ТЕМА: Нечистая сила в романе. Проблема милосердия, всепрощения и справедливости.
ЦЕЛЬ: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; узнать, какую роль в романе играеет свита Волонда.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: понять какие нравственные уроки преподносит Булгаков, определить главные ценности; создать условия для формирования целостного представления об особенностях романа «Мастер и Маргарита»;
Развивающие: способствовать развитию умения работать с различными видами информации, выполнять сравнительный анализ и выявлять причинно-следственные связи посредством анализа художественного текста; умения работать в группе;
Воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок-игра
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение,репродуктивное обучение, развивающееобучение, проектное; коллективно-ориентированное обучение.
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ РАБОТЫ: проблемный вопрос,эвристический метод (аналитическая беседа, вопросно-ответное общение, построение логической цепи рассуждений); метод анализа и синтеза; защита проектов; инсцинирование; информационно-рецептивный метод (слово учителя, фронтальная беседа, записи в тетради).
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: двойник.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Предметные результаты: определить главные ценности, о которых говорит писатель, уяснить нравственные уроки романа «Мастер и Маргарита».
Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.
- Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Познавательные УУД: ориентироваться в лекции; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках; осуществлять структурирование материала.
Личностные результаты: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: роман / Михаил Булгаков. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 446 с.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты романа «Мастер и Маргарита»,фрагменты фильма,интерактивная доска, компьютер, колонки, проектные продукты по группам.
Структура и ход урока
Опережающие домашние задания:
Задание для группы №1
Подготовить афишу
1. Нарисовать афишу, приглашающую на «урок-представление», стилизированое под магическое представление.
Задание для группы №2
Составить виртуальную карту романа «Мастер и Маргарита»
1. Найти в тексте места действия по сюжетным линиям, выписать маршрут Воланда.
2. Найти в интернете карту и обозначить маршрут цветными стрелками (Power Point).
3. На ключевые точки вставить гиперссылки на wordовские файлы с описанием событий, происходивших с героями в этих местах+найти фотографии этих мест из интернета.
4. Создать видеоролик (от лица журналистов, рассказывающих о происшествиях), вставить фрагменты фильма.
Задание для группы №3
Написать цикл эссе «Уроки жизни» от лица участников магического представления Воланда
1. Коллективно продумать, какими жизненными уроками с нами могли бы поделиться участники магического представления Воланда в конце книги.
2. Выбрать наиболее значимые ценности по числу участников группы.
3. Написать на каждую ценность эссе от лица участника («я»), не забыв упомянуть факты из текста.
4. Собрать всё в единую брошюру и сделать ей обложку.
Задание для всего класса – письменно ответить на вопросы: 1) Кто приглашен на бал Воланда и что сделали эти люди?
2) Почему Воланд появляется в конце романа? Почему он так одет?
3) В чем смысл бала?
| Этап урока, время | Методы и приемы | Рассматриваемые вопросы |
| Организационный этап (2 мин) | Репродуктивный метод (слово учителя, фронтальная беседа, записи на доске и в тетради). | Учитель:Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Фиксация отсутствующих. Запись в тетради. Учащиеся: Приветствие учителя. Запись в тетради. |
| Мотивационно-ориентирующий этап (3 мин) Постановка темы и цели урока. | Репродуктивный метод (фронтальная работа: записи в тетрадь), слово учителя. Эвристическая беседа | Учитель:Обращает внимание на эпиграф. …так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. «Фауст» Спрашивает, как они его понимают. Просит определить тему и цель урока. Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя, обсуждают смысл эпиграфа. Формулирует тему и цель урока: узнать, какова роль нечистой силы в романе. |
| Операционно-деятельностный этап (31 мин) | Эвристический метод (аналитическая беседа). Инсцинировка. Репродуктивный метод (фронтальная работа, работа с текстом произведения, слово учителя, записи в тетрадь). | Появляются заранее подготовленные ученики (в образе Коровьева и Бегемота с афишей в руках). Они приглашают посетить магическое представление, на котором участники откроют свои новые стороны и узнают истину. После этого включается ролик группы №2. Ученики играют роль журналистов, рассказывают о группе магов, которая проводит свои выступления в разных городах страны (показывают их на карте, рассказывают о происшествиях, произошедших на сеансе). В ролик включены фрагменты из фильма. После выступления журналистов появляется Воланд со своей свитой. Ученик, переодетый в Воланда, начинает вести беседу с классом. Он рассказывает, почему он создает такие представления, устраивает проверку классу. Обсуждают такие понятия как милосердие, справедливость и покой. Учащиеся:Отвечают на вопросы ученика-Воланда, смотрят выступления, участвуют в представлении. |
| Рефлексивно-оценочный этап (10 мин) Подведение итогов урока. Рефлексия. Информирование о домашнем задании. | Инсцинировка (обобщают, перерабатывают и трансформируют информацию). Информационно-рецептивный (записи в дневник). | Выступление группы №3.Ученики читают эссе. Оценивание работ группами. Учащиеся: Слушают эссе, обобщают информацию. Учитель: Объяснение домашнего задания: 1. Придумать испытания для представлений Воланда. Написать эссе, что могут переосмыслить люди, пройдя эти испытания. Учащиеся: Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению. |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок проводился в 11 классе. Класс характеризуется развитыми коммуникативными качествами, высокой мотивацией к обучению. У большинства обучающихся развито чувство ответственности. Тема урока «Нечистая сила в романе. Проблема милосердия, всепрощения и справедливости».
Цель: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; узнать, какую роль в романе играеет свита Волонда.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ВИД УРОКА: урок-игра
В соответствии с типом урок состоит из следующих этапов: организационный момент, мотивация и целеполагание, актуализация, осознание и осмысление учебной информации, подведение итогов, информация о домашнем задании, рефлексия.
Основным является этап осознания и осмысления учебной информации, потому что на нём осуществляется достижение образовательной и развивающей цели.
На этап осознания и осмысления учебной информации работала мотивация, так как позволила создать соответствующий эмоциональный настрой; на этапе целеполагания обучающиеся определили конечную цель совместной учебной деятельности.
Предварительно были даны индивидуальные домашние задания творческого и исследовательского характера.
Подведение итогов дало возможность оценить результаты познавательной деятельности обучающихся.
Домашнее задание творческого характера направлено на переосмысление идейного замысла писателя и более глубокое восприятие произведения.
Рефлексия помогла обучающимся философски осмыслить достижение воспитательной цели.
Замысел урока соответствовал реальной учебно-педагогической ситуации. Поставленная цель была достигнута. Заявленные задачи были решены.
Я считаю, что урок был информативным и интересным. Ученики смогли решить проблемный вопрос, активизировать собственную учебную деятельность с помощью проектов.
Урок был доступным, последовательным, с принципами наглядности. Ученики сами строили урок, налаживали «обратную связь». Ученики были очень активны, выполняли работу сосредоточенно и увлеченно.
Я считаю, что проведенный урок можно считать удачным.






