Технологическая карта конструирования урока __Изучение нового материала ___10___ класс
(укажите тип урока) (с 5 по 10)
Учитель: Овлякулов Алланур Батыркулович
| Предмет | История России | Класс | 10 | ||||||
| Тема урока | Политическая система СССР в 1930-е гг. | ||||||||
| Цель урока | Проанализировать деятельность политических лидеров и дать характеристику политической системе СССР в 1930-е гг. | ||||||||
| Задачи урока | Образовательные: · Сформировать у учащихся представление о политической системе в 1930-е гг.; · Изучить новые понятия и термины; · Сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР; Развивающие: · Развитие способности анализировать и делать выводы; · Развитие способности самостоятельной работы с источниками; · Развитие логического мышления. Воспитательные: · Сформировать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы. | ||||||||
| Планируемые образовательные результаты | |||||||||
| Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | |||||||
|
Иметь представление о политической системе в 1930-е гг. | Регулятивные УУД: Уметь выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: Уметь строить логические цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли по теме урока. | Уметь оценивать собственную учебную деятельность на уроке, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | |||||||
| Условия реализации урока | |||||||||
| Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | ||||||
| Фильм (фрагмент), | История России, 10 класс, Часть 1-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016. | Словарь исторических терминов; Рабочая тетрадь по истории России (конец 19 – 20 в.)
| Учебник, доска, мультимедийный аппарат. | ||||||
| Основные понятия | Сталинизм, власть, репрессия, социализм, партия, тоталитаризм, культ личности.
| ||||||||
| Основные даты | 1933, 1936, 1934, 1937, 1936-1938. | ||||||||
| Персоналии | Сталин И.В., Троцкий Л.Д., Тухачевский М.Н., Киров С.М., Каменев Л.Б., Ягода Г.Г., Ежов Н.И. | ||||||||
| Форма проведения урока | Фронтальная организация учебной деятельности | ||||||||
| Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
| 1. Организационный момент (3 минуты) | Приветствует, отмечает присутствующих, организует внимание, настраивает учащихся на работу, желает успеха. | Приветствуют учителя; контролируют готовность к уроку; настраиваются на работу; слушают учителя | Р: Контроль деятельности. П: Выявление необходимой информации. К: Внимание к словам учителя. Л: Уважение к окружающим. |
| II. Фронтальный опрос (7 минут) | Учитель проверяет подготовку учеников к уроку, домашнее задание, Знания по пройденной теме, чтобы перейти к новой. | Отвечают на поставленные вопросы, отвечают по домашнему заданию, показывают готовность к изучению новой темы. | Р: Осознание усвоенного. П: Выявление новой для себя информации. К: Развитие грамотной речи при ответе на вопрос. Л: Осознание своих возможностей. |
| III. Актуализация, мотивация, целеполагание, определение темы (5 минут) | Вместе с учениками раскрывает тему и цель урока. Подводит учащихся к осознанию задач. Ставит проблемный вопрос (стр. 142 в уч.) -Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но на доске представлены новые понятия. -Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребус. Прочитайте все слова, написанные на доске и подумайте, какое слово их объединяет. «сталинизм», «власть», «репрессия»; «социализм», «контроль», «партия». Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «политика». Затем определяют тему урока и записывают тему урока - «Политическая система СССР в 1930-е гг.». - Какую же цель мы поставим в изучении этой темы? Верно: сегодня мы проанализируем деятельность политических лидеров и дадим характеристику политической системе СССР в 1930-е гг. - Ребята, а чего о политике СССР 1930-х гг. вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Учитель записывает на доске о том, что необходимо узнать о: · государственной политической идеологии СССР в 1930-е гг.; · формировании культа личности Сталина и сталинских репрессиях; · национальной политике советского государства в 1930-е гг. Ну и конечно мы должны будем ответить на вопрос из учебника на стр. 142. Давайте вместе его прочитаем. | Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока. Слушают проблемный вопрос. | Р: Регулирование умозаключений. П: Выделение необходимой информации. К: Сотрудничество в выборе информации. Л: Самоопределение. |
| IV. Изучение нового материала (20 минут) | Объяснение нового материала с помощью фрагмента фильма и учебника. Отвечает на вопросы учеников, задает наводящие вопросы для логического мышления учеников. -Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое тоталитаризм? а что такое культ личности? Учащимся предлагается самостоятельно дать определения данных понятий, при этом 2-м учащимся предлагается поработать со словарем и учебником, и найти в них данные определения. Систематизируя ответы, ребятам предлагается записать: Культ личности - это возвеличивание лидера страны, лидера партии. Такие культы существовали во многих странах Европы в 20-30-е гг. Тоталитаризм - политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Сам термин родился на Западе предлагает он то, что тоталитарный режим – это строй, для которого характерно тотальный контроль государства над всеми аспектами жизни общества. В последние годы этот период принято называть периодом сталинизма или еще говорят эпоха культа личности. - А сейчас мы посмотрим небольшой фильм о политических личностях и политической системе в 1930-е гг. А затем ответим на вопрос: «Каковы были особенности политической системы СССР»? Они были во многом закреплены Конституцией, которая была принята в декабре 1936 года. Конституция уже социалистического государства, хотя в ней было сказано, что диктатура пролетариата на какое-то время сохраняется. Это с одной стороны. С другой – в стране, включавшей в себя уже 11 союзных республик, говорилось о том, что нет эксплуататорских классов, не было категории населения, которые были лишены избирательных прав и в стране вводилось всеобщее, равное и тайное избирательное право, как во всех демократических государствах. Высшим органом законодательной власти был Верховный Совет СССР, состоящий из 2-х палат, СНК остается высшим органом исполнительной власти. Это по Конституции. На практике дело обстояло по-другому. Фактически над или вместе со всеми государственными органами власти действовал аппарат партийный. Сращивание государственного и партийного аппарата – это первый и достаточно важный признак тоталитарного общества. Повторим, в нашей стране существовала однопартийная система. Однопартийная система – это классический признак тоталитарного режима и действительно у власти была одна партия. Следующей чертой политического строя в СССР в 30-е гг. было отсутствие политических свобод, хотя в Конституции были закреплены масса свобод, вплоть до свободы слова, там было очень много гражданских, социальных свобод и они действительно исполнялись. А вот с политическими все было гораздо сложнее. Например, право на участие в выборах, но выборы проходили на безальтернативной основе. На самом деле многие искренне желали проголосовать за вождей партии, за руководителей этой партии, потому что в стране устанавливалась не только диктатура партии, устанавливалась диктатура одного человека – Сталина. 1 декабря 1934 года в Ленинграде в своем здании был убит Киров. Считается, что убили его по наводке чекистов, те кто видели показали, что его убил Николаев. И они все оказались погибшими в автокатастрофе или просто пустили себе пулю в лоб. Это убийство дало прекрасный повод для начала репрессий. 1935, 1936, 1937, 1938 годы – это страшные годы, пик приходится на 1937 год, когда осуждению, расстрелам, ссылкам подвергалось огромное количество населения СССР. Пострадали партийные чиновники: Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков и т.д. были расстреляны. В далекой Мексике агенты Советского наркомата внутренних дел нашли и убили Льва Троцкого. Пострадали многие деятели культуры и искусства, пострадали военные. В 1937-38 гг. была обезглавлена вся красная армия: Тухачевский, Блюхер, Егоров. По фальшивим доносам пострадало большое количество случайных людей. Репрессии – это страшная, кровавая страница нашей истории. Я скажу очень аккуратно о количестве погибших. Научные данные говорят о том, что было арестовано менее 2-х млн. человек, из них около 700 тыс. убиты. Репрессии, которыми руководил наркомат внутренних дел, сначала во главе с Ягодой, затем с Ежовым, потом с Берией тоже несет огромную ответственность за тот ужас, который был в стране. Кстати, и Ежов, и Ягода также окончили свои дни у стенки. Почему же такой режим возник в СССР? Для начала по всему миру млн. человек становятся винтиком не только в политике, но и в экономике. Последствия Первой Мировой войны тоже сыграло свою роль. Млн. людей стали просто солдатами по всей Европе. Они привыкли выполнять приказы, они вернулись домой и с удовольствием стали выполнять приказы политиков. Политические права получило все население, в том числе неграмотное, малограмотное, люди, у которых отсутствовала политическая культура, их легко было обмануть, их легко было использовать. | Отвечают на вопросы учителя, применяют знания полученные на уроках истории, задают вопросы, внимательно смотрят фрагмент фильма и отвечают по нему на вопросы, работают с учебником, поиск и запись информации в тетрадь. | Р: Оценка знаний/трудностей П: Анализ знаний. К: Обсуждение. Л: Уважение к мнению других. |
| V.Первичное закрепление (5 минут) | Задает вопросы по только что пройденной теме. Обобщает знания, дает краткий ответ на проблемный вопрос под запись. - Подведем итоги. С одной стороны репрессии, политические процессы, с другой – советская пропаганда дает образы красивых людей, красивых рабочих и вся страна поет: «Здравствуй, страна героев, страна ученых, страна мечтателей». Они за 10-15 лет построили сверхдержаву, они подготовились к тому, чтобы разгромить самого страшного врага в истории человечества. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 146 и прочитайте самостоятельно документ. Для закрепления и подтверждения наших слов. | Задают вопросы, слушают ответы, отвечают на вопросы, исправляют ошибки, записывают за учителем. | Р: Регулирование полученных знаний. П: Построение высказываний для устного ответа. К: Точное выражение своих мыслей. Л: Самоопределение. |
| VI. Информация о Д/З, инструктаж по выполнению (3 минуты) | Задает и комментирует дифференцированное задание. - Дома вы прочитаете параграф 17 и ответите на вопросы после него. Один из вопросов (на ваше усмотрение) вы выполняете письменно в тетради. Так же на стр. 148 представлен материал для самостоятельной работы. Его вы тоже выполняете, и мы обязательно проверим на следующем уроке. | Записывают домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Р: Регулирование собственных умений. П: Выделение существенной информации. К: Внимание к словам учителя. Л: Самоопределение. |
| VII. Рефлексия (2 минуты) | Выставляет оценки за работу на уроке. - Что вы узнали нового сегодня на уроке? | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Р: Соотношение результатов деятельности с поставленной целью. П: Выделение существующей информации. К: Умение выражать свои мысли. Л: Самоанализ. |






