Современное европейское право — это относительно самостоятельная и автономная правовая система. Она
включает в себя европейское интеграционное право (как регулятор на уровне Евросоюза — применительно к разнообразному комплексу вопросов, относящихся к различным отраслям права) и общеевропейскую систему защиты прав человека, действующую применительно к более широкому кругу субъектов на уровне стран — членов Совета Европы, объединяющим фактором для которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Конвенция, при небольшом количестве ее статей и относительно "узком" непосредственном предмете, через ее толкование Европейским судом по правам человека влияет на множество государственных институтов стран-участниц, таких, как судебная система и судебное разбирательство. В условиях повсеместного распространения гармонизации и унификации права именно влияние общеевропейского права на право национальных государств остается наиболее сильным. Однако сложно было бы отрицать, что влияние национального и европейского права взаимно: европейское право не сформировалось бы в своем нынешнем зрелом виде без активного использования сравнительно-правового метода, без заимствования и передачи правовых идей и институтов, без импорта и экспорта права из страны в страну. Европейское право всегда развивалось на базе национальных законов. Поэтому для понимания европейского права необходимо глубоко вникать в суть правовых систем и первоначальный смысл норм, которые "выросли" до норм европейского уровня, а оттуда уже возвращались на национальный уровень.
Кроме того, в ряде случаев интернационализация норм и их развитие на национальном уровне по схожему пути в различных государствах идут параллельно, как это происходило с правами и свободами человека.
В мусульманской системе, несмотря на существенные изменения в "продвинутых" странах (республика вместо монархии, выборы, парламент и др.), своей основой имеет полуфеодальные принципы шариата, каким бы новым, осовремененным истолкованиям они не подвергались
В основных низамах фундаменталистской семьи и конституциях "продвинутых" мусульманских стран принципы Корана одинаково имеют непререкаемую силу, одинаково говорится, что основным источников законодательства является шариат, при решении вопросов используется принцип шуры (совещаний, обсуждений до достижения согласия). Однако в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Иран, Кувейт) появились конституции (что противоречит принципу: конституция — это Коран), да и приятие в других странах мусульманского фундаментализма основных низамов (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ), внешне похожих на конституции, подрывает этот принцип. Фундаменталистская семья сближается с модернизирующейся семьей мусульманского права, где давно есть конституции и выборы (частичные выборы в местные органы отдельных пригородов столицы впервые были проведены в 2005 г. в Саудовской Аравии).
Современные изменения в существующих странах тоталитарного социализма относятся главным образом к сфере экономики, не затрагивают политическую систему, господство марксистско-ленинской идеологии, но они существенны, имеют фактический характер. Некоторые правовые (но не фактические) изменения относятся и к другим вопросам. Поправки, внесенные в Конституцию Китая 1982 г. в 1988–2004 гг., устанавливают не только допустимость, но и целесообразность частной собственности, частного предпринимательства, говорится о "социалистической рыночной экономике", о естественных правах человека, о правовом государстве. Многие из этих положений традиционно отвергались ортодоксальной социалистической семьей права.
Таким образом мусульманская система односторонне сближается с другими глобальными правовыми системами. В отличие от этого сближение современной капиталистической и социалистической систем права имеет двухсторонний характер.
Несмотря на то, что сближение правовых систем в современном мире происходит, их взаимовлияние возрастает, но пока что в ортодоксальной мусульманской, либерально-капиталистической, осовремененной тоталитарно-социалистической системах есть такие конституционные положения, которые никогда не могут быть восприняты иными системами, поскольку такие положения непримиримы, антагонистичны. А если такие положения есть в конституциях, то они пронизывают и другие отрасли права, исключая их гармонизацию.
Диалог на основе верховенства права, причем как внутрицивилизационный, так и межцивилизационный, есть единственный путь к достижению согласования и баланса ценностей, который, и только он, способен лечь в основу альянса цивилизаций. Роль права, прежде всего конституционного и международного, состоит в том, чтобы служить инструментом установления, удержания и тонкой настройки максимально гармоничного сочетания групповых, общенациональных, региональных и глобальных ценностей и интересов. Соответственно, может появиться межцивилизационное право. Не новое конституционное или международное право в виде синтеза западных и восточных, христианско-иудейских и исламских правосознаний, правовых обычаев и принципов, а право, отражающее взаимодействие, взаимопроникновение различных правовых систем, идеологий, религий, учитывающее культурно обусловленные стереотипы поведения и психологические особенности того или иного этноса.
Список литературы
1.Статья «Верховенство права: принципы, признаки и законность» https://businessman.ru/verhovenstvo-prava-printsipyi-priznaki-i-zakonnost-verhovenstvo-zakona.html
2. Статья "Верховенство права" Председателя Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькина. http://addnt.ru/verkhovenstvo-prava-i-vstrecha-civiliz-2
3.Статья «ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА И ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ» https://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/printsip-verhovenstva-prava-pravovyie-30567.html






