Задание на выполнение ознакомительной (архитектурно-обмерной) практики для студентов, живущих за пределами Казани и проходящих ее в режиме дистанционного обучения (13.07 – 19.07)

 

Цель практики – знакомство с актуальной архитектурной проблематикой в ходе обретения первичных навыков профессионального наблюдения и анализа городских пространств. Круг задач, этой цели подчиненных, крайне широк, что определяется, отчасти, «всеядностью» архитектурного знания, охватывающего как технически-конструктивные, функциональные аспекты, так и крайне субъективные – духовно-эстетические. В нашем случае – в ходе выполнения заданий практики мы попытаемся понять «работу» базовых для этого знания – тезауруса (от греч. – сокровище, запас; профессиональной подготовки архитектора, запаса его знаний, его интеллектуального багажа) понятий: «архитектурное пространство» и «архитектурная среда». Пространство и наполняющие его формы может быть весьма объективно описано и зафиксировано как геометрически определимое – длина, ширина, высота, расстояние между объектами, время прохождения и т.п. (определение пространственной морфологии). «Среда» – понятие более субъективное, неразрывно связывающее это самое геометрически определимое пространство с его обитателями, их представлениями о должном, работой механизмов воображения и памяти (определение семантики пространства). Вот какое определение дает этому понятию автор книги «Как устроен город» Г. Ревзин: «Городская среда (а лучше – среды, важно, что в городе их несколько и разных) относится к числу трудноопределимых понятий. Это – часть органической теории города. Среда – это такая совокупность ландшафта, городской морфологии (улиц, перекрестков, площадей), зданий и людей, находящихся здесь разное время и в разное время суток, которая обладает некоторой устойчивостью не в том смысле, что не меняется, но в том, что сохраняет свою идентичность».

Образно можно определить, что пространство подчиняется численным отношениям, а среда – словесным; пространство – это ответ на вопрос: «где?», а среда – «про что?» или даже – «кто мы?». Сочетание ответов на эти вопросы («слов» и «чисел») определит содержание нашей работы.

Задачи работы:

- Выбрать на территории проживания доступный для обзора и обмерных работ объект. Предпочтение следует отдавать объектам, обладающим теми или иными композиционными достоинствами (необычные форма (сочетание форм, материалов), разумные ритмические ряды построений, пропорциональный строй, приемлемое для профессионального рассмотрения цвето-фактурных комбинаций и т.п.), запоминающейся историей (создания, связи с историческим событием (персонажем), ярко выраженной стилистической принадлежностью). В случае отсутствия таковых объектом учебно-практического исследования может стать ваш дом (квартира).

- Составить краткую историческую справку объекта (когда, кем был создан, чем интересна история его функционирования) с описанием его нынешнего состояния (как и кем используется), а также отдельным описанием в этой справке его комп. особенностей (пример: композиционное своеобразие объекта определяют сочетание в его формообразовании прямоугольных и округлых форм, симметричное расположение элементов, нюансные отношения в цветовой окраске и т.п.). Желательно включение в этот раздел записей рассказов людей, чья жизнь (или их предшественников) была связана с этим строением, городских преданий или указаний на краеведческие, литературные источники, содержащие упоминания о нем (пример: по рассказам местного жителя…, этот дом упоминается в рассказе писателя…).

- В ходе натурного обследования объекта определить и зафиксировать в графической план-схеме его расположение на территории (улицы с указанием соседних объектов, проезжих участков и тротуаров; парка с показом зеленых насаждений и т.п.), стрелками обозначить пути возможных пешеходных подходов, а также – точки наилучшего визуального восприятия. С каждой из обозначенных на план-схеме точек выполнить фотофиксацию, а с одной из них – натурную зарисовку в любой технике (карандашный рисунок, акварель, фломастер и т.п.). Задача подобной зарисовки – выразить свое эмоциональное отношение к среде (через цвет, характер штриховки, стилистику и детализацию изображения).

- Выбрать для дальнейшего анализа один из фасадов здания и выполнить от руки его графическую фиксацию-чертеж, с приложением к нему условной масштабной линейки. Чтобы построить эту условную (приблизительную) линейку достаточно измерить длину фасада шагами; потом, замерив длину своего шага, будет легко определить приблизительную протяженность фасада (вспомним, что наши далекие предшественники так и поступали, фиксируя размерность всего буквально своим телом, отсюда и исторические меры: сажень, локоть, пядь, вершок и т.п.). Выбор того или иного фасада для этой работы предопределит наличие той детали (элемента), который вы будете обмерять в следующем задании. На этом условном чертеже эту деталь следует выделить (толщиной линии, тоном), чтобы облегчить понимание ее местоположения того, кто будет знакомиться с вашим отчетом.

- Выполнить натурные обмеры той детали, которая была замечена и намечена вами на предыдущем этапе. Хорошо, если она будет обладать должными композиционно-художественными качествами (окно с наличниками или ставнями, входной портал, филенчатая дверь, ворота и т. п.), если условия места вашего проживания таковы, что нет ни особых строений, ни особых деталей на них, выбираем и исследуем то, что есть; в резюме или выводах, итожащих вашу работу это отсутствие фиксируем констатацией факта и возможной рекомендацией (пример: среди строений данного поселения не обнаружено ни одного обладающего должными качествами для того, чтобы место стало средой, очевидна необходимость их появления, хотя бы ради того, чтобы жителю было чем любоваться, гордиться, ощущать полноценность своего земного существования и т.п.). Элемент (деталь), выбранная для обмеров кроме композиционно-художественной значимости должна быть небольшого размера (один человек, должен буквально охватить ее), а ее доступность не должна вызывать вопросов (не меряем окон второго этажа не взбираемся на лестницы, стремянки и прочее). Техника вашей безопасности должна быть на таком уровне, что никакая техника вам не нужна, а безопасности нет угроз. Если объект обмеров все же не отвечает этим условиям или отвечает им частично, используем фотоаппарат. Фиксация объекта на снимке позволит в дальнейшем выполнить размерно-точный чертеж. Достаточно в момент съемки приставить фронтально к объекту предмет фиксированной размерности (пример: кирпич, отрезок рейки, длину которого вы знаете; он выступит своеобразным модулем, с помощью которого вы определите размерность недосягаемых для безопасного замера частей). Перед началом замеров нужно выполнить фронтальную зарисовку обмеряемой формы, куда вы и будете наносить размеры. Подобный рисунок-чертеж носит название «крок» и он обязателен к представлению в отчетном альбоме. Необходимые инструменты: рулетка, линейка, угольник с прямым углом. Измеряем и наносим на кроках размеры. Объяснения по фиксации криволинейных форм – в ходе инд. консультаций.

- Выполнить чертеж объекта обмеров в виде фасадного изображения с обязательным нанесением размеров (в мм) и указанием масштаба изображения. Рекомендуемые масштабы 1:50, 1:10. Под фасадным изображением элемента помещаем изображение его плана-сечения, это позволит составить представление о трехмерных отношениях элементов изображаемой формы (в частности – глубине «западания» тех или иных элементов формы, ее рельефности). Если ваш объект был возведен до 1917 года, наверняка при его проектной разработке использовалась не метрическая система мер; попробуйте сделать вторую масштабную линейку (в саженях и ее составляющих) и измерить чертеж с ее помощью – полученные в ходе этого измерения размеры нанесите (в скобках) рядом с метрическими. Напоминаю: 1 сажень равна 213, 36см, она же равна: 3 аршинам, 7 футам, 48 вершкам, 84 дюймам.

- На листе-копии обмерного чертежа на базе знаний и навыков, полученных в ходе выполнения КР дисц. «Композиционное моделирование», провести пропорциональный анализ формы. Хорошо в таком анализе работает сетка на основе подобных прямоугольников (в прямоугольнике, очерчивающем объект анализа, мы выстраиваем диагонали, перпендикуляры к ним и т.д. – вспоминаем) и модульная сетка, когда размерность малого элемента определяет все большие. Те линии построения, которые обнаруживают логику, разумность всего – выделяем цветом, толщиной, здесь нужно попотеть, даже если ваш анализ ничего не даст – он должен быть представлен с соответствующими выводами (пример: пропорциональный анализ не позволяет говорить о какой-либо пропорциональной организации), но по работе предыдущих лет скажу, что неудача этом деле при должном прилежании невозможна, мир – проектен.

Все поставленные задачи выполнены? Оформляем материалы к сдаче. Графика подачи – свободная, но в рамках профессиональной культуры, с учетом того, что все должно хорошо прочитываться в электронной версии (формат pdf). При этом помним – в будущем работа будет сдаваться очно в своем бумажном варианте формата А3 (рекомендуемая ориентация – вертикальная). У каждого листа должна быть очерчена рамка, а в нижнем правом углу содержаться порядковый номер (пример: Лист 5). Нумерация работы начинается с листа Содержание, где должны быть обозначены названиями все представленные графические и текстовые материалы (пример: Историческая справка – 2). Последним лист работы – Выводы (резюме), без них работа не имеет смысла, поскольку именно в них вы формулируете то, к чему пришли, можно разбить выводы по пунктам (отдельно к каждому из заданий), можно дать единым текстом (пример: проведенное в ходе практики исследование дома (въездных ворот и т.п.), включающее следующие этапы: …, позволяет заключить: …).

Обложка оформляется по знакомым вам правилам: «шапка» - указание министерства, вуза, кафедры; ниже в геометрическом центре основная надпись: МАТЕРИАЛЫ АРХИТЕКТУРНО-ОБМЕРНОЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, под ней в правом углу: выполнил… проверил… внизу листа: КАЗАНЬ 2020. За обложкой следуют:

-1. Содержание

-2. Историческая справка, описание объекта

-3. План-схема размещения объекта

-4. Материалы фотофиксации

-5. Графическая зарисовка

-6. Схематический фасад здания

-7. Крок-чертеж натурных замеров детали (элемента)

-8. Чертеж детали (элемента)

-9. Пропорциональный анализ детали (элемента)

-10. Выводы (резюме).

11. Пункт ИСТОЧНИКИ обязателен, если вы в своей работе пользовались теми или иными книгами, интернет-ресурсами.

Т.е. минимальный объем работы, не считая листа обложки – 10-11 листов

Ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы, - в ходе общения по групповой эл. Почте, на странице ВКонтакте руководителя практики, здесь же – групповой странице. Планируемое организационное собрание – в первый день практики - 13.07 в режиме зум-конференции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: