Факторы социальных изменений

Причины социальных изменений

Вопрос о том, какие факторы являются причинами социальных изменений, считается одним из наиболее сложных и дискуссионных. Об этом, в частности, свидетельствует широкий разброс мнений по этому вопросу в среде социологов прошлого и настоящего. Рассмотрим некоторые из этих мнений.

О. Конт считал, что решающим фактором эволюционных изменений является прогресс в научных знаниях. Г. Спенсер видел причины социальных изменений общества в его усложнении и усилении дифференциации. Э. Дюркгейм в качестве решающих факторов эволюционного процесса выделяет разделение труда и социальную дифференциацию. К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считает рост производительных сил общества, который ведет к смене способа производства и общественно-экономической формации. При этом, по мнению Маркса, новая общественно-экономическая формация может возникнуть лишь в результате социальной революции. М.Вебер в качестве основного фактора эволюционного развития выделяет идею прогрессирующей рациональности, которая вопреки воли и желанию людей пробивает себе дорогу. Рациональная экономика, рациональная религия, рациональное право и управление, рациональное денежное обращение, рациональное поведение в хозяйственной сфере позволяют добиться максимальной экономической эффективности. Такая рациональность свойственна, прежде всего, капиталистическому обществу с его рациональной религией (протестантизмом)

По мнению А.Тойнби, зарождение, развитие и упадок социальных систем происходит в результате взаимодействия двух основных факторов: 1) влияние окружающей природной и социальной среды («вызов»); и 2) способность и возможность общества находить адекватные ответы на каждый очередной вызов.

П. Сорокин считает, что основной причиной революционных изменений является «увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения». Например, пищеварительный инстинкт «подавляется» голодом, инстинкт самосохранения - деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами. Не удовлетворяются в минимальном объеме потребности в жилище, одежде и т.д.

Т. Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюционных изменений:

1) дифференциация, связанная с усложнением строения общества;

2) повышение адаптивной способности общества, связанное с развитием производства;

3) увеличение объема членства в обществе и усложнение социальных структур;

4) генерализация ценностей, суть которой заключается в том, что в сложных социальных системах «для обеспечения социальной стабильности нужно, чтобы ценности получали более обобщенное выражение»

Ю.В. Яковец в качестве основного фактора социальных изменений выделяет биологические и социальные потребности людей. Постоянно растущие потребности вынуждают человека осваивать новые территории, привлекать дополнительные природные ресурсы, сырье, материалы, орудия труда, источники энергии. «Нарастание объема и усложнение структуры потребностей человека, семьи, общества служат импульсом для перемен на всех этажах пирамиды об-щества»

И. Валлерстайн считает, что радикальные социальные изменения в обществе, как правило, происходят благодаря вторжению извне. Однако в некоторых случаях причинами таких изменений могут стать и внутренние процессы, происходящие в самом обществе. При этом одни процессы порождают другие. По мнению Валлерстайна, смена феодальной системы отношений на капиталистические в Западной Европе произошла в результате коллапса трех ключевых институтов, на которых покоилась феодальная система: сеньориальной власти, государства, церкви.

Факторы социальных изменений

Физическая среда. Человек — это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в их распоряжении, относятся социальная организация и технология.

Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение беби-бума оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества создает серьезные проблемы, в частности все больше людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликты — форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Не удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности.

Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества; они также могут действовать как стимуляторы. Как правило, человек готов принять технические нововведения, но сопротивляется переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие отражается в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, зачастую называют «революционер» или «радикал» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Например, теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя — это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию известных элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Диффузия — это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присуши только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков н. э., поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.

Смена идеи - не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, благодаря незаурядным личным качествам они способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, которые расшатывают установленный в обществе порядок и могут привести к революционным изменениям.

Политические процессы, происходящие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно современным теориям политической революции, функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда государство не способно выполнять свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.

4. Основные формы социальных процессов

Процессы в своем развитии могут приобретать следующие формы: направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.

• Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении. Они являются предсказуемыми или явными (например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, бракоразводный процесс).

• Ненаправленные процессы носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер. Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.

• Обратимые процессы приводят систему к определенного рода изменениям (даже радикальным), но потом происходит возврат к прежнему состоянию. Например, Французская революция 1789 г. свергла монархический режим и провозгласила Францию республикой. Однако в 1815 г. (после окончательного поражения войск Наполеона) династия Бурбонов была восстановлена, т. е. произошел возврат к монархии. В 1861 г. в России было отменено крепостное право и крестьяне стали свободными гражданами, но коллективизация крестьянских хозяйств в СССР (1929—1932) по сути снова сделала их крепостными. Необходимо учитывать, что возврат к прежнему состоянию не означает, что система возвращается к своей полной идентичности. Восстанавливаются только основные структурные элементы, тогда как многие частные аспекты изменяются безвозвратно.

 

• Необратимые процессы отражают тот факт, что происходящие изменения нельзя повернуть вспять (например, процесс старения человека, распад Советского Союза, процесс урбанизации населения).

• Восходящие процессы предполагают развитие системы. Если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом. Эволюционные теории характеризуют развитие социума на протяжении последних 10 тыс. лет как восходящий прогрессивный процесс.

• Нисходящие процессы приводят систему к негативным дисфук-циональным изменениям — регрессу.

• Линейные процессы — это постепенные, непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе.

• Ступенчатые процессы предполагают постепенное наращивание количественного потенциала изменений, который в определенный момент приводит к качественному скачку или прорыву. Например, в СССР многие десятилетия накапливались противоречия, которые весьма неожиданно трансформировались в перестройку и демократизацию общества.

• Циклические процессы — это периодическое повторение определенных фаз развития системы. Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым следует очередное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как круговые или замкнутые.

• Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое движение. Изменения, совершив круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне (например, последовательное продвижение из класса в класс или студента с курса на курс).

В социуме все перечисленные и иные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно; могут накладываться друг на друга или противоречить (противостоять) друг другу; могут охватывать основные элементы системы (доминировать) или проявляться в многочисленных ее фрагментах. При этом, как правило, одни процессы выступают в качестве предпосылок социальных изменений, другие — остаются нейтральными к этим изменениям, третьи — способствуют воспроизведению (сохранению), а не трансформации системы.

5. Значение реформ в социальных изменениях

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений, поскольку знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и ничего не оставляют без изменений. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв потенциала его самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. И в этом смысле революции – это знак жизнеспособности общества, показатель его социального здоровья. В случае неспособности общества к сопротивлению порочному политическому курсу, осуществляемому властными структурами, оно может попросту распасться, что представляет собой гораздо более трагический исход, нежели революционные перемены.

По мнению П.Штомпки, таких отличий пять:

1. Революции представляют собой масштабные, всеохватывающие изменения, затрагивающие все уровни и сферы жизнедеятельности общества: экономику, политические институты, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно; оно оставляет глубокий след в национальной памяти, который может стать линией раскола между «победителями» и «побежденными».

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: