Проявления СДВГ
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
Неспособность сосредоточиться на деталях;
Ошибки по невнимательности;
Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
Неспособность доводить задания до конца;
Низкие организаторские способности;
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
Потери необходимых предметов при выполнении задания;
Отвлекаемость на посторонние раздражители;
3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
Вскакивает с места без разрешения;
«Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
Не может играть в тихие игры, отдыхать;
Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки
нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
нарушения сна.
Перечисленные особенности поведения должны
появиться до 8 лет;
обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
не соответствовать возрастной норме.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.
Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.
2. Аспекты поведения при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью:
Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание. Родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу, психологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.
Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.
Первый - субъективный - включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных американской психиатрической ассоциацией (см. "диагностические критерии СДВГ). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.
Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводит, у детей только начинай с пяти - шестилетнего возраста.
На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.
Магнитно-резонансная томографии (mpt) -метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В основе метода лежат свойства некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для мрт разработаны различные импульсные последовательности изображении исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.
3. Проявлений гиперактивности:
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.
Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.
Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.
Для него характерны следующие нарушения:
импульсивность поведения;
значительно повышенная речевая и двигательная активность;
дефицит внимания.
Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.
Отличие гиперактивности от активности
Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.
Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.
Причины
Причины гиперактивности могут быть разными:
преждевременные или осложненные роды
внутриутробные инфекции;
влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
плохая экология;
стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
наследственная предрасположенность;
несбалансированное питание в период беременности;
незрелость центральной нервной системы новорожденного;
нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
нарушения пуринового обмена у малыша.
Провоцирующие факторы
Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода.
Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.
Симптомы
Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:
беспокойство;
неусидчивость;
задержка развития речи;
раздражительность и плаксивость;
плохой сон;
упрямство;
невнимательность;
импульсивность.
У новорожденных
На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.
У детей в 2-3 года
Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.
Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.
Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.
С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.
У дошкольников
Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.
У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.
Разновидности
Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:
выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
не слушает собеседника;
не реагирует на замечания.
Гиперактивность без дефицита внимания
Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:
не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
бросает начатое дело, не закончив его до конца;
внимание избирательное, неустойчивое;
небрежность, невнимательность во всем;
не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.
Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.
Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.
Возможные последствия
В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.
У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.
Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.
Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.
Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:
склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
суицидальные наклонности;
неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
забывчивость, частые потери нужных вещей;
отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
суетливость, многоречивость, раздражительность;
утомляемость, плаксивость.
Диагностика
Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.
Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.
Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.
Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.
4. Причин происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью распространенное заболевание, изучением которого занимаются как врачи, так и психологи и педагоги. Проявления у детей достаточно яркие, это чрезвычайная подвижность, невнимательность, импульсивность и другие, которые доставляют родителям не мало хлопот.
По данным эпидемиологических исследований гиперактивностью страдает 4-12% детей школьного возраста, по другим данным, она составляет от 2,0 до 18,0 %. Показатель имеет широкий разброс значений, по скольку при оценивании присутствует субьективность диагностических критериев, учитывается мнение родителей, врачей и даже учителей, и поведение ребенка может меняться в зависимости от ситуации. Считается что у мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, однако не исключается что это связано с их более заметным агрессивным поведением, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением. Симптомы снижаются с возрастом (до 65% испытывают частичное выздоровление), но только 15% детей с СДВГ демонстрируют полную ремиссию как с точки зрения симптомов, так и функциональных нарушений.
Кроме того, если ранее СДВГ считался заболеванием детского возраста, то результаты современных исследований подтверждают, что симптомы СДВГ в той или иной степени выраженности встречается и во взрослом возрасте от 2,5 до 3% случаев. И могут дать функциональные нарушения, такие как проблемы социальной и семейной жизни, низкий уровень образования, низкая самооценка, ухудшение эмоционального развития, профессиональные проблемы, а также тревожное расстройство, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, преступное поведением, склонность к депрессии и другие.
Причины СДВГ. В течение десятилетий многие ученые искали в чем же причина синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Еще в 1845 г. немецкий врач Heinrich Hoffman описал мальчика с проявлениями заболевания и дал ему прозвище «непоседа Филлип». Далее в 1902 г. английский врач G. F. Still опубликовал лекцию, в который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. Наблюдая за группой детей он смог очень точно выделить особенности СДВГ, которые и сейчас остаются актуальными. Вот эти особенности: гиперактивное расстройство чаще встречается у мальчиков; максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения; семейная предрасположенность указывает на роль наследственности в его развитии; СДВГ может формироваться в результате перенесенного повреждения центральной нервной системы; среди родственников гиперактивных детей чаще встречаются случаи правонарушений, алкоголизма и депрессии.
Многие врачи и ученые занимались изучением данного заболевания, указывая на генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы.
За последние годы достигнут значительный прогрес в изучении нейробиологических основ СДВГ. Широко проводятся исследования генетических механизмов, нейрофизиологических, нейроморфологических и нейромедиаторных нарушений. Такие проявления как нарушение внимания, управляющих функций (саморегуляция, планирование, самоконтроль и самооценка), процессов обработки информации и дефицит контроля над импульсами обусловлены следующими механизмами:
- расстройство функций лобных долей головного мозга, прежде всего префронтальной области,
- нарушения в коре теменной доли головного мозга,
- нарушение регуляции моноаминов,
- нарушения функционирования фронто-стриарных систем,
- снижения метаболизма в префронтальной коре, в переднем отделе поясной извилины, подкорковых узлах.
Выделены гены, детерминирующие предрасположенность к развитию СДВГ, которые регулируют обмен нейромедиаторов в мозге, в частности гены дофаминергической и норадренергической систем.
Факторы риска. Известно, что в основе развития многих случаев СДВГ лежат наследственная предрасположенность и повреждения развивающегося мозга в периоды беременности и родов (то есть пре- и перинатальные патологические факторы), приводящие к нарушениям развития центральной нервной системы.
При изучении группы детей с СДВГ в возрасте 5-13 лет (Заваденко Н.Н.) наследственный характер заболевания был подтвержден у 57% пациентов. Указания на признаки раннего органического повреждения ЦНС были обнаружены у 84% обследованных. Нарушения течения беременности или родов отмечались в 84% случаев, а в 56% случаев было выявлено сочетание влияния патологических факторов как во время беременности, так и родов.
Согласно другому исследованию (Морозова Е.А., Мадякина А.А.) у 70,4 % выявлен отягощенный перинатальный период (период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения), угроза прерывания беременности (59,8 %) в сочетании с применением гормональных препаратов (21,3 %), токсикоз (45,9 %), анемия (45,9 %), стресс (26,2 %).
Курение матери во время беременности широко изучалось как фактор риска развития СДВГ. Курение во время беременности подвергает плод риску осложнений при родах, включая низкий вес при рождении, а также подвергает плод риску гипоксии, связанной с СДВГ. Дети, чьи матери курили во время беременности, имеют повышенный риск к заболеванию в 2,4 раза. По данным зарубежной литературы, курение и употребление алкоголя играют значимую роль в развитии нарушения внимания и активности у детей.
Некоторые экологические риски связаны с воздействием токсинов, недостатком питательных веществ или травмой. Во многих исследованиях изучалось влияние железа и цинка на СДВГ, поскольку оба эти элемента необходимы для выработки норэпинефрина и дофамина в мозге. В исследованиях было выявлено, что показатели дефицита железа были связаны с СДВГ. Они также обнаружили, что СДВГ был связан с низким уровнем цинка в крови. Среди многих токсинов, изученных у пациентов с СДВГ, наиболее убедительные доказательства указывают на загрязнение свинцом.
СДВГ - это наследственное, многофакторное заболевание, при котором генетические факторы - часто в сочетании с факторами окружающей среды - формируют факторы риска возникновения заболевания. Механизмы, лежащие в основе СДВГ, являются сложными и могут быть определены на разных уровнях.
Несмотря на то, что нам предстоит долгий путь, прежде чем мы сможем полностью понять этиологию СДВГ, уже достигнут большой прогресс. Мы можем быть уверены, что часть риска СДВГ передается по наследству и что варианты риска объединяются и взаимодействуют с факторами риска окружающей среды для создания патофизиологии расстройства. В ближайшие десятилетия ученые обнаружат более распространенные и редкие генетические и экологические факторы риска. Этот процесс заложит основу для открытий, которые улучшат лечение и, возможно, позволят принять профилактические меры.
5. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
- принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
- принцип вариативности, определяющийся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.
- принцип комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
- принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
При организации и использовании в образовательном процессе предметно-развивающей среды педагогам необходимо систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
1. Ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
4. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.
Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).
Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка
5. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.






