Правила общения с пожилым пациентом

Практическое занятие № 14   Дата ______________

Тема: Введение в геронтологию. АФО организма пожилых людей.

       Задание № 1. Дополните предложения

1. Раздел медицины, изучающий болезни пожилых людей - __________________________. 

2. Границы старого возраста от _________ до _________ лет.

3. С возрастом всасывание лекарств в организме __________________________. 

4. Доза лекарств пожилому человеку уменьшается __________________________. 

5. Наследственность и болезни это _______________________ факторы преждевременного старения.

6. Степень изношенности организма, которая определяется самочувствием это __________________ возраст.

7. Снижение прочности костной ткани в пожилом возрасте называется _________________________. 

8. Старческое слабоумие называется __________________________. 

9. Признаки депрессии у пожилого человека: плаксивость, бессонница, мысли о суициде и __________________________. 

10. Всего различают _________ этапов психологического старения.

       Задание № 2. Решение ситуационных задач

*Дополнительная информация в Приложении «Правила общения с пожилым пациентом»

Ситуационная задача № 1

       В отделении кардиологии с гипертонической болезнью длительное время лечится женщина 70 лет, улучшение не наблюдается. Бросается в глаза замкнутость, плаксивость, агрессивность к окружающим. Сон нарушен. Единственный сын навещает редко.

       Задание.

1. Сформулируйте проблемы пациентки. __________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Расскажите о сестринской помощи.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Ситуационная задача № 2

Во время патронажа пожилой пациент 65 лет пожаловался медсестре, что в последнее время у него снизился аппетит и появились запоры. В процессе беседы выяснилось, что родных нет, а единственный друг – собака, погибла месяц назад.

Задание.

1. Сформулируйте проблемы пациента. ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Расскажите о возможных причинах нарушения пищеварения и сестринской помощи.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

       Задание № 3. Выполнение заданий в тестовой форме

       Выберите один правильный ответ

1. Раздел науки, изучающий влияние факторов среды обитания и образа жизни на процесс старения человека:


а) геронтология

б) герогигиена

в) геронтопсихология

г) гериатрия


2. Наука, изучающая старение человека:


а) геронтология

б) герогигиена

в) геронтопсихология

г) гериатрия


3. Средний возраст (количество лет):


а) 45-59

б) 60-74

в) 75-90

г) старше 90


4. Пожилой возраст (количество лет):


а) 45-59

б) 60-74

в) 75-90

г) старше 90


5. Возраст старше 90 лет - это:


а) средний

б) пожилой

в) старый

г) долгожитель


6. Эндогенные факторы преждевременного старения:


а) экология

б) курение

в) наследственность

г) гиподинамия


7. Экзогенные факторы преждевременного старения:


а) наследственность

б) гипертоническая болезнь

в) стрессы

г) сахарный диабет


8. Биологический возраст определяется:

а) датой рождения

б) количеством прожитых лет

в) паспортными данными

г) внешним видом


9. Календарный возраст определяется:


а) внешним видом

б) количеством прожитых лет

в) степенью переносимости нагрузок

г) болезнями


10. АФО органов пищеварения пожилого человека:


а) уменьшение количества выделяемых соков

б) ускорение перистальтики

в) склонность к поносам

г) активизация полезной микрофлоры


11. АФО сердечно-сосудистой системы пожилого человека:


а) увеличение скорости кровотока

б) ускорение сердечных сокращений

в) повышение АД

г) повышение сократимости миокарда


12. АФО органов дыхания пожилого человека:


а) увеличение эластичности легочной ткани

б) снижение вентиляции легких

в) увеличение секреции слизи

г) повышение кашлевого рефлекса


 

 

13. Установите соответствие между возрастом и количеством прожитых лет:

возраст количество прожитых лет
1. средний а) 57
2. старый б) 76
  в) 91

       Впишите недостающие слова

14. Факторы, вызывающие преждевременное старение:

а) стрессы

б) неблагоприятная окружающая среда

в) наследственность

г) ______________

15. Отрицательное воздействие неправильно понятых больным слов медицинского работника – это __________.

16.Старение, характеризующееся определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующим биологическим – это _________ старение.

 

 


 


Приложение


























Правила общения с пожилым пациентом

- Избегайте споров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком.

- Относитесь к своему старику, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит ему плохо. Выясните подлинную причину его поведения.

- Относитесь серьезно к страхам и тревогам старого человека. Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Это частично снимет психическое напряжение и будет служить толчком к поиску решения проблемы, вызвавшей страх.

- Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца: если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности. Никогда не навязывайте насильно своего общения пожилому человеку, но и не отказывайте ему в этом.

- Всегда обращайтесь к человеку в годах с уважением, но имени-отчеству, произносите слова медленно, достаточно громко; отложите разговор, если он находится в состоянии раздражения, гнева, обиды.

- Никогда не заставляйте пожилого человека что-либо делать насильно. Уговаривайте и убеждайте, прибегайте к помощи людей, имеющих у него авторитет, приводите примеры из книг, истории, Библии, жизни известных людей.

- Не забывайте о ласке - смотрите в глаза человеку, касайтесь рукой, обнимайте, садитесь рядом. Часто престарелые люди, особенно плохо видящие и слышащие, нуждаются в тактильном контакте так же остро, как и маленькие дети.

- Поощряйте стремление пожилого человека к самостоятельному уходу за собой, чистоте, опрятности, обеспечьте возможности для этого: подберите удобную одежду, легко снимающуюся и гигиеничную, укрепите вспомогательные приспособления в ванной комнате и туалете.

- Не запрещайте пожилому человеку иметь свои маленькие «секреты»: укромные места для хранения денег, конфет, памятных вещиц.

- Спокойно реагируйте на обвинения в пропаже вещей или денег и, вооружившись терпением, помогайте найти их.

- Не препятствуйте общению пожилого по телефону с друзьями, помогайте ему выходить на улицу для общения, прогулки, посещения магазина или храма. Прогулки необходимы в любое время года,  для чего потребуется соответствующая одежда.

- Найдите для своего опекаемого старые журналы, фотографии, книги, безделушки и музыкальные записи периода его молодости. Посмотрите и послушайте их вместе. Это заметно сблизит вас.

- Для установления психологического контакта всегда будьте тактичны, помните, что только неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте себе на помощь юмор, обращайтесь за опытом общения к специалистам-психологам и психотерапевтам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: