Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужный падеж. Отметьте вариантные формы

Контрольная работа

1.

Асимметрия Принудить Форзац Памятуя Черпать
Балованный Банты Завидно Розлив Начатый
Дешевизна Туфля Иксы Тефтели Аэропорты
Жалюзи Вероисповедание Обеспечение Цеховой Завидно
Защемит Фетиш Клала Шарфы Донельзя
Каталог Завидно Облегчить Апостроф Балуясь
Красивее Зубчатый Нормировать Дремота Оптовый
Обеспечение Исчерпать Ломоть Мастерски Некролог
Сахаристый Пуловер Откупорить Облегчить Еретик
Торты Сосредоточение Памятуя Мизерный Средства

 

2.

А тлас – сборник карт (купить атлас по географии)

Атл а с – ткань (атлас для платья)

Бр о ня – закрепление (броня кинозала)

Брон я –защитная облицовка (танковая броня)

В и дение – восприятие (видение на расстояние)

Вид е ние – то, что привиделось (мимолетное видение)

В я занка – вязаная вещь

Вяз а нка – связка хвороста (вязанка дров)

И рис – растение (мы сорвали ирисы)

Ир и с – конфета (съесть ирис с чаем)

К и рка – лютеранская церковь 

Кирк а –ручной инструмент для горных и земляных работ (долбить киркой лёд)

Кл у бы – заведение (посетить клубы)

Клуб ы – масса пара, дыма (пустить клубы дыма)

3.

Бережное отношение - бережливый человек.

Веский довод - весомые добавки.

Выборный штаб - выборочная проверка.

Грачи свили новые гнезда - чайки покинули места гнездовий.

Мы ходили в драматический театр - ваше похождение слишком драматичное.

Жилищный кооператив - жилой дом.

Учитель задержал меня после уроков - я сдерживаю свои эмоции.

 

4.

1. Первая половина игры уже прошла. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительную роль в развитии детей. 4. Этот ак­тер уже давно заслужил признание зрителей. 5. Подавляю­щее большинство заданий было выполнено. 6. Особый интерес ученики проявили к выставке школь­ных поделок. 7. Один поступок Чацкого привел меня в недоумение. 8. Сейчас многие писатели активно занимаются политикой. 9. Ученики с интересом слушали выступление артиста. 10. Но перед тем, как использовать материал и легко пользоваться им, я хочу изложить свои мысли о Базарове. 11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям объединиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 12. Все это и дает представление о «Слове о полку Игореве». 13. Зарисовки также помогают читателю лучше понять смысл текста. 14. Ученики сами могут задать вопросы выступающему. 15. «Гранатовый браслет» - одно из самых выдающихся произведений Куприна.

 

5.

Поставьте имена собственные в нужный падеж.

1. Состоялась встреча депутата Ирины Хакамады с избирате­лями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев Гримм. 3. Снима­ется новый фильм с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Никонен­ко и Сергеем Гармашем. 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума Синди Кроуфорд и Валерии Маццы. 5. На балу присутствовали лорд и леди Гамильтон, муж и жена Буши и супруги Кент. 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих Манны – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством Шоты Руставели. 8. Мы отправились в гости к Юрию Шевчуку и Наталье Шевчук. 9. Совершенно слу­чайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два Никифорова и оба Николая.

 

Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужный падеж. Отметьте вариантные формы.

1. Он чувствовал себя уверенно с четырёхстами рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в тысячу восемьсот страниц. 3. Лермонтов родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году. 4. На меня направлен сумрак ночи с тысячью биноклей на оси. (Б. Пастернак) 5. Это был небольшой поселок с тремя тысячами жителей. 6. Ребенок начина­ет вполне сознательно постигать мир уже к пяти годам. 7. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за тридцать двое суток. 8. Трудно выбрать правильный из двадцати одного варианта решения задачи. 9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречают­ся два и более одинаковых случая. 10. В курсовой работе привле­чено лишь около полутора десятков примеров. 11. Линия дорож­ной разметки желтого цвета длиной от двух метров до двух с половиной метров. 12. Мы, как всегда, обеими руками за это ваше пред­ложение. 13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с обо­ими братьями-близнецами.

 

6.

1) Воззрение, -я, ср. (книжн.). Образ мыслей, точка зрения. Материалистические воззрения.

2) Важность (важное, большое, первостепенное, принципиальное) значительность, существенность, весомость, серьёзность; великость (устар.)

3) Вздохнуть свободно— 1) освободиться от трудной работы; 2) успокоиться, когда миновала опасность, какая-н. Тревога, забота.

4) Волюминометр - волюметр, волюминометр [фр. Volume объём + гp. Мерю] - прибор для определения объёма материала, объём которого не может быть определён погружением его в воду и измерением вытесненного объёма воды, например, порошки.

5)Вальдшнеп - птица "Scolopax rusticula". Заимств. из нем. Waldschnepfe
6)Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

7)Вон - употребляется при указании на какой-либо предмет (обычно находящийся в отдалении); вон - употребляется как требование немедленно уйти, удалиться откуда-либо.

8) Важный — неважный.

9) Вдохновенный, -ая, -ое, кратк. Ф. - вдохновенен и допуст. Устар. - вдохновен, -вённа-, сравн. Ст. -ее. Проникнутый вдохновением.

 

7.

«Спряжение глаголов на -хать в русском языке» Е.М. Ручимская, кандидат педагогических наук

Аннотация:

В статье рассматривается спряжение глаголов на -хать в русском языке. Показаны разные схемы спряжения таких глаголов и их формы повелительного наклонения. Обращается внимание на необычность спряжения глагола ехать.

Конспектирование:

В газете «Мир новостей» (2017, 28 марта) мне встретилась заметка анонимного автора «Индейцы Амазонки нашли эликсир молодости», рассказывающая об удивительном здоровье пожилых людей народности тсимаке, обитающей в районе боливийской Амазонки. Заметка кончается так: «Чтобы заполучить отменную сердечно-сосудистую систему и в преклонном возрасте пышеть здоровьем, нужно жить в дебрях Амазонки». Даже не сразу мне стало понятно, что это за глагольная форма – пышеть. Потом я догадалась, что пышеть – это, с точки зрения автора заметки, инфинитив от глагола пышет («Он пышет здоровьем»). <…> У большинства глаголов, в инфинитиве оканчивающихся на -хать, первая схема спряжения. У немногочисленных глаголов вторая схема спряжения<…> Обратим внимание на ударение. Если в инфинитиве ударение на последнем слоге, то в форме 1 лица ед.ч. оно тоже на последнем слоге (на окончании), а в остальных формах на предыдущем слоге (на основе): пашу́, брешу́. А если в инфинитиве ударение на основе, то оно так и сохраняется при спряжении во всех формах: пы́шу. Отметим, что глагол злопыхать, образованный от глагола пыхать, спрягается по первой схеме. Форма повелительного наклонения у этих глаголов оканчивается на и (паши, бреши, пыши). Особое положение у глаголов махать и колыхать. Они могут спрягаться и по первой, и по второй схеме. Предпочтительной является вторая схема. <…> Можно сделать вывод, что глаголы, в инфинитиве оканчивающиеся на -хать, имеют разные схемы спряжения, и совершенно особая схема спряжения у глагола ехать. Формы повелительного наклонения оканчиваются на й, и, ь.

8.

1) Научный стиль (Его жан­ры — научная статья, учебная литература. Для научного стиля речи характерно употребление тер­минов и абстрактных слов; полностью исключена эмоцио­нальная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.)

Пример:

“Амфибии, или земноводные, – это хордовые позвоночные холоднокровные животные, у которых в ходе эволюции появились пятипалые конечности и лёгочное дыхание для жизни на суше, но их размножение и развитие связаны с водной средой. Насчитывают около 4 тыс. видов земноводных. Их делят на три группы: бесхвостые, безногие и хвостатые.” (Из учебника биологии);

2) Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке В официально-деловом стиле нет места проявлению ав­торской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта — официальность и точность. Для делового стиля ха­рактерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять реше­ние, считать недействительным, следует указать, следу­ет иметь в виду и т.д.).

Пример:

“При транспортировке приобретённой светодиодной гирлянды должны быть приняты меры для предохранения её от механических повреждений в условиях, исключающих попадание влаги и других жидкостей. Порядок подключения: извлеките изделие из упаковки, расправьте провода, осмотрите гирлянду, чтобы убедиться в отсутствии видимых повреждений. Подключите к сети 220 V. Отключите, закрепите на декорируемом объекте и пользуйтесь, периодически отключая от напряжения с целью продления срока службы. Хранить гирлянду рекомендуется в заводской упаковке в сухом помещении при температуре от 0 до +40 С. (Из инструкции);

3) Публицистический стиль - это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на об­щественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также вы­ступлений по радио, телевидению и т.д. Основная задача — воздействие на слушателя или читате­ля с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика — общественно-политические и мо­рально-этические проблемы.

 Пример:

“Муниципальный транспорт Хельсинки работает, как сложный, но идеально отлаженный механизм: трамваи приятного зелёного цвета почти бесшумно везут пассажиров во все районы города по 11 маршрутам. Автобусы точно по расписанию уходят и приходят на прекрасно оборудованные остановки. Автобусных маршрутов не перечесть. А ещё паром на острова и, конечно, метро. Погрешности в выполнении графиков движения внутри всего этого хозяйства – от двух до пяти минут. Метро в Хельсинки поражает высочайшей функциональностью и современными технологиями. Его протяжённость невелика – 35 км с пригородами. На станциях, которых 25, нет турникетов, зато есть лифты и снабжённые современной автоматикой туалеты. В вагонах отведены боксы для велосипедов. Всё несёт отпечаток заботы о комфорте пассажиров, даже выбранный антидепрессивный оранжевый цвет вагонов. (Из статьи на туристическом сайте в интернете);

4) Художественный стиль - речь художественной литерату­ры (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Пример:

“В полутёмном помещении, спотыкаясь, бродило привидение. Оно было в грязном белом платке, синем переднике, в толстых мягких туфлях и размахивало метлой; весило оно не менее девяноста килограммов; это была наша уборщица Матильда Штос. Некоторое время я наблюдал за ней. С грацией бегемота сновала она взад и вперёд между автомобильными радиаторами и глухим голосом напевала песню о верном гусаре.” (Отрывок из романа Эрих Мария Ремарка “Три товарища”).

5) Разговорный стиль служит для непосредственного обще­ния, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым во­просам. В ней часто используется разговорная и простореч­ная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоцио­нальность, образность, конкретность, простота речи.

Пример:

Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
- Ну, мы-то с тобой сегодня ого-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
- Догадываюсь.
- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: