Психологические рекомендации первокурсникам

Закончились школьные годы и началась пора учебы в вузе. Многие говорят, что это самое веселое, яркое и запоминающееся время. Однако, чтобы оно не закончилось раньше срока, придется приложить определенные усилия. К сожалению, вчерашние школьники часто не готовы к тому объему самостоятельности, который дает вуз: нет домашних заданий и кажется, что все уроки можно отложить до сессии; снизился родительский контроль, и теперь можно не спать ночами и проводить время так, как хочешь. Однако вместе с новыми возможностями, появляются и новые обязанности: познакомиться с новой группой, наладить отношения с новыми преподавателями, раскрыть свой потенциал в науке, спорте и творчестве. С чего же начать?

В первую очередь перед началом учебы следует спросить себя: Почему я поступил в этот вуз? Чего я жду от учебы? Чем я буду заниматься после вуза? Что помимо знаний может дать мне этот вуз? В БелГУТе есть возможность заниматься спортом, танцевать, петь, рисовать, заниматься волонтерской, общественной, научной и проектной деятельностью (подробнее можно узнать у куратора, в деканате или в отделе по воспитательной работе, к. 209). Когда Вы точно знаете, чего хотите, всегда проще понять как этого достичь.

Учитесь общаться, всегда умейте налаживать контакт с людьми. Университет — удивительное место. Едва ли в своей дальнейшей жизни вы попадете в подобное скопление самых разноплановых, разнообразных и интересных молодых людей, собранных в одном месте. Здесь можно овладеть навыком коммуникации в совершенстве. Ищите правильных, «своих» людей, держитесь за них, и учитесь уважать всех остальных окружающих. Прислушивайтесь к мнению старших товарищей и куратора. Умейте налаживать с ними контакт. Это, скорее всего, будет очень важным навыком, который не раз вас потом выручит. Если Вам требуется помощь в знакомстве с группой, то педагог-психолог (к. 209) может провести тренинговое занятие на знакомство и сплочение.

Концентрируйте свое внимание на важном: ставьте перед собой цели, достигайте их, радуйтесь своим маленьким победам, получайте от них удовольствие. Поощряйте себя за успехи: получил хорошую оценку – сходил в кино, сдал лабораторную – купил вещь, которую давно хотел и т.д. Учитесь удерживать внимание на самых важных учебных курсах, на самых важных для вас делах в университете. Но не теряйте при этом контроль над всем остальным.

Учиться, учиться, учиться. Работайте над собой, постоянно. Просто необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые источники информации. Читать, писать, решать. Не бойтесь проявить себя, принимайте участие во всем, что считаете интересным: олимпиады, конкурсы, соревнования, гранты, поездки… Следите за этими событиями и находите важные и интересные для себя. Не бойтесь, что ваши знания не будут никому нужны. Толковые, умные «головы» стоят дорого. Никогда знания не оставались «безнаказанными», а труд — невознагражденным! А главное, сделайте так, чтобы ваша «учеба не мешала образованию».

В то же время, не перегружайте себя. Не стоит делать как в стихотворении Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» Помните, что в сутках только 24 часа и, чтобы быть здоровым и активным, нужно давать организму время отдохнуть. Помните про биоритмы. Лучше всего люди усваивают новые знания, как правило, утром. Не учите и не пытайтесь учить что-то, когда вы устали. И не забывайте хорошо спать, минимум 8 часов в день. Старайтесь питаться сбалансировано. Чипсы, газировка и сладости, конечно, вкусны, но для полноценной работы организму нужны белки, жиры и углеводы.

Уделяйте внимание своим оценкам. При этом речь не идет о «красном» дипломе, но хорошие оценки в зачетке стимулируют Вас не ронять планку, преподавателю не захочется портить Вашу успеваемость, повышенная стипендия еще никому не помешала, а работодатель, если он все таки посмотрит в Ваш диплом, несомненно, обратит внимание на Ваш уровень знаний. Чтобы лучше усвоить материал, пока идёте домой, постарайтесь вспомнить, что сегодня было на каждом занятии, на каждой лекции, как можно подробнее. Конечно, вспомниться не всё. Тогда, придя домой, откройте свои записи и повторите то, что не смогли вспомнить. Преимущества этого метода – нужно очень мало времени, личное время и учебное время не тратится, материал запоминается лучше всего. При этом Ваше рабочее место должно был свободно от отвлекающих деталей (планшет, телевизор и смартфон лучше убрать подальше). Чтобы стать отличником по конкретному предмету, повторяйте пройденный материал в тот же день, как узнали его. Затрат времени меньше: ведь сразу после урока меньше вспоминать; психологически комфортно – сделал, и свободен; и, наконец, если задание сложное и сразу не решается – есть время подумать над ним на следующий день.

Не устраивайтесь на работу во время обучения. При этом речь не о подработках по паре часов в день, а о полноценной работе с большими затратами времени и сил. Особенно на младших курсах и не по специальности. Почему? Вы потеряете время. Вы приобретаете опыт? Он не всегда полезен. Просто помните, что пока вы вкладываете свой ум, здоровье и время в развитие чужой компании (именно чужой, своя компания — совсем другое дело), кто-то в этот же момент вкладывается в развитие своей личности и интеллекта.

 

Отдел по воспитательной работе с молодёжью УО «БелГУТ»
 (педагог - психолог, социальный педагог каб.209)

 





double arrow
Сейчас читают про: