюме: Святость — это золото души, предашь Святость — будешь банкротом.

3. Патологический аспект: концепция возникновения дисгармонии личности (ригидность) и стратегия ее исцеления в трактовке К. Роджерса.

Ригидность мотивационная (от яат. rigidus — жесткий, твердый) — проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от человека гибкости [9, с. 344].

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание)—переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним [9, с. 463].

Другие статьи словаря: Роджерс Карл [9, с. 345], гуманистическая психология [9, с. 91], экзистенциальный анализ [9, с. 455].

В предшествующем разделе мы выяснили, что подлинное «Ядро» личности образует система Святостей, каждая из которых является воплощением главной Силы «бессознательного» — Духовности.

Болезнь личности возникает, если в «Ядро» личности попадают ложные ценности, которые подавляют истинные Святости, и человек перестает быть «психически здоровой личностью». Следуя Роджерсу, мы будем называть этот тип невроза — дисгармонией личности или ригидностью.

3.1. Как возникает дисгармония личности (ригидность) по Роджерсу?

Дисгармония (ригидность) личности — это потеря своего «Я».

Согласно К. Роджерсу, потеря своего «Я» происходит вследствие подавления истинных ценностей человека ценностями ложными, часто противоречивыми. А происходит это подавление, когда человек, еще ребенком, «предает мудрость своего организма», отказываясь от интуитивного «внутреннего оценочного чувства», подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие «внутреннего оценочного чувства» у человека, говорит о том что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, — самооценкой. А если человек теряег самооценку, то он теряет свое «Я» (изл. по [10, с. 39]).

Ø В чем выражается дисгармония личности, когда человек теряет свое «Я»?

Роджерс так описывает дисгармонию личности«Клиенты упорно выражали свои чувства в таких терминах «Я чувствую, что я— это не я». «Я не хочу, чтобы кто-нибудь узнал мое реальное я», «Хорошо бы пойти домой и быть там самим собой», «Я думаю, если мне очистить себя от всего поверхностного, то под этим появится твердое и реальное я» [10, с. 216].

Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, подобно актеру, который вдруг замечает: что бы он не говорил или не делал — уже было в какой-то роли. Это переживание очень неприятное.

Ø Какие ситуации заставляют человека отказаться от собственного мнения? Ярким примером того, как ложная самооценка калечит души людей — это сказка Г.Х. Андерсена «Новый наряд короля».

В сказке мошенники объявили, что новый наряд короля «могут видеть только умные люди Ни глупец, ни человек, который не годится для своей должности, этой прекрасной ткани не увидит» [1. с. 22]. И все вдруг «увидели» на голом короле «красивый наряд». При этом Андерсен очень точно заметил, что истинная самооценка подавляется, чтобы не выглядеть дураком и быть как все.

От лжи себе и другим, в угоду кому-либо у человека атрофируется «внутреннее оценочное чувство», и он теряет истинные ценностные ориентации, превращаясь в «закомплексованного упрямца».

У «закомплексованного упрямца» нет глубины суждения, говорит цитатами, если его поймали на противоречии, то реагирует болезненно и агрессивно. Предсказывает только плохое, ибо тяжело переживает неудачи. Он, как за соломинку, хватается за логику, но логика без руководящей идеи быстро заводит его в тупик. Его «объективность» и «практичность» доведены до демонстративного цинизма: «Любви нет, это просто выделение гормонов».

Над такими обычно смеются, но «грешно смеяться над больными людьми».

Для того, чтобы образно представить душевный мир дисгармоничной личности, воспользуемся пояснительной схемой на Рис. 3, которую условно назовем «Цветик - Семицветик».

Рис. 3

«Ядро» душевного мира психически здоровой личности образует Духовность, воплощенная в одной из семи Святостей (Рис. 3, слева). Но, поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в «Ядре» личности могут находиться и Лжеценности (они обозначены темными пятнышками).

«Ядро» душевного мира дисгармоничной личности в основном образовано Лжецеиностями. Активность этих Лжеценностей субъективно переживается как Страсть, но в народе существует более точное слово — Лярва.

Лярва — это нечто чужеродное, вросшее в душу, от которого и рад бы отказаться, но отказаться — это все равно, что удалить у себя орган или потерять, пусть ложное, но «Я».

На схеме Лжеценности обозначены большими темными кругами. Они, как тучи, обволакивают истинное «Ядро» личности и своей черной активностью подавляют свет духовного Солнца, освещающего путь движения к Совершенству. Образно говоря, человек теряет свое духовное зрение и становится «слепым».

Таким образом, если здоровая личность была гибкая, оптимистичная и открытая, то с утратой самооценки она превращается в дисгармоничную личность, становясь психически хрупкой, пессимистичной и закрытой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: