Планируемые результаты освоения обучающимися

Алешкина Галина Ивановна

МКОУ «Школа № 15» с. Демарино

Название курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных»

Практическая значимость

Курс предназначен, прежде всего, любознательным детям. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда, образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения обучающихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой обучающиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Курс ориентирован на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Цель курса: способствовать реализации требований ФГОС по развитию познавательной мотивации в области астрономии в ситуации успеха и радости от познания.

Задачи курса:

· формировать представления о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

· формировать представления о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

· формировать умения использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни;

· формировать способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей

Класс (год обучения) 7 класс

 

Количество часов – 34 (1ч в неделю)

 

Направление(я) развития личности - общеинтеллектуальное

 

Форма реализации: кружок

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

· знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

· осознание личной ответственности за нашу планету;

· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

 

Метапредметные:

· умение работать с разными источниками информации;

· умение составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;

· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

· умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;

· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предметные:

· умениенаходить основные созвездия Северного полушария;

· умение ориентироваться по Полярной звезде;

· иметь представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;

· умение определять место человека во Вселенной.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности кружка "Астрономия для любознательных"

Содержательная линия

(тема курса)

Учебный материал

Количество часов

Требования ФГОС (планируемые результаты)

унунииверсальные

учебные

действия

предметные

знать уметь
  1. Введение. Астрономия - наука о небесных телах.   Что изучает астрономия, способы и особенности астрономических исследований. Связь астрономии с другими науками. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Знакомство с историей развития астрономии и астрономических приборов. Современная космонавтика.   2

ü в сфере личностных УУД:

положительное отношение к учению;

желание приобретать новые знания;

способность оценивать свои действия;

осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься;

овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;     

формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории науки;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

ü в сфере познавательных УУД:

учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик;

 учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, подвижной картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснять причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе;

ü в сфере коммуникативных УУД:

уважение к товарищам и их мнению;

понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

умение слушать друг друга;

использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

ü в сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

постановке учебных задач занятия;

оценке своих достижений;

действовать по плану.

предмет, задачи, разделы астрономии; историю развития астрономии. видеть связь астрономии с другими науками; называть астрономические приборы; вести наблюдение в школьный телескоп.
  2. История астрономии. История возникновения астрономии как науки. Астрономия в Древнем мире. Астрономия у славян, народов севера. Развитие астрономии в средние века. Галилео Галилей. Развитие астрономии в России. Астрономия в XVII–XVIII веках. Современные представления о строении Вселенной.   4 историю возникновения и развития астрономии; знаменитых ученых и их вклад в развитие астрономии. выстраивать ход исторических событий; называть ученых по их портретам.
  3. Солнечная система. Общая характеристика и строение Солнечной системы. Планеты земной группы: общая характеристика, размеры, масса, внутреннее строение, атмосферы, рельеф поверхности, физические условия. Планеты-гиганты. Различия между планетами земной группы и планетами-гигантами. Кольца и спутники планет-гигантов. Химический состав атмосфер планет-гигантов. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Пояса астероидов.   4 понятия планеты, спутника планеты, классификацию планет, понятия астероида, кометы, метеора, метеорного потока и метеорита. Ученик должен описывать современную концепцию строения Солнечной системы.     уметь называть планеты земной группы, планеты-гиганты, карликовые планеты; характеризовать главные сходства и различия между планетами земной группы и планетами-гигантами; называть малые тела Солнечной системы; приводить примеры известных комет и метеорных потоков; объяснять образование хвоста кометы, природу свечения метеоров, уметь обосновывать проблему астероидной опасности.
  4. Земля. Первые представления о Земле, модели мира. Форма, размеры и движение Земли в пространстве. Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Явления в атмосфере Земли (радуга, гало, миражи, полярные сияния). Магнитное поле Земли.     3 знать о первых представлениях о Земле, модели мира, физические характеристики Земли как планеты; знать смысл явлений радуга, гало, миражи, полярные сияния; расположение магнитных полюсов Земли и роль магнитного поля Земли. объяснять причины изменений времен года, дня и ночи на Земле, причины парникового эффекта, радуги, полярного сияния.  
5. Время и календарь Местное время и долгота. Всемирное время. Поясное время. Календарь. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Линия перемены даты. Летнее и зимнее время.   3 понятия местного, поясного, Всемирного и звездного времени, линии перемены даты, подлинных солнечных суток, среднего Солнца, тропического года; принципы измерения и счета времени, построения юлианского и григорианского календарей.   приводить примеры использования звездного и солнечного времени; описывать суточное и годовое движения Солнца по небесной сфере, историю календаря; объяснять причину различной продолжительности звездных и солнечных суток, необходимость существования линии перемены дат; решать задачи на определение времени.
6. Небесная сфера. Мифы звездного неба, звездное небо в различные времена года, на разных географических широтах. Небесная сфера. Основные линии и точки на небесной сфере. Вид звездного неба на разных широтах. Понятие созвездия. Зависимость высоты полюса мира от широты места наблюдения. Понятие о небесных координатах. Ориентирование по Солнцу, созвездиям и Полярной звезде на местности и по времени.   3   знать понятия небесная сфера, небесные координаты; называть количество созвездий по современным делениям на небе, характерные созвездия, яркие звезды на небе; знать способы и методику использования небесных светил с целью ориентирования в пространстве и времени. уметь работать (изготавливать) с моделью небесной сферы, звездными картами; приводить примеры известнейших созвездий неба и северной сферы; уметь измерять угловые расстояния на небе с помощью изготовленного угломера; ориентироваться на местности по созвездиям и Полярной звезде, определять географическую широту местности по наблюдениям Полярной звезды.
  7. Солнце Солнце — ближайшая звезда. Общие сведения о Солнце. Атмосфера Солнца. Вид Солнца в телескоп. Полные и частичные солнечные затмения. Солнечная корона. Понятие о солнечной активности. Использование солнечной энергии. Связь между солнечными и земными явлениями.   3   должен характеризовать Солнце как звезду, знать внутреннее строение Солнца и его атмосферы, физические параметры отдельных зон; формулировать понятия пятна, протуберанца, вспышки, солнечного ветра, цикла солнечной активности, короны, солнечного затмения; знать о результатах воздействия солнечной активности на атмосферные, климатические и биосферные процессы; иметь представление об использовании солнечной энергии. описывать вид солнечного диска в годы минимума и максимума активности Солнца; объяснять результаты воздействия солнечной активности на атмосферные, климатические и биосферные процессы; зарисовывать пятна, наблюдая за Солнцем на экране, обосновывать движение Солнца.  
  8. Движение Солнца. Движение Солнца по небосводу в течение суток и года. Созвездия северного и южного полушарий. Зодиакальные созвездия. Эклиптика. Движение Солнца, наблюдаемой на полюсах, экваторе и средних широтах Земли. Изменение высоты Солнца в полдень в течение года. Восход и заход светил. Изменение азимута восхода и захода Солнца в течение года. Причина смены времен года.     3   знать понятия эклиптики, восхода и захода светил, полуденной линии; знать о процессах движения Солнца, способы ориентирования по Солнцу. уметь определять полуденную линии с помощью гномона; ориентироваться на местности с помощью часов; определять высоту Солнца в полдень в течение года.
  9. Луна. Луна – спутник Земли. Общие сведения о Луне. Видимое движение Луны и фазы Луны. Лунный рельеф и его происхождение. Физические условия на Луне. Методы исследования Луны в настоящее время. Лунные затмения.   2   должен знать понятия естественные спутники планет, фазы Луны, лунное затмение; физические характеристики Луны, характеризовать физические условия на поверхности Луны, обосновывать значение изучения поверхности Луны для практической деятельности человека в будущем. объяснять фазы Луны, процесс протекания лунного затмения, уметь работать с глобусом Луны.  
  10. Звезды. Общая характеристика звезд. Химический состав звездного вещества. Эволюция звезд, эволюция Солнца. Определение расстояний до звезд. Понятие о движении звезд. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды.   3   знать понятия звезда, светимость звезды, двойные, кратные, переменные звезды, иметь понятие о химическом составе звездного вещества, об эволюции звезды, движении звезды. Ученик должен знать спектральные классы и классы светимости. уметь приводить примеры звезд с разными температурами, светимостями, массами и плотностью; описывать взаимосвязь между размером, температурой и абсолютной звездной величиной.
  11. Вселенная. Разнообразие галактик. Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике.     4   понятия галактика, Млечный путь, пылевая туманность, межзвездный газ, диффузная и планетарная туманность. Ученик должен называть составные части, размер и число звезд Галактики; характеризовать место Солнечной системы в Галактике, описывать устройство Галактики. уметь приводить примеры звездных скоплений, туманностей; по рисункам и фотографиям определять наиболее известные туманности и галактики; на звездном небе определять Млечный путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: