Происхождение семьи и ее развитие в древних цивилизациях

6.1. Зарождение брачно-семейных отношений в первобытном обществе. Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного человеческого общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры. Такая форма отношений называется промискулитет (лат. promiscuus – смешанный, общий). Ее еще называют эндогамией (гр. endon – внутри + gomos – брак), характеризующей брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода.

Эндогамные отношения со временем стали вносить дозорганизацию в жизнь первобытных людей: острые конфликты и драки на сексуальной поч­ве в период подготовки к охоте, отсутствие действий в момент защиты племени от внешних врагов и др. Это стало тормозить развитие социальных отношений и угрожать самому существованию человеческого общества. Заключение в определенные рамки биологического инстинкта человека стало объективной необходимостью.

 На смену промискулитету пришел брак, но брак не между индивидами, а между их группами. Первой формой брачных отношений, т. е. социальной организации половых связей, стал групповой, дуально-родовой брак. С его появлением был поставлен под социальный контроль единственный еще оставшийся вне позитивного социального регулирования биологический инстинкт – половой. Тем самым был завершен процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа.

Возникновение социальных табу повлекло за собой запрет брака внутри "своих" родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилось табу инцеста, запрета на кровосмешение. Данная форма группового брака называется экзогамией (гр. exo – вне + gomos – брак), которой присуще абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в брачные отношения только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

С появлением рода возник групповой брак, который регулировал половые отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в "коммунальном браке" – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Формировался полигамный брак: многоженство, многомужество. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право. Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн.

На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния. Полиандрия – многомужество, форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Пережитки многоженства в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран существуют до сих пор.   

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т. е. властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками, а затем запрещение сексуальных отношений между братьями и сестрами.

Сужение круга половых партнеров в рамках кровнородственной семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. Пуналуальная семья представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являлись группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. В рамках такого типа семьи все более частыми оказывались устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это был первый шаг к появлению парного брака.

На рубеже дикости и варварства появляется синдиасмическая семья, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и тем самым создавала предпосылки для формирования моногамной семьи.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, ростом производительности труда людей постепенно создавались условия, когда супружеские пары могли самостоятельно содержать и кормить своих детей. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, в ведении общего хозяйства. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, ответственность за семью переходила к мужчине. Матриархальные отношения постепенно переросли в патриархальные, когда родство стало считаться по мужской линии. 

На смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

6.2. Становление семьи у народов цивилизаций Древнего Востока. Древние цивилизации стояли на различных уровнях социального, бытового, производственного и культурно-исторического развития. По-разному развивались у народов этих цивилизаций и брачно-семейные отношения. В Древнем Египте брак заключался на основании договора, от имени мужа и жены. Выкуп (плата за невесту) в Древнем Египте не практиковался. Правовое и общественное положение женщин в Древнем Египте было довольно прочным. Юридически они имели равные права с мужчинами. Они могли заключать договоры, вести процессы и выступать в качестве свидетелей в суде, свободно ходить на рынок и заниматься торговлей. Первая супруга считалась главной женой и хозяйкой дома.

В Месопотамии (Междуречье) брачно-семейные отношения устанавливались согласно Законам Хаммурапи. Статьи Законов свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию. Нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжелая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло за собой либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа ("Если жена не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду"). Если жена прямо была уличена в прелюбодеянии, ее могли утопить вместе с соучастником. Ее разрешалось "отторгнуть" и выгнать из дома. Во власти мужа было оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично.

Семейные отношения строились на главенстве мужа. Он вел общее хозяйство семьи. Отцу принадлежало право распоряжаться женой и детьми. Он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за долги. В соответствии с моральными требованиями того времени дети должны были полностью и безоговорочно повиноваться воле своих родителей во всех случаях жизни, всячески уважать их и оказывать любое содействие в ведении хозяйственных дел. Неповиновение воле родителей, а тем более рукоприкладство против них сурово карались: "Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы".

В государствах Междуречья поощрялось воспитание детей-сирот и детей бедных родителей частными лицами, взявшими их на воспитание и обучение. Обычно преследовались две цели: или продолжение рода в бездетной семье или приобретение рабочих рук. Усыновленный с правом наследования терял право наследования в своей родной семье. Усыновленный без права наследования мог вернуться к своим родителям беспрепятственно. Предусматривались меры против воровства детей: "Если человек украдет малолетнего сына другого человека, то его должно убить". Закон охранял права воспитателей: "Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: "Ты не мой отец" или "Ты не моя мать", то ему должно отрезать язык". Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

Для Древней Индии была характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж, который обладал неограниченной властью. Он, например, имел право заложить кого-либо из членов семьи или отдать жрецам для жертвоприношения. Древнеиндийский эпос "Махабхарата" свидетельствует о фактах проигрыша домочадцев в игре. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Древнеиндийская литература называет восемь форм брака: 1) простое дарение отцом дочери; 2) дарение дочери жрецу; 3) покупка невесты по обычаю; в качестве выкупа предлагались бык или корова; 4) женитьба на равных условиях; 5) покупка невесты по договору между сторонами с установлением калыма; 6) добровольный союз мужчины и женщины, не требовавший согласия родителей; 7) похищение невесты; 8) овладение спящей, опьяненной или безумной женщиной. Три фундамента находились в основании древнеиндийского брака: супружеская верность, взаимная любовь, нерасторжимость брака.

По "Законам Ману" положение женщины определялось следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо, как считалось, "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". "Законы Ману" прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Главным назначением женщины было рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей. Потомство считалось основным видом богатства. Повторные браки вдовам запрещались, отсюда и обычай самосожжения вдов на погребении своего мужа ("сати").

Семейные правила в Древнем Китае во многом определялись обычаем и законодательством, основанном на философии, идеях и заповедях Конфуция. В законах закреплялись нижний и верхний пределы возраста, в котором полагалось вступать в брак: для мужчин – от 16 до 20 лет; для женщин – от 14 до 20 лет. Особый государственный чиновник составлял списки мужчин и женщин, нарушивших законы и достигших предельного возраста. В отличие от большинства восточных стран, развод в Древнем Китае не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае нарушения супружеского долга. Причинами к разводу с женой могли стать нанесение вреда супругу и его родственникам (путем оскорблений, побоев и ранений), непослушание свекру и свекрови, бесплодие, распутство, болтливость, завистливость, тяжелая болезнь, расточительство. В то же время жена должна была оставаться с мужем в жизни земной и загробной, ей нельзя было выходить повторно замуж. Однако и мужу, безосновательно требовавшему развода, грозила каторга.  

В Древнем Китае сложились свои особенности по отношению к детям. Существовал ряд моральных и правовых норм, облегчавших их положение. В ряде случаев их освобождали от суровых наказаний за проступки, проявляли к ним милосердие и сострадание. Вместе с тем предусматривалось право продажи отцом своих детей, кроме старшего сына-наследника. Рождение девоч­ки считалось несчастьем, о появлении ее на свет старались умолчать. Но­во­рожденную клали в постель из лохмотьев и в течение трех дней не дотра­ги­вались до нее и не кормили. Возле девочки оставляли кирпич как символ ее будущих занятий (при ткачестве кирпич использовали как пресс).

6.3. Семья и родительство в Древней Греции и Древнем Риме. В VI–V вв. до н.э. в Древней Греции на первый план выдвинулись два наиболее сильных города-государства: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения; вершины своего развития достигла античная демократия. Греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного гражданина. Одинокие люди, холостяки не пользовались в государстве тем уважением, каким окружали людей женатых и имеющих детей.

Официально признавалась моногамная семья. Поэтому многоженство не допускалось. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь наложниц, только не в том доме, где находилась жена. Разрешался брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Закон запрещал вступать в брак только тем, у кого была общая мать. Замуж девушек в Афинах выдавали рано – в 15 или даже в 12 лет. Платону такая практика казалась неприемлемой для идеального государства: "Срок вступления в брак, – писал он в своих "Законах", – для девушки будет с 18 до 20 лет: это самое позднее; для молодого человека – с 30 до 35 лет".

Закон требовал от жены-афинянки строгого целомудрия, неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить. Целью брака в Афинах было рождение детей, обеспечение государства новыми гражданами, поэтому считалось необходимым принудительно расторгать бездетные браки. Весьма категорично высказывался об этом Платон: "Срок для рождения детей пусть будет десятилетний, не более… Если же в продолжение этого времени у некоторых супругов не будет потомства, то они – ко взаимной пользе – расходятся, посоветовавшись сообща с родными".

Дети полностью находились во власти отца, достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным. Отец обязан был воспитывать сына, дать ему необходимое и требуемое гражданское воспитание в публичных школах. С наступлением гражданского совершеннолетия (18 лет) сын выходил из-под власти отца. Обязанности по отношению к родителям сын должен был выполнять, только если получил обучение ремеслу. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. В Афинах, по законам Ликурга, проявлялась забота о детях-сиротах. Гражданам, воспитывающим детей-сирот, оказывалось особое уважение и предоставлялись государственные льготы.

В Спарте складывался образец аристократического военно-ла­герного государства, которое искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранять равенство среди самих стартанцев. Государство устанавливало наилучшим брачный возраст для мужчин – 30 лет, для женщин – 20 лет. Безбрачие в Спарте считалось преступлением. Холостяки лишались права голоса, им запрещалось созерцать публичные шествия, во время которых юноши и девушки плясали обнаженными. Философ Плутарх приводил пример, когда холостяков – нагих даже в зимнюю пору – заставляли вышагивать, распевая песни, в которых говорилось, что они несут справедливое наказание за неповиновение законам. Упрямых "уклонистов" от брака в любой момент могли остановить на улице группы женщин, обходившихся с ними весьма сурово. Не лучшая участь ожидала бездетных супругов, и само собой разумелось, что мужчины, не являющиеся отцами, не вправе претендовать на уважение, с которым спартанская молодежь относилась к старшим.

Положение женщины в Спарте было лучшим, чем в любой другой греческой общине. Женщин не изолировали от общества, их жизнь была подчинена государству. Спартанским женщинам не разрешалось выражать какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они, например, не могли проявлять чувство сострадания, если их новорожденного ребенка приговаривали к смерти или если их сыновья были убиты в сражении. Греки считали спартанок исключительно целомудренными. В то же время бездетная замужняя женщина не должна была возражать, если государство приказывало ей проверить, способен ли ее муж к деторождению и не окажется ли другой мужчина в этом деле более удачливым. О человеке не думали плохо, если он, будучи стар, и имея молодую жену, позволял более молодому человеку иметь от нее детей. Государство поощряло мужей предоставлять жен в пользование выдающимся мужчинам ради умножения количества красивых граждан. Мужчин и женщин предупреждали о необходимости принимать во внимание здоровье и характер тех, с кем они намеревались заключить брак. Даже царь Архидам был оштрафован за брак с тщедушной женой.

Воспитание детей в Спарте носило государственный характер. Каждый новорожденный ребенок должен был предстать перед государственным советом наблюдателей – старейшин. Любой ребенок, сочтенный неполноценным, сбрасывался с обрыва горы Тайгет и разбивался внизу о скалы. Древние сочли бы преступлением против нравственности сохранение жизни неполноценным детям. Спарта строго придерживалась практики улучшения рода. В семь лет спартанский мальчик забирался из семьи и воспитывался государством. Его вносили в список группы, которая одновременно являлась и военным подразделением, и школьным классом. Руководил группой мальчиков специальный наставник – педоном. На двенадцатом году мальчики подвергались более суровому обращению. Старшие мужчины заботились о разжигании индивидуальных и групповых мальчишеских ссор ради испытания и тренировки силы и храбрости, малейшее проявление трусости влекло за собой многие дни позора. Каждый год на алтаре Артемиды нескольких специально отобранных юношей секли до тех пор, пока камни не орошались кровью. Единственной целью всего этого было подготовить хороших солдат, целиком преданных государству.

Чтобы научить мальчиков ловкости, закалить их характер, им дозволялось красть съестные припасы, но при условии, что это для всех останется тайной. Уличенного в краже жестоко избивали. Юного спартиата своеобразно приучали к трезвости. Некоторых илотов (рабов) заставляли напиваться допьяна, чтобы молодежь видела, насколько глуп пьяный. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. В 30 лет, если спартиат с честью переносил тяготы молодости, ему предоставлялась вся полнота прав и обязанностей гражданина и разрешалось обедать со старшими.

Воспитание девочек, будучи домашним, тоже, однако, регулировалось государством. Девочкам полагалось участвовать в атлетических упражнениях – беге, борьбе, метании кольца и дротика, – чтобы в будущем они стали сильными и здоровыми матерями. Они должны были появляться обнаженными во время публичных плясок и шествий, даже в присутствии молодых людей. Это побуждало их к надлежащему уходу за телом и позволяло обнаружить и устранить свои недостатки. "И не было ничего постыдного в наготе молодых женщин, – говорил высоконравственный Плутарх. – Им сопутствовала скромность, и всякая распущенность была исключена". Танцуя, девушки воспевали тех, кто проявил отвагу на войне, и порицали трусов, дрогнувших перед врагом. Умственное воспитание было недоступной роскошью для спартанских девушек.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков. Первая – религиозная форма брака – заключалась в присутствии жрецов. Вторая состояла в форме покупки невесты (манципации). И, наконец, третья – "сине ману" (sine manu) или брак "без наложения руки". Такой брак устанавливался фактом простого сожительства. Имущество супругов при этом находилось в раздельной собственности. Особенностью "сине ману" было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в определенный день уходила из дома мужа на три дня к своим близким и тем самым прерывался срок давности. Мужу развод был доступен при всех формах брака, жене только в "сине ману". Это была единственная форма брака, при котором приданое возвращалось жене после развода.

Римское законодательство стремилось поощрять рождение детей в семьях свободных граждан. Ребенка при рождении принимал отец и если ребенок был здоров, он поднимал его, давая этим ему жизнь. Если был слаб или урод, его оставляли на земле, обрекая на смерть. Философ Сенека объяснял эти убийства тем, что это требовалось для "отделения негодного от здорового". При императоре Константине с 318 г. убийство детей стало считаться преступлением. Отрицательно относились к абортам. Уличенных в производстве аборта изгоняли и лишали части собственности. Если во время этой операции женщина умирала, виновник приговаривался к смерти.

В классический период Римской империи (II в. н.э.) наблюдается кризис семьи, ослабевает власть мужа, жена относительно детей и имущества становится самостоятельной. Браки распадаются, обычным явлением становятся разводы и сожительства. При императоре Августе был издан закон, по которому вводились санкции на безбрачие и бездетность. На службу принимался консул, у которого было больше детей. Прекратилась продажа детей, снималась опека над взрослыми женщинами. Были установлены преимущества для лиц, имеющих детей. Отцы не принуждали дочерей выходить замуж против их желания и не препятствовали браку дочери с тем, кого она избирала сама, если только для того не было разумных оснований. Запрещался брак между патрициями и плебеями. Брак признавался только после совместного проживания жениха и невесты в течение года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: