Судьбы античного наследия в Средние века. Новое и Новейшее время на Западе и в России

Для начала разберёмся, что такое античность. Античность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Периодизация данного этапа истории занимает временной отрезок от VIII века до н.э. по VI век н.э. Древнегреческая и древнеримская культуры были очень богаты во всех сферах жизни и, безусловно, оставили глубочайший след в культуре народов как Средневековья, так и Нового времени. Что уж там говорить, даже в культуре современного человечества можно обнаружить черты античной. Советский и российский литературовед, Гаспаров Михаил Леонович, говорил: «Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру - это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина и, в конечном счете, - самих себя». Попробую привести и другие многочисленные примеры античного наследия.

Пожалуй, начну с литературы. Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. Литература во все времена была пронизана темами, которые принято называть «вечными». Зачинателями этих вечных тем стала античность. Великолепным примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Афинская молодежь заучивала их наизусть. Это являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные. Именно в этот период сформировалось новое течение в греческой литературе, существующее и по сей день – лирика. Тогда вместе с Гомером ушла эпоха героев. Теперь же внимание поэтов привлекали не героические деяния, а чувства и переживания человека, его жизнь в целом. Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с острова Палос (VII в. до н. э.). Также Архилох ввёл в литературу новые размеры – ямб и хорей. Затем были введены и остальные стихотворные размеры другими античными писателями. Античными авторами были сформулированы и остальные литературные жанры (эпос, драма, трагедия), также как и основные литературоведческие понятия. Можно сделать вывод, что античные авторы заложили основу литературы. К слову, в античное время также зародилась и филология.

В истории Европы есть периоды, когда с особенной силой проявлялось стремление воплотить в литературе античные идеалы и античные формы. Так, в эпоху Ренессанса, поэты вновь обратились к идеям античной литературы, ведь её идеи были схожи с идеями нового класса, зародившегося тогда в Европе – буржуазии со своим гуманизмом. Писатели использовали для своих сочинений латинский язык, античные темы, произведениям старались придать максимальное сходство с античными. Эпоха Классицизма (XVII-XVIII вв.) также ориентировалась на образцы античной литературы. Писателей тогда интересовала форма, эстетические нормы античной литературы. Также сильное влияние античная литература оказывала на писателей XIX века.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой "Памятник" в подражание "Памятнику" Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д.С. Мережковский ("Юлиан Отступник"), Л. Андреев (пьесы "Похищение сабинянок" и "Конь в сенате").

Немалый след оставила и античная архитектура. Ведь именно древнегреческие архитекторы создали такие вечные элементы сооружений, как колонна, ордер и арка. Данные элементы характеризуются чёткостью и гармонией форм, лёгкостью и изяществом, благодаря чему мы можем их встретить во многих современных зданиях. Зодчие эпохи Возрождения не раз обращались к истокам античной архитектуры, так как она привлекала их своим величием и красотой. К слову, античные же зодчие придавали своим сооружениям роскоши под влиянием Восточных культур. В то время началось строительство театров, строительство которых осуществлялось по принципу возведения храмов. В Риме с приходом к власти Августа появляется новый материал для строительства – бетон. Также римские архитекторы обогатили античную культуру новым типом сооружений – триумфальной аркой. Архитектура античности является неким показательным примером для архитекторов всех времён.

В архитектуре эпохи Возрождения проповедовалось следование античным образцам. Так, например, Фасад Сант Андреа в Мантуе задуман как мотив триумфальной арки, а внешний вид Сан Франческо в Римини, с торжественным повтором арок, вызывает в памяти арки римских виадуков. В творчестве Дезидерно да Сеттиньяно, Антонио Росселино, Бенедетто да Майано античные элементы проявляются в области орнамента и архитектурных деталей. Постепенно в итальянское зодчество проникла и античная ордерная система. Обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре. Античный элемент существенно повлиял и на сложение градостроительных принципов эпохи Возрождения, на разработку планировочных схем города и его основных элементов – площади и улицы. Обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре. Античный элемент существенно повлиял и на сложение градостроительных принципов эпохи Возрождения, на разработку планировочных схем города и его основных элементов – площади и улицы.

Немалый вклад античность внесла и в развитие риторики. Да, Отдельные элементы риторики возникли еще в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли особо важной роли в обществе. Как систематическая дисциплина риторика сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты, создавшие культ слова. Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже первые учебники по риторике.

Большой вклад в развитие риторики, эристики и логики внесли первые древнегреческие учителя мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Протагор был преподавателем риторики и эристики. Он учил, что материя - это основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Протагор полагал, что нет ничего устойчивого, в том числе и в человеческих знаниях.

В Риме наивысшего рассвета риторика достигла в последний век Республики, когда творил своё ораторское искусство Марк Туллий Цицерон, изложивший теорию риторики в своих сочинениях: «Оратор», «Брут», «Об ораторе» и др. Цицерон подчеркивал важность краткости и лаконичности в своих трактатах: ««Повествование, согласно правилам, должно быть кратким… если же краткость состоит в том, чтобы все слова были только самыми необходимыми, то такая краткость требуется лишь изредка, обычно же очень мешает изложению, - не только потому, что делает его темным, но и потому, что уничтожает самое главное достоинство рассказа - его прелесть и убедительность»[1].

В 384-322 годах Аристотель завершил превращение риторики в самостоятельную научную дисциплину. Также он установил крепкую связь между риторикой, логикой и диалектикой. Таким образом, можно сделать вывод, что античность – эпоха зарождения и становления риторики, как самостоятельной науки.

Если обратится к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит за рамки своего времени. Так, например, Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков. А когда в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставленному античностью. Так, представители французской классицистской трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и к их обработке великими драматургами - особенно Еврипидом.

Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: "Антоний и Клеопатра" и "Юлий Цезарь" у Шекспира, "Андромаха", "Федра", "Британик" у Расина, "Медея", "Гораций", "Помпей" у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, "Комедия ошибок" Шекспира повторяла "Менехмов" Плавта, а "Скупой" Мольера - плавтовский "Ларчик".

Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Сейчас театральное искусство является неотъемлемой часть жизни многих людей. К сожалению, в наше время существует тенденция падения значения театра.

Основы в античности были заложены и для такой науки, как философия. Именно с античности пошли истоки западной философии, всех её последующих школ и идей. К слову, античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с другими научными знаниями. В это время возникло два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. Особое место в древнегреческой философии занимает личность Платона, основателя Академии. Он считается родоначальником объективного идеализма, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотеля принято считать основателем логики - науки о способах, формах, и законах мышления. Аристотель известен также и как основатель биологии. Ему принадлежит определение жизни: "... всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом".

В 18 в., в предверии Великой французской революции, философы - материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение возникновения мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами в 18 веке, они понимались гораздо шире, чем в античности.

 Особое место в истории занимает и античное право, в особенности, римское. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества. Римское право легло в основу права других западных государств. Авторитет, которым римское право обладало в Европе на протяжении столетий, можно считать уникальным явлением. На первый взгляд, его распространение в странах античной и средневековой Европы является следствием длительного политического господства Рима и влияния христианства. Однако глубочайшее проникновение этого юридического института в национальные культуры всего цивилизованного мира нельзя объяснить лишь внешними причинами. Скажем, христианство взяло на вооружение институты римского права потому, что оно содействовало успеху распространения учения Христа, отражая в правовой сфере идеи всеобщей справедливости и универсализма. Римское право само по себе обладало рядом внутренних черт, привлекавших к нему обитателей Европы. Кроме того, вполне можно предположить, что римское право не являлось продуктом творчества лишь одного народа — римлян, а вобрало в себя весь многовековой и позитивный юридический опыт древних культур Средиземноморья.

Отдельно можно выделить роль античного наследия в эпоху Ренессанса. Недаром проблема исторической преемственности античности и Ренессанса – одна из актуальных, имеющих принципиальное значение для понимания особенностей культуры Возрождения проблем. Обращение к античности – важнейшая черта в искусстве Возрождения. Ведь сам термин подразумевает «Возрождение античности». Только люди эпохи Возрождения увидели в античности свое великое прошлое. Их привлекал светский и, главное, антропоцентрический характер античного искусства, в греческой и римской скульптуре они увидели воплощение столь милых их сердцам реалистических тенденций. Античность воспринималась, прежде всего, со стороны содержательной - как сумма знаний, как политический образец и этический идеал. Античное искусство стало восприниматься как образец совершенства. Античные памятники учили позднеготического мастера художественному осмыслению пластики человеческого тела, красоты его форм, выразительных возможностей поз и жестов. При этом художник поздней готики рассматривает античное произведение сквозь призму своих художественных и эстетических представлений.

 В эпоху Высокого Ренессанса художники изучали античное наследие, но то, что было воспринято ими в первую очередь, - дух античности. Если большинство мастеров кватроченто искало в древнем искусстве опору в реалистических стремлениях, то художники высокого Возрождения почуяли в античных произведениях возможность синтеза лучшего, что дает натура, и восприняли пример античности как призыв к созданию идеального духовно и физически образа. XV век принес в итальянское искусство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе, понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Античное наследие обогатило искусство Ренессанса светски-рационалистическими принципами. Человек воспринимался как самое совершенное творение природы. Творцы Ренессанса взяли из античности идеи и принципы, созвучные настроениям новой эпохи, но творения художников Ренессанса были все же оригинальными, а не подражанием античным произведениям. Обращение к античным образцам – это лишь тенденция в культуре Возрождения, но она не определила облик культуры в целом.

 Таким образом, я с уверенность могу сказать, что античная культура смогла оставить свой колоссальный след в истории. Сквозь тысячелетия мы можем обнаружить связь с тем временем. Можно сказать, что период античности породил современного, в культурном плане, человека.

Список литературы

1. Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. М., 1973.

2. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

3. История древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. Изд. 4-е. М., 2005.

4. История древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

5. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990. 4. Мир античности в зеркале русской поэзии. Антология. Т.1. Мифология.

6. Мир античности в зеркале русской поэзии. Антология. Т.1. Мифология. М., 2014.

7. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

8. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1983.

 


[1] Цицерон «Об ораторе»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: