Учитель: Овлякулов Алланур Батыркулович

Технологическая карта конструирования урока __Изучение нового материала ___10___ класс

                                                                                                                                                                    (укажите тип урока)               (с 5 по 10)

Учитель: Овлякулов Алланур Батыркулович

 

Предмет

История России

Класс   10
Тема урока

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Цель урока

Проанализировать деятельность политических лидеров и дать характеристику политической системе СССР в 1930-е гг.

Задачи урока

Образовательные:

· Сформировать у учащихся представление о политической системе в 1930-е гг.;

· Изучить новые понятия и термины;

· Сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР;

Развивающие:

· Развитие способности анализировать и делать выводы;

· Развитие способности самостоятельной работы с источниками;

· Развитие логического мышления.

Воспитательные:

· Сформировать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

 

Иметь представление о политической системе в 1930-е гг.

Регулятивные УУД: Уметь выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: Уметь строить логические цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли по теме урока.

Уметь оценивать собственную учебную деятельность на уроке, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Фильм (фрагмент),
электронное приложение к учебнику.

История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016.

Словарь исторических терминов;

Рабочая тетрадь по истории России (конец 19 – 20 в.)

 

Учебник, доска, мультимедийный аппарат.

Основные понятия

Сталинизм, власть, репрессия, социализм, партия, тоталитаризм, культ личности.

 

Основные даты

1933, 1936, 1934, 1937, 1936-1938.

Персоналии

Сталин И.В., Троцкий Л.Д., Тухачевский М.Н., Киров С.М., Каменев Л.Б., Ягода Г.Г., Ежов Н.И.

Форма проведения урока

Фронтальная организация учебной деятельности

                   

 

Этап урока (с хронометражем) Действия учителя Действия учеников Формирование УУД
1. Организационный момент (3 минуты) Приветствует, отмечает присутствующих, организует внимание, настраивает учащихся на работу, желает успеха.   Приветствуют учителя; контролируют готовность к уроку; настраиваются на работу; слушают учителя Р: Контроль деятельности. П: Выявление необходимой информации. К: Внимание к словам учителя. Л: Уважение к окружающим.  
II. Фронтальный опрос (7 минут) Учитель проверяет подготовку учеников к уроку, домашнее задание, Знания по пройденной теме, чтобы перейти к новой. Отвечают на поставленные вопросы, отвечают по домашнему заданию, показывают готовность к изучению новой темы. Р: Осознание усвоенного. П: Выявление новой для себя информации. К: Развитие грамотной речи при ответе на вопрос. Л: Осознание своих возможностей.
III. Актуализация, мотивация, целеполагание, определение темы (5 минут) Вместе с учениками раскрывает тему и цель урока. Подводит учащихся к осознанию задач. Ставит проблемный вопрос (стр. 142 в уч.)   -Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но на доске представлены новые понятия. -Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребус. Прочитайте все слова, написанные на доске и подумайте, какое слово их объединяет.  «сталинизм», «власть», «репрессия»;  «социализм», «контроль», «партия». Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика». Затем определяют тему урока и записывают тему урока - «Политическая система СССР в 1930-е гг.». - Какую же цель мы поставим в изучении этой темы? Верно: сегодня мы проанализируем деятельность политических лидеров и дадим характеристику политической системе СССР в 1930-е гг. - Ребята, а чего о политике СССР 1930-х гг. вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Учитель записывает на доске о том, что необходимо узнать о: · государственной политической идеологии СССР в 1930-е гг.; · формировании культа личности Сталина и сталинских репрессиях; · национальной политике советского государства в 1930-е гг. Ну и конечно мы должны будем ответить на вопрос из учебника на стр. 142. Давайте вместе его прочитаем.   Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока. Слушают проблемный вопрос. Р: Регулирование умозаключений. П: Выделение необходимой информации. К: Сотрудничество в выборе информации. Л: Самоопределение.
IV. Изучение нового материала (20 минут) Объяснение нового материала с помощью фрагмента фильма и учебника. Отвечает на вопросы учеников, задает наводящие вопросы для логического мышления учеников.   -Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое тоталитаризм? а что такое культ личности? Учащимся предлагается самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарем и учебником, и найти в них данные определения. Систематизируя ответы, ребятам предлагается записать: Культ личности - это возвеличивание лидера страны, лидера партии. Такие культы существовали во многих странах Европы в 20-30-е гг. Тоталитаризм - политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Сам термин родился на Западе предлагает он то, что тоталитарный режим – это строй, для которого характерно тотальный контроль государства над всеми аспектами жизни общества. В последние годы этот период принято называть периодом сталинизма или еще говорят эпоха культа личности. - А сейчас мы посмотрим небольшой фильм о политических личностях и политической системе в 1930-е гг. А затем ответим на вопрос: «Каковы были особенности политической системы СССР»? Они были во многом закреплены Конституцией, которая была принята в декабре 1936 года. Конституция уже социалистического государства, хотя в ней было сказано, что диктатура пролетариата на какое-то время сохраняется. Это с одной стороны. С другой – в стране, включавшей в себя уже 11 союзных республик, говорилось о том, что нет эксплуататорских классов, не было категории населения, которые были лишены избирательных прав и в стране вводилось всеобщее, равное и тайное избирательное право, как во всех демократических государствах. Высшим органом законодательной власти был Верховный Совет СССР, состоящий из 2-х палат, СНК остается высшим органом исполнительной власти. Это по Конституции. На практике дело обстояло по-другому. Фактически над или вместе со всеми государственными органами власти действовал аппарат партийный. Сращивание государственного и партийного аппарата – это первый и достаточно важный признак тоталитарного общества. Повторим, в нашей стране существовала однопартийная система. Однопартийная система – это классический признак тоталитарного режима и действительно у власти была одна партия. Следующей чертой политического строя в СССР в 30-е гг. было отсутствие политических свобод, хотя в Конституции были закреплены масса свобод, вплоть до свободы слова, там было очень много гражданских, социальных свобод и они действительно исполнялись. А вот с политическими все было гораздо сложнее. Например, право на участие в выборах, но выборы проходили на безальтернативной основе. На самом деле многие искренне желали проголосовать за вождей партии, за руководителей этой партии, потому что в стране устанавливалась не только диктатура партии, устанавливалась диктатура одного человека – Сталина. 1 декабря 1934 года в Ленинграде в своем здании был убит Киров. Считается, что убили его по наводке чекистов, те кто видели показали, что его убил Николаев. И они все оказались погибшими в автокатастрофе или просто пустили себе пулю в лоб. Это убийство дало прекрасный повод для начала репрессий. 1935, 1936, 1937, 1938 годы – это страшные годы, пик приходится на 1937 год, когда осуждению, расстрелам, ссылкам подвергалось огромное количество населения СССР. Пострадали партийные чиновники: Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков и т.д. были расстреляны. В далекой Мексике агенты Советского наркомата внутренних дел нашли и убили Льва Троцкого. Пострадали многие деятели культуры и искусства, пострадали военные. В 1937-38 гг. была обезглавлена вся красная армия: Тухачевский, Блюхер, Егоров. По фальшивим доносам пострадало большое количество случайных людей. Репрессии – это страшная, кровавая страница нашей истории. Я скажу очень аккуратно о количестве погибших. Научные данные говорят о том, что было арестовано менее 2-х млн. человек, из них около 700 тыс. убиты. Репрессии, которыми руководил наркомат внутренних дел, сначала во главе с Ягодой, затем с Ежовым, потом с Берией тоже несет огромную ответственность за тот ужас, который был в стране. Кстати, и Ежов, и Ягода также окончили свои дни у стенки. Почему же такой режим возник в СССР? Для начала по всему миру млн. человек становятся винтиком не только в политике, но и в экономике. Последствия Первой Мировой войны тоже сыграло свою роль. Млн. людей стали просто солдатами по всей Европе. Они привыкли выполнять приказы, они вернулись домой и с удовольствием стали выполнять приказы политиков. Политические права получило все население, в том числе неграмотное, малограмотное, люди, у которых отсутствовала политическая культура, их легко было обмануть, их легко было использовать. Отвечают на вопросы учителя, применяют знания полученные на уроках истории, задают вопросы, внимательно смотрят фрагмент фильма и отвечают по нему на вопросы, работают с учебником, поиск и запись информации в тетрадь. Р: Оценка знаний/трудностей П: Анализ знаний. К: Обсуждение. Л: Уважение к мнению других.
V.Первичное закрепление (5 минут) Задает вопросы по только что пройденной теме. Обобщает знания, дает краткий ответ на проблемный вопрос под запись.   - Подведем итоги. С одной стороны репрессии, политические процессы, с другой – советская пропаганда дает образы красивых людей, красивых рабочих и вся страна поет: «Здравствуй, страна героев, страна ученых, страна мечтателей». Они за 10-15 лет построили сверхдержаву, они подготовились к тому, чтобы разгромить самого страшного врага в истории человечества. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 146 и прочитайте самостоятельно документ. Для закрепления и подтверждения наших слов.   Задают вопросы, слушают ответы, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, записывают за учителем. Р: Регулирование полученных знаний. П: Построение высказываний для устного ответа. К: Точное выражение своих мыслей. Л: Самоопределение.
VI. Информация о Д/З, инструктаж по выполнению (3 минуты) Задает и комментирует дифференцированное задание.   - Дома вы прочитаете параграф 17 и ответите на вопросы после него. Один из вопросов (на ваше усмотрение) вы выполняете письменно в тетради. Так же на стр. 148 представлен материал для самостоятельной работы. Его вы тоже выполняете, и мы обязательно проверим на следующем уроке. Записывают домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Р: Регулирование собственных умений. П: Выделение существенной информации. К: Внимание к словам учителя. Л: Самоопределение.
VII. Рефлексия (2 минуты) Выставляет оценки за работу на уроке.   - Что вы узнали нового сегодня на уроке? Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.   Р: Соотношение результатов деятельности с поставленной целью. П: Выделение существующей информации. К: Умение выражать свои мысли. Л: Самоанализ.

 





double arrow
Сейчас читают про: