Кротко Александр Григорьевич

Урок №25

Дисциплина: Литература (включая Родную литературу)

Тема занятия: Молодая смена писателей и поэтов Крыма. Поэзия современных писателей Крыма по выбору обучающихся (К. Фролов, А. Кротко, Т. Шорохова, В. Анфимова).

Тип урока: Практическое занятие № 26.

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитательные.

1.Образовательная:

Способствовать развитию чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своей страны, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию России.

Познакомиться с биографией и творческим вкладом крымских поэтов в литературу родного края, знать заслуги и награды, познакомиться с лирическими поэтическими сборниками крымских поэтов.

2.Развивающая:

Развить навыки работы с дополнительной литературой, дополнительными источниками информации посредством сети Интернет, делать анализ стихотворений.

3.Воспитывающая:

Привить интерес к обучению посредством знакомства с творчеством крымских писателей и поэтов, знание истории родного края, привить интерес посредством изучения произведений и поэтических сборников крымских поэтов.

Основные методы, использующиеся на уроке:

Технология деятельностного подхода, элементы личностно-ориентированной технологии, компьютерные технологии.

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: самостоятельная работа (индивидуальная)

Использование современных педагогических технологий:                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций

Обеспечение занятия: В условиях самостоятельной работы обеспечением занятия являются Интернет-ресурсы, образовательные и литературоведческие сайты.

Технические средства обучения, оборудование для практических занятий, компьютер.

Список рекомендательных источников для обучающихся к изучению материала:                                                                                                                                                             

1. http://www.krbm.ru/viktoriya-anfimova-vsemu-lyubov-prichina/

2. http://bardam.ru/bard-yug-rossii/konstantin-frolov.ht

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. https://obrazovaka.ru/category/iskusstvo/writers

5. https://www.culture.ru/

 

Домашнее задание

Познакомиться с биографией и творчеством современных поэтов Крыма из предложенных преподавателем. Составить конспект по биографии одного из предложенных современных поэтов Крыма.

Константин Фролов

Поэт, композитор, певец, актёр, режиссёр, историк, парапланерист, путешественник… - кажется, трудно совместить столь много различных ипостасей. И тем не менее, все они совместились в одном человеке – Константине Фролове.

Когда читаешь стихи Константина Юрьевича, сразу вспоминается Золотой век Русской поэзии, и сердце наполняется радостью от сознания, что век этот не окончен, что и в наши дни, на пепелище прежней нашей Славы, среди опустошённости, среди заполонившей всё бездарности, подменившей подлинное искусство, есть ещё такие голоса, рождаются такие стихи, и наперекор всему продолжает жить «великое русское Слово». В стихах Фролова это Слово именно живёт. Не подменённое новомодными вывертами, оно обращается к сердцу каждого, просто и прекрасно говоря о любви к Отечеству и к женщине, о героях былых и нынешних, о славных и горьких страницах нашей истории…

 Клио – одна из главных муз Константина Юрьевича. Историк по образованию, в своих стихах он воскресил многие моменты нашего прошлого, многие лики его. Война 1812-го года, декабристы, оборона Севастополя, Цусима, Столыпин, Осовец, Белая Борьба… Сколько судеб, сколько страниц озарено талантом этого человека! А для иных, пожалуй, им и открыто. Открыто – тоже как будто бы просто, почти «нечаянно» - по ходу концертов, в самих стихах, песнях и кратких пояснениях к ним. Так приподнимает поэт завесу, столько лет скрывающую нашу родную историю. В некоторых школах чудный романс Фролова, посвящённый жёнам декабристов, ставят на уроках, посвящённых этой теме. Очень хотелось бы, чтобы и при прохождении других тем звучали его строфы – ведь параграф учебника обращён лишь к разуму ученика, а стихи, песня – к сердцу. А то, что воспринято сердцем, то, на что живо откликнулось оно, уже совсем иначе воспринимается и разумом – становится вдруг куда интереснее, ярче.

- Я глубоко убеждён, что самыми важными предметами в школе должны быть История, Русский язык и Литература, - говорит поэт. - Все остальные предметы тоже важны, но основополагающими должны быть именно эти три предмета. Они формируют мировоззрение молодого человека. Посмотрите, что произошло на Украине: отменили и запретили русский язык и литературу, переделали историю – и развязали гражданскую войну. Ни химия с физикой, ни биология с географией, ни алгебра с геометрией к такой катастрофе не привели бы! В СССР была самая лучшая в мире средняя школа. Её разрушили, переделывая на манер западных колледжей, где, хочешь – учи, не хочешь – не учи. ЕГЭ – это вообще мина замедленного действия. Уровень знаний среднего европейца – это уровень обыкновенного бюргера, интересующегося только стоимостью продуктов и погодой. До этого уровня хотят опустить нашу молодёжь, и, к сожалению, уже многих опустили. Ещё одним оружием «массового поражения» является интернет и всякие «гаджеты». Как был организован майдан в Киеве? Очень просто: офисным хомячкам пришло сообщение – «Ты доведён до отчаяния! Выходи на акцию протеста!» И вышли! Тысячи! Они что – были разуты, раздеты, голодны? Нет! Особенно студенты! Им хотелось развлечений, чтобы было о чём сообщить в Фейсбуке! Вот они и доразвлекались! А их тупостью и примитивизмом воспользовались «умные дядьки», которые провернули свои подлые делишки. В мире всегда были, с одной стороны, толпа, а с другой стороны- единицы умных, прозорливых людей, понимающих, что происходит. Если у этих единиц была власть, они могли направить толпу в нужном направлении. Как, например, сейчас в России. Если же у таких людей власти не было, они могли безуспешно кричать, как Кассандра - «Троя будет сожжена!», но их мало кто слышит. И, тем не менее, эти люди должны выходить на подиум и говорить толпе правду. Это их долг. Мы дружим с Василием Семёновичем Лановым, и понимаем, что значит акция «Бессмертный полк», возглавляемая им. Людям нужна идея, которая сподвигла бы их на созидание, объединила перед общей угрозой и превратила в Единый Народ, которому не страшны самые тяжёлые испытания.

Страницы Русской истории воскрешаются Фроловым не только в стихах и песнях, но и в его театральных постановках. Одна из них – «Намерен вас атаковать» - посвящена капитану Казарскому. Об истории этой постановки поэт рассказывает следующее:

- В Севастополе живёт писательница Валентина Сергеевна Фролова, жена морского офицера. Она – единственная женщина-писатель, получившая знаменитый «Бизертский Крест» как писатель-маринист. Имея доступ к архивным документам, Валентина Сергеевна держала в руках судовой журнал брига «Меркурий», заполненный рукой А.И. Казарского. По её словам, к этому журналу не прикасалась рука ни одного исследователя. Мы знаем о подвиге «Меркурия» по картине Айвазовского, где два огромных турецких линейных корабля взяли «в два огня» маленький бриг. Если бы это было так, одного залпа хватило бы, чтобы превратить бриг в груду щепок. На самом деле была гонка, в которой бриг по одиночке разделывался со своимипреследователями, сначала обездвижив «Селимие», а потом и «Реал-бея». Мне как историку очень важна правда, а не легенды. Кроме баталий в романе В. Фроловой «Ветры Босфора» есть и лирическая линия. Но это уже отдельная тема.

Лирическая линия «Ветров Босфора» нашла отражение в романсе, звучавшем в спектакле, а ныне исполняемом Фроловым на многих концертах и ставшим одним из наиболее известных и любимых слушателями среди написанных им.

 

 

Прочертит горизонт серебряная нить,

И ветер зазвенит и паруса наполнит.

Вчера я не посмел вам чувств своих открыть...

А нынче за кормой лишь волны, волны, волны...

 

Не думаю, что вас легко смогла увлечь

На молодых висках загадочная проседь.

Вчера я не посмел коснуться ваших плеч...

А нынче грозный рок меня от вас уносит.

 

Не отменить приказ, не повернуть назад...

Упруги паруса, и флаг на мачте реет.

Вчера я не посмел поймать ваш кроткий взгляд...

Но как теперь о том я горько сожалею...

Надо заметить, что очень значительную часть в творчестве Константина Юрьевича занимает Белое Движение. Баронесса де Боде, юнкера, адмирал Колчак… – вся «Белая Стая», как назвал поэт одну из своих программ. Эта программа была поставлена сперва на сцене Крымского Академического Русского Драматического Театра в Симферополе, а позже Дуэтным театром «Улыбка Пьеро», состоящим из двух актёров – самого Фролова и его жены, актрисы Веры Петровской.

- Эта тема возникла ещё в 90-е годы, но поддержки в театральной среде Крыма не получила, - рассказывает Константин Юрьевич. - И мы с Верой решили, что кроме нас этот спектакль никто не поставит. Трагедия Гражданской войны близка нам по нескольким причинам. Во-первых, мы живём в Крыму, откуда в ноябре 20-го года был исход Белого Движения, после чего Крым погрузился в чудовищную трагедию красного террора. К сожалению, в Симферополе до сих пор есть улицы преступников и убийц, таких как Бела Кун, Матэ Залка, Землячка и др. Во-вторых, по материнской линии во мне есть дворянские корни. Моя бабушка Клавдия Михайловна Кологривова – потомственная дворянка. Её старший брат Николай Михайлович Кологривов закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге и служил при Дворе Государя Императора в чине штабс-капитана, а когда началась 1 Мировая война, он был в первых рядах наших войск и получил тяжёлое ранение. Младший брат бабушки Борис Михайлович окончил Воронежское Кадетское училище и погиб в Гражданскую. По отцовской линии я из Хопёрских казаков. Это северная граница Великого Войска Донского.

Теме Белого Движения Константином Фроловым и его супругой были посвящены также спектакли «Мы жили тогда на планете другой» и «Мой ангел Анна» - о любви А.В. Колчака и А.В. Тимирёвой. Последний был поставлен в 2003-м году.

- Ещё не было памятника Колчаку в Иркутске, бюста в Кронштадте, да и о фильме «Адмирал» ещё никто не задумывался, - вспоминает поэт. - После спектакля к нам подходили зрители и спрашивали, мол, вы не боитесь? А чего бояться. Большевики в своё время настолько нагло и цинично переписали историю нашего Отечества, что это им нужно бояться ответственности за свои поступки. Александр Васильевич не был идеалом. Но нельзя полностью перечёркивать то, что было сделано этим человеком во имя России. Полярные исследования и поход на вёсельной шлюпке к острову Беннетта на поиски пропавшего друга; ордена и золотое оружие за оборону Порт-Артура, когда даже японцы сделали исключение для пленённого, раненого Колчака, оставив ему личное оружие; минирование подступов к Петрограду, в результате чего ни один снаряд не упал на столицу империи, (и это вопреки запрету командования на минирование!); наконец, минирование входа в Босфор, в результате чего Чёрное море стало полностью Русским морем, так как все вражеские корабли были либо потоплены, либо заперты в портах. До последнего времени учебник по минированию, используемыйв морских учебных заведениях, был написан именно Колчаком, считавшимся лучшим минёром своего времени. Но фамилии Колчака на учебниках, разумеется, нет. Да и поступки адмирала Колчака во время Гражданской войны заслуживают отдельного разговора, так как многие ошибки и особенно «зверства» были впоследствии безосновательно приписаны ему. Вот атаман Семёнов славился и зверствами, и тем, что украл «колчаковское золото». Но он Колчаку не подчинялся и делал, что хотел.

Один из наиболее известных «белых» романсов Константина Юрьевича - «Голубчик». По сей день необычайно пронзительно звучат строфы из него:

Ах, голубчик, и мне не до смеху.

И досада срывает слезу.

Нашу Родину предали сверху.

И бездарно пропили - внизу.

 

Оттого против дьявольской силы

Повелел нам семнадцатый год

Поднимать цвет и гордость России,

Как надежды последний оплот.

Заменить «семнадцатый» иным – поближе – и прямо явь наша. Снова велит нам иной год «поднимать цвет и гордость России». И ведь поднимаются! Век целый истребляемые, вытаптываемые, удушаемые, предаваемые и продаваемые… «Ах, голубчик, ну, кто, как не мы?»

Эта песня, «Голубчик», была написана Фроловым для последнего фильма Андрея Ростоцкого «Моя Граница». С Ростоцким поэта связывали долгие годы дружбы и совместного творчества.

- О Ростоцком можно рассказывать очень долго, - говорит он. - Это не заживаемая рана на сердце. Я был пленён обаянием Андрея ещё в фильмах «Непобедимый» и «Эскадрон гусар летучих», после «Эскадрона» появилась песня «Денису Давыдову и его друзьям». Прошло около восьми лет – и судьба сделала нам с Верой подарок: Андрей приехал в Симферополь с выступлением. Вера вычислила его местонахождение, я взял гитару – а дальше с Ростоцким было «покончено». Как написал Андрей в предисловии к одному из моих сборников – «Костя запел. Я заплакал». Мы дружили тринадцать с половиной лет. Для фильмов и сценариев Андрея я написал несколько десятков песен. Жаль, что только несколько проектов было осуществлено. Это «Зверобой» по Фенимору Куперу, «Мужская компания» да, пожалуй, «Моя граница», на съёмках которой Андрей трагически погиб. Но был сценарий с рабочим названием «Тму-Таракань» - история «великолепной шестёрки» - русских ратников Х века, восстанавливающих справедливость в борьбе князей за наследство. Был сценарий «Богатство» по произведению В.Пикуля, впоследствии поставленный другим режиссёром уже после гибели Андрея. И ещё целый ряд задумок. Я помню, как Андрей ходил «торговать лицом» к банкирам, чтобы выбить хоть немного денег на кино. Но ему почти везде отказывали. Зато сериалы про бандитов и уголовников штампуют пачками и заполняют все каналы телевидения. Это, опять-таки, исполняется проект Алана Даллеса о развале нашей страны изнутри. Вообще Независимость государства состоит из ПЯТИ независимостей: 1. Наличие Герба, Флага, Гимна и признание другими странами, 2. Дипломатическая независимость – с кем хочу, воюю, с кем хочу, дружу, 3. Военная независимость – могу противостоять нападкам любого агрессора, 4. Экономическая независимость – могу обеспечить себя всем, от туалетной бумаги до космических ракет, 5. И, наконец, культурная независимость – иметь свою собственную культуру, НЕ ПОДВЕРЖЕННУЮ влиянию других культур. А вот с этим у нас очень большие проблемы. На Всероссийских вокальных конкурсах конкурсанты, в подавляющем большинстве, поют шлягеры (далеко не самые лучшие) НА АНГЛИЙСКОМ языке! Почему!? Какая республика у нас говорит на английском языке??! У нас более 180 народностей, наций и этносов! Открыты школы для преподавания на 70 (!) языках! Так пойте на этих языках! И особенно на самом красивом в мире Русском языке! Я не против знания английского, боже упаси. Он мне очень помогает в моих заграничных вояжах. Но мы живём в России! И должны поднимать свою культуру! Вон французы англичан на дух не переносят и всячески игнорируют английский язык. Я глубоко уверен, что ни один наш певец, даже Лариса Долина, не исполнит блюз лучше негра. Так же, как и ни один западный певец не исполнит «Подмосковные вечера» или «Одинокую гармонь» лучше наших певцов. Кого мы готовим? Ресторанных певцов для западных кафе-шантанов, развлекать сытых и вальяжных бюргеров?

Константин Фролов – человек необычайно многогранный. И что редко бывает, все грани в его случае отличаются замечательной яркостью. Нередко прекрасный поэт оказывается довольно средним композитором или наоборот. Но у Константина Юрьевича все грани творчества соответствуют друг другу, все – на высочайшем уровне. Поэзия, музыка, голос, артистизм… Наша публика, отравленная пошлой эстрадой и не менее пошлым «блатняком», пафосно именуемом шансоном, уже в принципе забыла, что такое Артист на сцене. Что это не нечто помятое-небритое, рычащее дурным голосом, и не нечто бесполое-полураздетое, кривляющееся под «фанеру»… Публика забыла это, а потому подчас непритворно удивляется проявляемому к ней уважению – тому уважению, которое было когда-то у наших старых певцов. Что уж говорить об отличающих выступления Константина Фролова аристократизме и почти канувшем в лету высоком благородстве в сочетании со скромностью и сердечной открытостью зрителю. На привычном фоне они и для человека менее беспамятного кажутся каким-то чудом, подобно родниковой живительной воде, вдруг найденной среди песчаных барханов…

Такая забывчивость и утрата самоуважения значительной части публики стала питательной средой для той мафии серости, пошлости и бездарности, что заполонила собой все радиостанции и телеканалы. Истинному же искусству перепадают лишь считанные минуты – например, на телеканале «Культура» в передаче «Романтика романса». Когда бы переменить эту пропорцию с точностью да наоборот – глядишь, и сама жизнь наша изменилась бы в корне. Ибо жизнь определяется сознанием, а сознание, в свою очередь – воспитанием и тем, что человек смотрит, слушает, читает... И вполне сознательно работает нынче фильтр обратного направления: допускает всё, что растлевает и уродует сознание, но исправно блокирует способствующее его пробуждению, просветлению…

Поэтам, как известно, свойственен дар пророчества. Одно из пророчеств Константина Юрьевича уже исполнилось. «Мы однажды вернёмся, Россия, под твои вековые крыла…» - эти строки стали явью в марте 2014-го, когда Крым вернулся в Россию. Увы, эта радостная страница нашей современности была лишь прологом к войне, идущей теперь на наших рубежах. «Народ не может быть свободным, покуда он разъединён!» - так писал Фролов ещё четверть века назад.

 

Кротко Александр Григорьевич

 

Александр Кротко – поэт. Член союза писателей Крыма.
Родился 19 октября 1980 года в городе Симферополь.
Окончил школу-лицей №3 им. А.С. Макаренко.
В 2003 году получил диплом Таврического национального университета (факультета филологии, специальность украинский язык и литература).
С 2002 по 2007 – преподаватель украинского языка и литературы в школе-лицей №3 им. А.С. Макаренко.
С 2007 по март 2008 – заместитель главного редактора литературного альманаха «Ковчег-Крым».
Лауреат литературной премии им. Н.А. Кобзева.
Автор семи поэтических сборников:
«В поисках рая…» (2001)
«Музыка моего сердца» (2002)
«Плывущие в облаках» (2003)
«Алмазные россыпи» (2005)
«Тет-а-тет» (2006)
«Мой пилон» (2008)
«Крымский ветер» - 4 тома (2012)

 















Татьяна Шорохова

Татьяна Шорохова родилась в г. Люботин Харьковской области. Более тридцати лет жила в Крыму. Закончила исторический факультет Симферопольского государственного университета. Работала экскурсоводом, методистом, библиотекарем… В Союз писателей России была принята в 2001 году, Украины – в 2003. Проживает в г. Тосно Ленинградской области. Автор 23 книг, из которых 9 – поэтические сборники, изданные в Крыму и в России. В творческом багаже Татьяны Шороховой – историческая повесть, пьесы для детей и юношества на духовную тематику, сказки, путевые заметки, научные исследования, стихи для детей и подростков.
В данную подборку вошли стихотворения из поэтических книг «У мира на ладони», «Алупкинский дневник», «Фонарик счастья», «До седьмой зари», «На распутье дорог», «Давайте попробуем жить», «Ударная волна», «Застигнутая жизнью».

 

 

Росла в русской семье с самозабвенно любящими нас, троих детей, родителями. Отец Шорохов Сергей Ксенофонтович (1926-1994), родом из-под Ельца, мама Белова Матрена Николаевна (1928-2004), родом из-под Белгорода. Девичья фамилия и стала моим литературным псевдонимом (отдельные сказки публиковались и под псевдонимом Матрена Романова (соединенное имя моей мамы и сына)).

В Люботин, со своего родового гнезда на Белгородщине, в период коллективизации приехал мой дед Белов Николай Кузьмич. Недалеко от Люботина, где-то за прудом в сторону Полтавского шляха, некогда была помещичья усадьба, и там, в начале тридцатых годов, устроили коммуну. В это место, избежав раскулачивания на родине и оставив там все свое добро, и приехал мой дед со своим многочисленным семейством. В коммуне семья деда пережила оккупацию. Тема войны долгие годы была главной темой маминых воспоминаний, которые мы любили слушать с самых ранних лет.

В Люботине наша семья жила в той части города, которая называлась Шмыдливка. Здесь в середине 50-х годов родители получили участок и выстроили небольшой дом. В этом доме и прошли первые годы моей жизни – счастливое детство в прямом смысле этого слова, несмотря на то, что семья жила трудно. В Люботине – самые яркие, согревающие и теперь, впечатления от душевной доброты родителей, детской дружбы и встречи с природой (луг, сад, ягодник, поля, заброшенные садки и дома, заросли калины, черемухи, овраги, пашни, ставки…).

Училась я по третий класс включительно в украинской школе, росла в двуязычной среде. Рядом с люботинской школой стоял храм, в котором была устроена маслобойка. Стены обезглавленной церкви розового цвета, необычная архитектура всегда привлекали внимание детей. Помню, с детьми нашей улицы участвовала в колядованиях. Мы ходили с Вифлеемской звездой на древке по дворам соседей и пели колядки, за что в школе учительница сделала мне замечание.

Первые представления о вере я получила в раннем детстве от бабушки по отцовской линии Татьяны Александровны, которая была глубоко верующим человеком. Хотя она приезжала к нам в гости редко, благодаря ей в нашем доме появилась икона Спасителя – бабушкино благословение на супружескую жизнь моих родителей. Помню, я несколько дней ходила в глубоком потрясении, когда бабушка сказала, что Бог читает мои мысли.

А от мамы я много раз слышала рассказы о ее верующей бабушке Евдокии (моей прабабушке), жившей в страхе Божием и всегда помогавшей бедным соседям. На Троицу весь дом мама украшала ветками и цветами, а пол густо посыпала травой. Мы, дети, ей в этом помогали. Нарядным и пахучим дом оставался в течение всей Троицкой недели. В нашей семье знали и Рождество, и Пасху. Мама в течение года никогда не работала в праздники, но в храм в те, советские, годы мы не ходили. После обеда мама всегда говорила: «Благодарю Тебя, Господи, за хлеб, за соль». Бога в своих речах и мама, и отец поминали. От мамы часто слышала «Господи, благослови», от отца, когда он о чем-то особенно важном просил – «я тебя Христом Богом молю». Помню, когда я училась в пятом классе и стала запальчиво говорить, что Бога нет, как учили нас тогда в школе, и отец и мать убеждали меня в том, что Бог есть. Воцерковились же родители уже в зрелом возрасте.

Мне было девять лет, когда родители переехали жить в Крым. Там мы оказались в степной части, в двадцати километрах севернее Симферополя, в пгт. Гвардейское. Несмотря на окружающие поселок персиковые сады и виноградники, природа показалась мне довольно скудной по сравнению с Люботином, и потому я несколько лет тосковала за люботинской местностью. Мне казалось, что детство мое уже закончилось. Это ощущение не могли возместить даже летние походы в Крымские горы и поездки на море. Люботинскому периоду обязана тем, что научил меня любованию миром Божьим. Эта «наука» не забылась и до сего дня.

После окончания средней школы, училась на историческом факультете Симферопольского государственного университета (ныне Таврический национальный университет), который закончила в 1982 году.

Более десяти лет отработала в Крыму в системе туризма экскурсоводом, методистом, зав. отделом... В годы перестройки трудилась библиотекарем в школе, учителем истории, преподавала на курсах классической японской экибаны...

После воцерковления в 1994 году (духовный переворот произошел в Иоанновском монастыре на Карповке) закончила трехлетние курсы катехизаторов при Симферопольской и Крымской епархии. В 1996-2000 гг. работала в Епархиальном управлении администратором Православного культурного центра Симферопольской и Крымской епархии. Занималась изданием газеты «Таврида Православная», вела на Крымском радио передачу «Православный календарь» (ежедневный эфир за исключением воскресенья), организовывала праздники, конференции, круглые столы, писала сценарии, пьесы, доклады, готовила к изданию книги, издаваемые епархией, и т. д.

В 2001 г., чтобы облегчить мамину старость, вынуждена была уехать из Крыма в Россию, куда переехали родители еще в 1988 г., когда страна была в старых границах. Живу в дальнем пригороде Санкт-Петербурга, в г. Тосно Ленинградской области.

Творческий путь.

Писать стихи начала в 11 лет в Крыму, сидя возле этажерки с книгами. Первое стихотворение было на патриотическую тему, которая в моем творчестве и сегодня осталась ведущей. Писала до 16 лет. А потом юношеские порывы и дела житейские заслонили поэтическое творчество. Очень нравилась работа экскурсовода, познавала Крым, увлекалась краеведением – на поэтическое творчество времени и сил не оставалось, за исключением «капустников» и коллективных праздников. Помнила – «если можете не писать, не пишите». Молчала, сколько могла, а потом желание писать властно заявило о себе.

После тридцати лет, когда начались перемены в стране, всколыхнулась и моя душа – я стала писать стихи, которые сразу и стали публиковаться. Ученического периода практически не было. Заглядывала иногда на литобъединения, но больше ради общения. Позднее, уже в начале 90-х годов, познакомилась в России с замечательным поэтом Николаем Борисовичем Рачковым, которого считаю своим наставником, хотя пишем мы по-разному. Здесь дело в принадлежности к одному направлению в творчестве – русская поэтическая традиция.

В 2001 году была принята в Союз писателей России, в 2003 – в Крымское отделение союза писателей Украины.

Призвание, тяготение к литературному творчеству, которые вложил мне в сердце Господь, развились под влиянием мамы. Она была одаренным человеком – живой родник народного образного слова. Знала сотни песен, пословиц, поговорок, присказок на русском и украинском языках.

Все мое детство и юность мамой опето: что бы мама ни делала, она всегда пела. Была прекрасной рассказчицей. Говорила емко, образно, ярко – картины вставали перед нами, детьми, как живые. В детстве сочиняла стихи и она, но была война, трудное послевоенное время и т. д. Литературный талант не расцвел, не стал судьбой. Мама была простой труженицей, но для меня она – это та Русь, которой теперь остается так мало: жизнь по совести в соединении с желанием все изукрасить словом, пением; светлый, радостный, устремленный на добро дух, несмотря на тяжелый труд, который заполнял всю ее жизнь. Я от мамы позаимствовала только крохи. У нее – живой, бьющий из глубин духа словесный ключ, у меня уже многое от образования, хотя грех жаловаться, и я благодарна Богу за всё, что имею.

Изданные книги.

В 1997-2000 гг. в Симферополе изданы детские книги: «Дети в Божьем мире», «Ангел-Хранитель» (обе – в издательстве «Сонат»), «Берегись греха», «Первоикона Спас Нерукотворный» (в издательстве Симферопольской и Крымской епархии).

В 1999 г. в Симферополе в издательстве «Автограф» – поэтическая книга «У мира на ладони», в которую вошли два сборника стихов – «Родимые пятна» и сборник «Все ближе к Слову». По этой книге меня и приняли в Союз писателей России, а также Крыма.

В 1999 году к 2000-летию Рождества Христова на сцене Крымского музыкального театра была поставлена моя пьеса «Рождественское чудо», написанная по мотивам христианских сказок и народных обычаев.

В том же, 1999-м, году вышла книга русской духовной поэзии «И праздник Рождества, и праздник Воскресенья» (Симферополь, изд. «Бизнес-Информ»). Я была ее редактором-составителем, собирая стихи о Рождестве Спасителя, Страстях Христовых и Светлом Воскресении в течение нескольких лет. Всего в книгу вошло более трехсот стихотворений русских классиков и современных авторов.

В 2001 году в московском издательстве «Отчий дом» вышла книга стихов для детей «Праздничный денек».

В 2003 году в Крыму вышел поэтический сборник «Алупкинский дневник»; издание храма Архистратига Михаила г. Алупка, что на Южном берегу Крыма.

В 2004 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Царское дело» вышла в свет книга сказок «Дедовский сундук», адресованная как детям, так и взрослым.

В октябре 2005 года издательство «Отчий дом» выпустило детскую историческую повесть «Поход на Корсунь» – о крещении святого князя Владимира в Херсонесе.

В ноябре 2005 года в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета была издана научная работа «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» – первое исследование такого объема о жизни и благотворительной деятельности выдающегося русского благотворителя и общественного деятеля, закончившего свою жизнь афонским схимником.

В 2006 году в Крыму были изданы сборники стихов «В стране потерявшихся детей», «До седьмой зари», «Фонарик счастья».

В 2007 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Арт Деко» увидел свет сборник избранных стихотворений «Давайте попробуем жить».

В том же году в Тосно – книга новых стихов «На распутье дорог».

В Почаевской лавре в 2007 году появилась на свет брошюра «Подвиг милосердия» (о благотворителе-иноке Иннокентии Сибирякове).

В 2008 издана книга путевых заметок «Узелки на память» о Леушинском стоянии 2007 года.

В том же году в Тосно издана брошюра «Ангел милосердия» об Иннокентии Сибирякове (статья публиковалась в «Православном Летописце Санкт-Петербурга» № 20).

В 2008 г. в издательстве «Царское дело» вышел сборник стихотворений для детей (детьми проиллюстрированный) «Райская птица».

В конце 2008 г. в Крымской епархии изданы рождественские пьесы и сценарии, объединенные в книгу «Рождественский вертеп».

В 2009 г. в Свято-Успенской Почаевской лавре издана азбука в стихах для семейного чтения «Родные истоки».

В 2009 г. Тосно вышел сборник стихов «Терпкая синь».

Сейчас готовится к изданию сборник моих статей, публиковавшихся в светских и православных СМИ по истории Православия в г. Тосно, Тосненском районе, и других мест Санкт-Петербургской епархии.

В 1989-2009 годах стихи были включены в несколько коллективных сборников. Один из последних – «Царский Крест», изданный к 90-летию убиения Царской Семьи в издательстве «Царское дело».

Подборки стихов и другие художественные произведения публиковались в журналах, альманахах и газетах: «Наш современник» (2003, № 8), «Нева» (1996, № 7), «Брега Тавриды», альманах «Вертикаль» и приложение к нему «Арина» (Нижний Новгород), «Север» (Петрозаводск), «Русскiй соборъ» (2007), «Православный Санкт-Петербург» и приложение к нему «Чадушки», «Литературный Крым», «Таврида Православная», «Православное слово» (Н. Новгород), «Родная Ладога» (2009), «О, Русская земля» (2008), «Окно» (2009), «Золотой ключ»…

Статьи по разным вопросам духовной и светской жизни публиковались в журналах, альманахах и газетах: «Церковный вестник» (Санкт-Петербург), «Русский дом» (Москва), «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Сибирь» (Иркутск), «Дружба народов» (Иркутск), «Тайцы» (Иркутск), «Золотые купола» (Владивосток) «Тобольск и вся Сибирь», «Таврида Православная», «Южана» (Симферополь), «За Православие и Самодержавие» (Санкт-Петербург), «Русский вестник» (Москва), «Литературный Крым», «Крымская правда», «Православная газета» (Киев), «Мир» (Днепропетровск), «Тосненский вестник», «Новое Тосно» и др., размещались на информационных каналах в Интернете.

С циклами авторских радиопередач регулярно выступала на «Православном радио Санкт-Петербурга» и радиостанции «Град Петров».

По итогам за 2006 год мне, по рекомендации известного петербургского поэта Валентина Голубева, члена Союза писателей России, была присуждена Первая Всероссийская литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Поэзия».

***
На небе мысленном опять –
Не миф, не сказка –
Встает – ничем не удержать! –
Святая Пасха!
Восходит праздник к небесам
Зарей спасенья –
И ниспадает в души к нам
Свет Воскресенья.
И в день – единственный в году! –
Смотри в оконце:
У ранних пташек на виду
Играет солнце.
И верит сердце до конца
Не без причины
В Святого Духа и Отца
И Бога-Сына,
И научает дорожить
Сыновней частью,
И эта радость – вечно жить! –
Зовется счастьем!!


СКОРО НОЧЬ

Горит лампада у иконы,
Расстелена постель.
А за окном свистит и стонет
Колючая метель.

И где-то замело дорогу
Пред странником в пути…
Давай с тобой попросим Бога
Приют ему найти.


ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Сегодня снова в церковь мы идем,
Чтоб причаститься в Таинстве святом.
Не сразу, но Господь помог понять:
Без причащенья Божьими не стать.
Без Спаса мне грехов не одолеть,
Не освятиться, духом не созреть.
А я хочу не только на словах
Быть с Богом на земле и в Небесах.
И потому с молитвой и постом
У Чаши я стою перед Христом.











































Виктория Анфимова

Поэт, бард, журналист, автор краеведческих очерков. Историк по образованию, кончила Таврический национальный университет им. Вернадского. С 1998 по 2003 г. руководител Симферопольского молодежного литературного объединения "Мы".
Секретарь Крымской республиканской организации национального Союза писателей
Украины. Ответственный секретарь газеты "Литературный Крым".
Руководитель Республиканской литературной студии им. Н.Кобзева. Член Национального
Союза журналистов Украины, член Конгресса литераторов Украины.

Я не знаю, было ли Слово

Изначально основой основ,

Только я повторяю снова,

Что причина всему – Любовь…

 

Слово «поэзия» часто ассоциируется у нас не только со словом «литература», «искусство», но и чаще всего со словом «поэт». Великих женских имен в истории мировой и отечественной поэзии не так уж и много: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Юлия Друнина, Ника Турбина… Женская лирика – это отдельный мир, удивительный, чувственный, переливающийся необыкновенными цветами радуги, оттенками и переливами. Виктория Анфимова не просто крымская поэтесса, но и известный журналист, автор многочисленных краеведческих очерков.

Родилась Виктория в 1977 году в Феодосии, после окончания школы окончила «Таврический Национальный университет имени В. И. Вернадского». Творчество, литература, поэзия являются неотъемлемой частью ее жизни. Публикации произведений Анфимовой в самых известных крымских, украинских и российских литературных альманахах, журналах и коллективных сборниках давно уже перевалило за сотню:

 

 

До сцены – четыре ступеньки,

Которые надо пройти.

Но страх и капканы сомнений,

Стоят у меня на пути.

Истертых ступеней четыре –

Короткий дебют бытия.

 Я счастлива жить в этом мире,

Но смотрит весь мир на меня.

 

 Виктория Анфимова – настоящий творец, в первую очередь, требовательный к самой себе и к тому, что пишет, о чем думает и говорит. С 1998 по 2003 Виктория была руководителем молодежного литературного объединения «Мы», а сейчас является главным вдохновителем и движущей силой литературной студии имени Н.А. Кобзева, в которой молодые и талантливые поэты Крыма обретают под ногами почву под чутким руководством Виктории Анфимовой. Поэтесса никогда не зацикливалась на собственном творчестве – Виктория является учителем и вдохновителем для многих молодых и начинающих авторов, в хорошем смысле, примером для подражания.

Поэтические сборники Виктории Анфимовой пронизаны любовью во всей многогранности этого слова: к родной земле, к близким людям, к окружающему миру, к самой жизни: «Чаша Дня», «Лабиринт», «Окно на шестом этаже»…

Проснуться от сумрачных мыслей,

Бродить босиком по квартире,

Искать потаенные смыслы

В случайно прочитанном мире.

Не спать – и не знать, от чего же?

Искать пятый угол бесцельно…

А прошлое память тревожит,

Смотря исподлобья прицельно.

Заместитель главного редактора «Литературный Крым», лауреат многочисленных литературных фестивалей и конкурсов, премий и наград, организатор ежегодного Республиканского семинара молодых авторов Крыма, Виктория Анфимова, словно Прометей в женском обличии несет огонь своей поэзии, согревая сердца людей, наполняя их теплотой и светом:

Надо лишь узнать, заметить

Это все в глазах печали

И на зов души ответить –

Ведь тебя так долго ждали.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: