Практическое занятие № 14 Дата ______________
Тема: Введение в геронтологию. АФО организма пожилых людей.
Задание № 1. Дополните предложения
1. Раздел медицины, изучающий болезни пожилых людей - __________________________.
2. Границы старого возраста от _________ до _________ лет.
3. С возрастом всасывание лекарств в организме __________________________.
4. Доза лекарств пожилому человеку уменьшается __________________________.
5. Наследственность и болезни это _______________________ факторы преждевременного старения.
6. Степень изношенности организма, которая определяется самочувствием это __________________ возраст.
7. Снижение прочности костной ткани в пожилом возрасте называется _________________________.
8. Старческое слабоумие называется __________________________.
9. Признаки депрессии у пожилого человека: плаксивость, бессонница, мысли о суициде и __________________________.
10. Всего различают _________ этапов психологического старения.
Задание № 2. Решение ситуационных задач
*Дополнительная информация в Приложении «Правила общения с пожилым пациентом»
|
|
Ситуационная задача № 1
В отделении кардиологии с гипертонической болезнью длительное время лечится женщина 70 лет, улучшение не наблюдается. Бросается в глаза замкнутость, плаксивость, агрессивность к окружающим. Сон нарушен. Единственный сын навещает редко.
Задание.
1. Сформулируйте проблемы пациентки. __________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Расскажите о сестринской помощи.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Ситуационная задача № 2
Во время патронажа пожилой пациент 65 лет пожаловался медсестре, что в последнее время у него снизился аппетит и появились запоры. В процессе беседы выяснилось, что родных нет, а единственный друг – собака, погибла месяц назад.
Задание.
1. Сформулируйте проблемы пациента. ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Расскажите о возможных причинах нарушения пищеварения и сестринской помощи.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
|
|
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание № 3. Выполнение заданий в тестовой форме
Выберите один правильный ответ
1. Раздел науки, изучающий влияние факторов среды обитания и образа жизни на процесс старения человека:
а) геронтология
б) герогигиена
в) геронтопсихология
г) гериатрия
2. Наука, изучающая старение человека:
а) геронтология
б) герогигиена
в) геронтопсихология
г) гериатрия
3. Средний возраст (количество лет):
а) 45-59
б) 60-74
в) 75-90
г) старше 90
4. Пожилой возраст (количество лет):
а) 45-59
б) 60-74
в) 75-90
г) старше 90
5. Возраст старше 90 лет - это:
а) средний
б) пожилой
в) старый
г) долгожитель
6. Эндогенные факторы преждевременного старения:
а) экология
б) курение
в) наследственность
г) гиподинамия
7. Экзогенные факторы преждевременного старения:
а) наследственность
б) гипертоническая болезнь
в) стрессы
г) сахарный диабет
8. Биологический возраст определяется:
а) датой рождения
б) количеством прожитых лет
в) паспортными данными
г) внешним видом
9. Календарный возраст определяется:
а) внешним видом
б) количеством прожитых лет
в) степенью переносимости нагрузок
г) болезнями
10. АФО органов пищеварения пожилого человека:
а) уменьшение количества выделяемых соков
б) ускорение перистальтики
в) склонность к поносам
г) активизация полезной микрофлоры
11. АФО сердечно-сосудистой системы пожилого человека:
а) увеличение скорости кровотока
б) ускорение сердечных сокращений
в) повышение АД
г) повышение сократимости миокарда
12. АФО органов дыхания пожилого человека:
а) увеличение эластичности легочной ткани
б) снижение вентиляции легких
в) увеличение секреции слизи
г) повышение кашлевого рефлекса
13. Установите соответствие между возрастом и количеством прожитых лет:
возраст | количество прожитых лет |
1. средний | а) 57 |
2. старый | б) 76 |
в) 91 |
Впишите недостающие слова
14. Факторы, вызывающие преждевременное старение:
а) стрессы
б) неблагоприятная окружающая среда
в) наследственность
г) ______________
15. Отрицательное воздействие неправильно понятых больным слов медицинского работника – это __________.
16.Старение, характеризующееся определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующим биологическим – это _________ старение.
Приложение
Правила общения с пожилым пациентом
- Избегайте споров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком.
- Относитесь к своему старику, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит ему плохо. Выясните подлинную причину его поведения.
- Относитесь серьезно к страхам и тревогам старого человека. Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Это частично снимет психическое напряжение и будет служить толчком к поиску решения проблемы, вызвавшей страх.
- Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца: если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности. Никогда не навязывайте насильно своего общения пожилому человеку, но и не отказывайте ему в этом.
- Всегда обращайтесь к человеку в годах с уважением, но имени-отчеству, произносите слова медленно, достаточно громко; отложите разговор, если он находится в состоянии раздражения, гнева, обиды.
- Никогда не заставляйте пожилого человека что-либо делать насильно. Уговаривайте и убеждайте, прибегайте к помощи людей, имеющих у него авторитет, приводите примеры из книг, истории, Библии, жизни известных людей.
|
|
- Не забывайте о ласке - смотрите в глаза человеку, касайтесь рукой, обнимайте, садитесь рядом. Часто престарелые люди, особенно плохо видящие и слышащие, нуждаются в тактильном контакте так же остро, как и маленькие дети.
- Поощряйте стремление пожилого человека к самостоятельному уходу за собой, чистоте, опрятности, обеспечьте возможности для этого: подберите удобную одежду, легко снимающуюся и гигиеничную, укрепите вспомогательные приспособления в ванной комнате и туалете.
- Не запрещайте пожилому человеку иметь свои маленькие «секреты»: укромные места для хранения денег, конфет, памятных вещиц.
- Спокойно реагируйте на обвинения в пропаже вещей или денег и, вооружившись терпением, помогайте найти их.
- Не препятствуйте общению пожилого по телефону с друзьями, помогайте ему выходить на улицу для общения, прогулки, посещения магазина или храма. Прогулки необходимы в любое время года, для чего потребуется соответствующая одежда.
- Найдите для своего опекаемого старые журналы, фотографии, книги, безделушки и музыкальные записи периода его молодости. Посмотрите и послушайте их вместе. Это заметно сблизит вас.
- Для установления психологического контакта всегда будьте тактичны, помните, что только неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте себе на помощь юмор, обращайтесь за опытом общения к специалистам-психологам и психотерапевтам.