Итоговая аттестация
Название курса внеурочной деятельности «Физика и астрономия»
Класс (год обучения) 10
Количество часов 34
Направление(я) развития личности общеинтеллектуальное
Форма реализации курс внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные:
· знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
· осознание личной ответственности за нашу планету;
· знакомство школьников с местом физики и астрономии в различных сферах деятельности, с рядом профессий, где разносторонне используются и применяются физические и астрономические законы и теории;
· понимание необходимости широкого спектра знаний, значение интеграционных связей для эффективного труда в современных условиях;
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· формирование представлений о широком применении законов и астрономии не только в технике и технологии, но и других сферах деятельности;
|
|
· развитие мышления и творческих способностей, познавательного интереса к физике, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
· формирование информационной культуры, развитие умений собирать, анализировать, обобщать и оценивать информацию. Передавать структурированную информацию другим людям.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
1 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
3 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
1 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
2 оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
3 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
4 пользоваться словарями, справочниками;
5 осуществлять анализ и синтез;
6 устанавливать причинно-следственные связи;
7 строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
1 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные:
· сформированность первоначальных представлений о роли астрономии и физики в жизни и развитии человека;
· ознакомление учащихся с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
|
|
· умения правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
· умение отличать планеты от звёзд.
· сформированность представления о сферах деятельности, в которых необходимы знания по физике и астрономии
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1 «Физика в твоей профессии»
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Искусственные спутники Земли.
Значение физики и астрономии.
Законы технологий. Физика в различных сферах деятельности.
Практикум:
Методы технического творчества
Литейные свойства материалов
Измерение физических объектов различными инструментами
Электротехника
Видеолекторий:
Физика в военном деле
«Современные технологии в промышленности»
«Знаменитые изобретатели-физики»
Раздел 2 «Астрономия в твоей профессии»
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Происхождение Солнечной системы. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.
Состав и структура Галактики. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Практические работы.
1. Работа с телескопом. Наблюдение луны в телескоп.
2. Фотопрактикум. Любительские наблюдения Солнца. Особенности наблюдения Солнца. Любительские наблюдения звезд в бинокль и телескоп.
Экскурсия:
Наблюдение за звездным небом
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов |
Раздел 1 «Физика в твоей профессии» | |||
1 | Изобретатель: профессия или призвание» | Видеолекторий | 1 |
2 | Методы технического творчества | Практикум | 1 |
3 | Что такое технология? Законы технологии | Видеолекторий | 1 |
4 | Физика в литейном производстве | Лекция Практикум | 1 |
5 | Физика в микроэлектронике | Лекция Практикум | 1 |
6 | Как измерить мир? | практикум | 1 |
7 | Новое состояние вещества - жидкие кристаллы | Лекция | 1 |
8 | Лазер на службе у человека | Лекция | 1 |
9 | Технология обработки материалов | Лекция | 1 |
10 | Физика сварки | Лекция | 1 |
11 | Металлорежущие станки и инструменты | Практикум | 1 |
12 | Физика движения. Современный транспорт | Демонстрация опытов | 1 |
13 | Физика в медицине | Лекция | 1 |
14 | Электричество и революция в промышленности | Лекция. Практикум | 1 |
15 | Практикум по электротехнике | Практикум | 1 |
16 | Физика в военном деле | Видеолекторий | 1 |
17 | Защита проектов | Конференция | 1 |
Раздел 2 «Астрономия в твоей профессии» | |||
1 | Как астрономия помогает человеку. | Лекция | 1 |
2 | Из истории астрономии. Знаменитые астрономы | Лекция | 1 |
3 | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. | Лекция | 1 |
4 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | Лекция | 1 |
5 | Движение и фазы Луны. | Лекция Практикум | 1 |
6 | Затмения Солнца и Луны. | Лекция | 1 |
7 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Искусственные спутники Земли | Лекция | 1 |
8 | Планеты земной группы. | Лекция | 1 |
9 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | Лекция | 1 |
10 | Малые тела Солнечной системы | Лекция | 1 |
11 | Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца. | Лекция | 1 |
12 | Звезды. Виды звезд. | Лекция Экскурсия | 1 |
13 | Наша Галактика. Ядро Галактики. Разнообразие мира галактик. | Лекция | 1 |
14 | Квазары. «Темная энергия» и антитяготение. | Лекция | 1 |
15 | Проблема существования жизни вне Земли. | Лекция | 1 |
16 | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии | Лекция | 1 |
17 | Защита проектов | Конференция | 1 |
|
|