Беседа «Зачем нужны часы?»

ИСТОРИЯ ЧАСОВ

 

Детские стихотворные произведения

Т. Вишнякова «Часы-будильник»

Мы идём, тик-так, идём,

Стрелки крутим день за днём,

Чтобы вы не опоздали,

Чтобы раньше всех вставали!

Прозвоним мы в нужный час –

Позовём на завтрак вас!

Мы идём, тик-так, идём,

Но лентяев мы не ждём!

В процессе знакомства со стихотворением можно показать детям, какими были будильники раньше, и сравнить их с современными будильниками (на телефоне). Также стихотворение можно использовать в рамках беседы о механических часах на этапе рассказа о будильнике.

Н. Никитина «Живые часы. Петух»

Не будильник и не мама

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок –

Самый звонкий голосок.

 

«Одуванчик» «Живые часы. Растения».

У ркеи – зелёный луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят, нам с тобою говорят:

«На часах ровно пять,

Но можете ещё поспать».

Данные стихотворения можно использовать в процессе беседы о «живых» часах или в момент рассматривания иллюстрации с изображением петуха, одуванчика.

О. Шалимова «Солнечные часы»

Я у солнышка спросила –

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало! Вот те раз!

Но потом я догадалась!

Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала,

Числа, циферки – всё тут!

Тень от палочки мгновенно

Показала мне тот час!

Только помнить нужно – север

На двенадцати у нас!

Данное стихотворение можно использовать в процессе беседы, эксперимента с солнечными часами или в момент рассматривания иллюстрации с изображением  солнечных часов.

    Андрей Усачёв «Песочные часы»

Люблю часы

Песочные.

Пускай они

Неточные…

Но радуют приятно

Взгляд,

И время может течь

Назад.

Данное стихотворение можно использовать в процессе беседы о песочных часах или в момент их рассматривания.

 

Беседа «Зачем нужны часы?».

 

- Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы ни у кого не было часов?

Дополнение к ответу ребёнка. Порассуждайте, пофантазируйте, какие ситуации могли бы произойти с ближайшими близкими и родными людьми. «Мы бы не знали, когда нам выходить в садик. «Мы бы могли опоздать на День рождения к твоему другу Саше. Представляешь, пришли мы в развлекательный центр, а там ещё никого нет или уже все ушли. Нам бы пришлось ждать или уходить в расстроенных чувствах. Мы бы могли опоздать в магазин». Мы бы везде могли опаздывать. А представляешь, опоздать на поезд или самолёт!».

 

- А как ты думаешь, как же раньше люди жили без часов? Ведь их изобрели не сразу, как появился человек. Было такое время, что люди жили без часов. Как люди определяли время? Как обходились без часов?

Дополнение к ответу ребёнка. В давние времена люди пользовались «живыми» часами.

 

- Попробуй угадать, что это за «живые» часы? Кто или что был часами?

«Какие бывают часы?»

(материал можно использовать в качестве продолжения беседы «Зачем нужны часы»)

Часть 1. Беседа «Живые часы»

 

- Ты, наверное, удивишься, но существуют и «живые» часы. Их использовали раньше для определения времени, когда ещё человек не изобрёл часы. Самые главные «живые» часы – это птицы. А главную из них ты точно знаешь. Какая птица кричит с утра в деревнях и всех будит? (петух).

 

- Петух – это живой будильник! А ещё «живыми» часами являются поющие птицы. Можешь предположить, какие это птицы?

Дополнение к ответу ребёнка. Соловьи, жаворонки, зяблики и воробьи могут помочь в определении времени. Они поют утром весной и летом. Соловей начинает петь самый первый, ещё в ночное время – в 2 часа ночи. В 3 часа поёт жаворонок. Затем примерно в 5 утра начинает петь зяблик.

 

- А попробуй предположить, во сколько начинают чирикать воробьи?

Дополнение к ответу ребёнка. Воробей – самая сонная из птиц. Встаёт в 6 утра. Как встают воробьи, так и «папа встаёт на работу». А мы с тобой просыпаемся в …

 

- Растения тоже служили для людей «живыми» часами. Предположи, какие часы могут подсказать нам время? И как они это делают? Ведь у они не могут спеть, как птицы.

Дополнение к ответу ребёнка. Давай вспомним части растения. Например, цветка. Пойдём снизу вверх: корни, стебель, лист, цветок, на цветке – лепестки и серединка (лучше всего в этот момент рассматривать живой цветок или подходящую иллюстрацию). Какой же из этих частей они могут сообщить о времени? Почему не сможет сообщить корнем? (мы его не видим) Может сообщить стеблем? А вот цветок может! Каждый вид растения открывает и закрывает свои лепестки примерно в одно и то же время каждый день. Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает свои лепестки с 7 до 8 утра, а закрывает уже в 3 – 4 часа дня. Одуванчики открываются в 5 утра. Люди заметили эту особенность и следили за цветами, как за часами, определяя время.

 

- Как ты думаешь, в чём удобство использования «живых» часов? И чем они неудобны?

Дополнение к ответу ребёнка. Сосчитайте количество названных плюсов и минусов. В жизни во многих вещах так, есть как плюсы, так и минусы. Плюсы: «живые» часы не сломаются, они безопасны для природы – это сама природа, не нужно тратить деньги на их покупку, они не сбиваются во времени, они красивые. Минусы: их нельзя переносить с места на место, в городе сложно ориентироваться по «живым» часам, нельзя точно определить время.

 

Часть 2. Солнечные часы. Беседа + эксперимент «открытие»

(можно использовать на прогулке)

- Так как в «живых» часах есть минусы, то люди стали придумывать другие часы. Первые часы, которые были придуманы человеком – солнечные. Даже мы их с тобой сможем сделать. Давай проведём занимательный эксперимент.

 

1. Нарисуйте на земле круг.

2. В центр круга поставьте длинную палочку.

3. Положите камешек на то место, куда падает тень от палки. Подпишите рядом соответствующее времени число. Если сейчас 10 утра, то напишите 10.

4. Поделите круг на 24 части и допишите числа (в солнечных часах не 12 делений, а 24).

5. В конце прогулки обратите внимание на то, что тень указывает уже на другое число.

Главное наблюдение – это то, что стрелка движется по круг. Ничего страшного, если время в конце эксперимента не совсем совпадёт с реальным временем. Можно подкорректировать свои часы и понаблюдать за ними ещё несколько дней, «подводя» их каждый раз. В древности люди также постепенно подводили солнечные часы. Хорошо, если в процессе наблюдений выпадет пасмурный день. Тогда время определить по часам не получится.

Наблюдайте за солнечными часами и утром, и вечером. Попросите ребёнка сделать вывод о том, когда тень от палочки длиннее – утром или вечером? (утром)

 

- Понравились ли тебе солнечные часы? Как ты думаешь, в чём удобство использования солнечных часов? А чем они неудобны? (в пасмурную погоду время не получается определить, их нельзя перемещать и брать с собой, не удаётся точно определить время).

 

Часть 3. Беседа + практическая деятельность + игра

«Песочные часы. Водяные часы».

- Так как минусы у солнечных часов были, то люди продолжили придумывать новые варианты часов. Возникла идея использования песка. Как назвали часы с песком? (песочные)

 

- Давай рассмотрим такие часы!

 

- А позднее стали вместо песка и воду использовать. А их как назвали? (водяные)

 

- Давай мы с тобой сами попробуем изготовить и песочные, и водяные часы.

 

Материал: 2 пластиковые бутылки (1,5 литра), песок, вода, маркер.

1. Разрежьте каждую бутылку на 2 части. Верхняя часть – это горлышко с крышкой. Нижняя часть – «резервуар» для содержимого часов.

2. В крышке делаем небольшое отверстие (например, гвоздём, нагретым на огне), из которого будет высыпаться песок или выливаться вода. Важно, чтобы крышка не треснула.

3. Переверните верхнюю часть крышкой вниз и вставьте в нижнюю часть.

4. Насыпьте в верхнюю часть песок или налейте воды. По часам засеките время, за которое песок полностью пересыплется или вода перельётся. Если песка или воды много, то через минуты сделайте первую отметку на нижней части бутылки, ещё через минуту новую линию-отметку и т.д. Количество отметок у вас будет в зависимости от скорости пересыпания (переливания) и количества содержимого.

 

Игры и упражнения с самодельными песочными и водяными часами.

- «За сколько минут ты сможешь? (счёт ведётся по сделанным песочным или водяным часам)

А) одеться на прогулку?

Б) прибрать все свои игрушки?

В) прочитать без ошибки весь текст?

Г) выучить наизусть чистоговорку?

Задания можно давать и маме, педагогу, а ребёнок будет следить за временем. Например, нарезать хлеб, вымыть посуду, раздать рабочий материал и т.п.

 

- А ты знаешь, есть поговорка «Сколько воды утекло». Как думаешь, что она значит? (прошло много времени)

 

- Понравились ли тебе песочные и водяные часы? Удобны ли они в современной жизни на постоянной основе? Почему?

 

Часть 4. «Механические часы (современные).

- Конечно, люди стали придумывать новый вариант часов. И придумали механические часы, с циферблатом и стрелками.

- Рассматривание часов с циферблатом и тремя стрелками: часовой, минутной и секундной.

- И с того момента только какой вариации часов с циферблатом не стало появляться. Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжёлые. Их даже переставить с места на место – настоящее мучение.

А) А как называют часы, которые висят на стене? (настенные)

Б) Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)

В) Часы, которые будят по утрам называются …? (будильник)

Сегодня функция часов и будильника есть также в телефоне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: