Искусство Древней Греции Искусство периода классики
В период классики проходят греко-персидские войны. Возвышаются Афины как центр политической и культурной жизни Греции. Создается афинский морской союз в 478 году до н.э.. Истинный рассвет Афин связывают со временем правления Перикла (444-429 г.г. до н.э.). Перикл поддерживал развитие искусства в Греции. Он особенно уделял внимание архитектуре и скульптуре.
Архитектура периода классики
В период ранней классики постепенно происходит переход от архаики к классике. Создаются величественные храмы: храм Афины на острове Эгина (около 490 года до н.э.), сокровищница афинян в Дельфах (490-489 г.г. до н.э.), храм Геры в Пестуме (середина V века до н.э.) и храм Зевса в Олимпии (около 460 года до н.э.).
храм Афины на острове Эгина Сокровищница афинян в Дельфах (реконст.)
храм Геры в Пестуме храм Зевса в Олимпии (реконст.)
Афинский Акрополь
|
|
Самым величественным архитектурным созданием высокой классики считается Афинский Акрополь. Акрополь – «верхняя часть города», возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, комплекс храмов.
В начале V века до н. э. на Грецию напали персы. Они разрушили старый Акрополь. После победы афинян над персами возникла необходимость восстановления греческой святыни. С 490 года до н.э. правитель Афин Перикл восстанавливает Акрополь в честь победы над персами. Главным архитектором назначает Фидия. Фидий был не только архитектором, но и скульптором высокой классики. На создание Акрополя ушло 16 лет.
Первый храм, который построили, был Парфенон (432 до н.э.). В его строительстве участвовали архитекторы Иктин и Калликрад. В Парфеноне соединяются элементы дорического и ионического ордера. Тип храма – периптер. В Парфеноне соединяются совершенные пропорции храма. Храм посвящен Афине Палладе, богине-покровительнеце города. Внутри храма стояла гигантская статуя Афины, созданная Фидием. У Парфенона фронтон был украшен рельефами, посвященными шествиям («Панафинейское празднество»).
Парфенон
Вход в Афинский Акрополь был украшен пропилеями. Пропилеи – монументальный вход в Афинский Акрополь с западной стороны. Это вестибюль – вход со многими дверями на священную территорию.
Пропилеи были построены в 432 году до н. э. архитектором Мнесиклом.
Пропилеи
Самый маленький храм Афинского Акрополя был посвящен богини Ники Аптерос. Он построен в 421 году до н. э. Калликратом. Храм является первым образцом ионической архитектуры в Афинах. Тип храма – амфипростиль.
|
|
Храм Ники Аптерос.
Последним построенным храмом Афинского Акрополя был Эрехтейон. Храм построен в 407 году до н.э. архитекторами Архилохом и Филоклом.
Храм ассиметричен, в нем используются кариатиды (женские фигуры в виде колонн). Храм посвящен трем богам: Афине, Посейдону и царю Эрихтейю.
Храм Эрехтейон
В период поздней классики создаются театры: в Эпидавре (середина IV века до н.э., архитектор Поликлет Младший), в Афинах, посвященные Дионисию (IV век до н.э.). Известность эти театры получают благодаря уникальной акустике. В театре Эпидавре на каменных скамьях помещалось 10 тысяч зрителей. Актеры играли на круглой площадке (орхестр). За площадкой находилась каменная стена – скене. В Галикарнасе был построен мавзолей архитекторами Сатиром и Пифеем.
Театр в Эпидавре
Театр Диониса в Афинах
Скульптура периода классики
В ранней классике развитие получает реалистическое построение фигуры человека. Скульпторы уделяют внимание движениям, разрабатывают различные варианты их решения. Самая известная скульптурная работа – «Дельфийский возничий». Также известность получает статуя «Зевса с мыса Артимисион». В период классики развитие получают рельефы: «Трон Людовизи», рельефы в храме Афины на острове Эгина и рельефы в храме Парфенон.
«Дельфийский возничий» «Зевса с мыса Артимисион» «Трон Людовиз
В период высокой классики появляются величественные скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий.
Скульптор Мирон, работавший в V веке до н.э., создал статую в движении, передающую напряжение всех мышц человека – «Дискобол». Скульптура прославляет победителя олимпийских игр. Юный атлет во всем напряжении своего тела готовится к метанию диска. Другая работа Мирона – «Афина и Марсий».
Мирон «Дискобол» Мирон «Афина и Марсий»
В творчестве Поликлета прослеживается связь искусства и науки (пластическая анатомия). Скульптор написал научный трактат о пропорциях человеческого тела – «Канон». По своим пропорциям Поликлет создал «идеальную» фигуру юноши-копьеносца – «Дорифор». Другая работа Поликлета – «Раненая амазонка».
Поликлет «Дорифор» Поликлет «Раненая амазонка»
В работах скульптора Фидия прослеживается торжественность и величие статуй: «Афина Парфенос», «Афина Промахос», «Зевс Олимпийский» и «Раненная амазонка».
Фидий «Афина Парфенос» Фидий «Афина Промахос» Фидий «Раненная амазонка»
В скульптуре поздней классики известность получают мастера: Скопас, Лисипп, Пракситель и Леохар.
Скульптор Скопас создал рельфы Галикарнасского мавзолея и скульптуру «Вакханки».
Скопас «Вакханки»
В творчестве Лисиппа продолжаются традиции поздней классики. Его самая известная скульптура «Эрот, натягивающий лук», «Апоксиомен», «Александр Македонский» и «Сократ».
Лисипп «Эрот, натягивающий лук» Лисипп «Апоксиомен»
Лисипп «Александр Македонский» Лисипп «Сокра
Скульптор Пракситель создал работы: «Афродита Книдская» и «Гермес с младенцем Дионисом».
Пракситель «Афродита Книдская» Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом»
Скульптор Леохар создал одно из величайших произведений поздней классики – статую «Аполлона Бельведерского». Аполлон представлен красивым юношей, торжественно смотрящим вдаль.
Леохар «Аполлон Бельведерский»