Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у педагога и учащегося. Сейчас в российском и в мировом обществе активизировались диалоги про поколения.

Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными и не носят явно выраженной формы, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты и строит команды, как развивается, что и как покупает, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления.

Сейчас, по версии RuGenerations, в России живут представители пяти поколений:

• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)

• Поколение Х (1963–1984 г. р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)

• Поколение Z (c 2000 г. р.)

Величайшее поколение или поколение GI (1900—1923)

Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений. Люди, принадлежащие к данному поколению, если о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.

2) Молчаливое поколение (1923- 1943)

Ценности представителей данного поколения формировались до середины 50-х годов. События, которые произошли в данный отрезок времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление наложили свой отпечаток на формирование и развитие Молчаливого поколения.

Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье они могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они контролируют себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Люди, принадлежащие к

данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.

3) Поколение Беби-бумеров (1943-1963) названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей.». Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза. Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Для достижения поставленной перед ними цели они не остановятся ни перед чем. Главное для них — победа. При этом представитель данного поколения предпочитает работать в команде, так как именно команда, коллектив, выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего собой не представлял. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и, фактически, смерти.

4) Поколение Х (1963-1984)

Фоном для данного поколения были «холодная война» и война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал данное поколение более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей - трудоголиков на работе — более самостоятельными. У поколения Беби-бумеров задача заботы о подрастающем поколении не была приоритетной. Напротив, с их точки зрения, чем больше трудностей вставало перед ребенком, тем счастливее он должен был быть. Именно оттуда и пошел «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Дети сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи представитель поколения X прибегает крайне редко и неохотно. Человек, принадлежащий к поколению X, — индивидуалист, противник всяческой толпы. Ценности, которые присущи данному поколению: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но главная ценность для него — возможность выбора. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления.

5) Поколение Миллениум или Y (1984-2000)

Основные события становления представителей данного поколения — это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Люди, принадлежащие к поколению Y, наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли данное поколение, — «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для

них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни.

Но стоит отметить, что долг и мораль в системе ценностей поколения Y занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Мода — это вообще их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций.

6) Поколение Z (2000-2020)

По мнению учёных, впервые за всю историю люди в столь радикально высокой степени отличаются от своих предков. Поколение Z называют по-разному - центениалы, домоседы, молчаливое поколение, поколение «ЯЯЯ», цифровые люди. Пока сказать о нём что-либо точно сложно, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Становление представителей поколения Z происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат обретает всё большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. Сходство с условиями, в которых формировалось «молчаливое поколение», очевидно. Поэтому можно предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения данное поколение будет повторять своих прапрадедов.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Если они другие – значит они изменились. Если они изменились, то в какую сторону – в хорошую или плохую? Здесь срабатывает давнишний стереотип - любые технологические изменения вызывают у людей опасения и страхи. В психологии даже дано понятие такому явлению – ювеноя.

Они будут теми, кто привнесет новые технологии и интегрирует их в жизнь. Еще студентам поколения Z будет важен не диплом, а сама суть образования. В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Представители поколения Y чем-то похожи на поколение GI. Есть также мнения, что поколение Z будет очень походить на Молчаливое поколение, которое появилось на свет перед Второй мировой войной. Конечно, можно только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы.

Следует обратить внимание на то, что годы рождения, указанные применительно к каждому поколению, — рамки примерные. Многое зависит от конкретного региона, в котором рос человек.

Часть II. Характеристика поколения Z

2.1. Отличие поколения Z от предыдущих поколений

Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.

О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке

Поколение Z – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения X или

иногда даже поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума. Чем же отличаются представители поколения Z от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители поколения Z связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP. В этом есть большое сходство поколений Z и Y, но в отличие от вторых Z в большинстве случаев уже родились в те времена, когда интернет полностью вошёл в жизнь современного человека. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Представители поколения Z не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя).

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Их неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирах, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста. Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

Поколение Z обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения Z еще долго будут обеспечивать работой психоаналитиков и психотерапевтов.

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения.

2.2. Особенности познавательной сферы поколения Z

Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством

короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах. Чтобы вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем передавать фундаментальные знания.

Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер «знает», т.е. помнит в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию.

Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Компьютер создает иллюзию, что человек может проникнуть в любое пространство и подействовать там. На самом же деле он может познакомиться только с особенностями дискурса, но не продействовать. Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее.

«Клиповое» мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива. Но противостоять этому можно. Но не столько изнутри образования, сколько используя возможности самого интернета.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом.

У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если человек решает, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется

интенсивность мнемонических процессов. Если раньше человек мог держать в памяти большое количество телефонов, адресов и т.д., то теперь все это записано и нет смысла запоминать. И если у поколения Х и Y эти изменения наслаиваются на то, что было, то у детей поколения Z в принципе формируется другая память, другие процессы запоминания.

У современных детей также изменилось и восприятие. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете получают определенную депривацию, т.е. лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром.

2.3. Личностные особенности поколения Z

В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.

1.Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности.

2.Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

С одной стороны, поколение Z становится менее общительным, более погруженным в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированным. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.

3.Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого.

По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь. Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс.

Молодым людям будет все сложнее создать семью. Гораздо комфортнее жить у себя в квартире одному, никого никогда не видеть. Поэтому создание семьи будет требовать вполне определенных усилий.

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.

Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Как было раньше? Не успел родиться, как общество все за тебя решило: где учиться, кем работать, когда жениться и во сколько отправляться на пенсию. Не было свободы выбора, прически, интерьер в квартирах – все было одинаковым. Сейчас мир изменился, хочешь жить – вертись, ты полностью свободен в своих решениях, но и сам отвечаешь за последствия, а это пугает. Кем быть, какую профессию выбрать – личное дело каждого, лишь бы смог самореализоваться. Завышенные ожидания от мира, тысяча поверхностных знаний и желание найти особенный уникальный путь, который осчастливит – вот это и давит на подростка больше всего. Он боится ошибиться, прогадать.

Многие родители признаются в том, что самое страшное для них на данный момент заключается в том, что у детей абсолютно нет цели. У них есть чувство дисциплины и ответственности, но полностью отсутствует свойственный предыдущим поколениям энтузиазм и тяга к познанию мира. Они ждут лидера, который поведёт их за собой. Отсюда появляется соблазн убежать от выбора совсем, отвлечься на новомодные развлечения, которые так услужливо предлагает мир.

Часть III. Как учить поколение Z?

Педагоги и психологи обсуждают, как учить детей поколения Z. Старый принцип – прямая передача из уст в уста, от учителя ученику, – безнадежно устарел. Психологи настаивают на том, что обучение «цифрового поколения» должно нивелировать отрицательные черты его представителей, помочь им преодолеть трудности в обучении и развитии, вызванные расхождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности, стиля обучения поколения Z.

Всё более очевидным становится изменение роли педагога XXI века. Уже с конца прошлого столетия на смену знаниево-ориентированному направлению в педагогику всё активнее стало приходить личностно-ориентированное, в котором миссия педагога, заключается уже не в передаче знаний, а в педагогической поддержке индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей. В XXI веке педагогика вернулась к своей первооснове, к своему главному предмету – человеку. В личностно-ориентированном подходе говорится о том, что вне зависимости от возраста, в эпицентр создаваемого образовательного пространства, помещается обучаемый человек. Методический компонент образования включает специфические методы обучения, среди которых важное место занимает диалог.

Дж. Коатс дает рекомендации современным педагогам, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимся к Поколению Z:

1.Учащийся в центре внимания

Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии.

2. Применимость знаний

Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

3. Время - главная ценность

Время - большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом.Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь. Поэтому использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Нужно разделить учебное время на промежутки по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.

4. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс

Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учебы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной. Четко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием.

Для Поколения Z текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты–выделены визуально. Кроме того, для этого поколения очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап.

Следует говорить коротко, писать развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов.

Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

5. Главное – результат

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно. Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному. Важно помнить, что сегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь. Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

6. Диалог

Важной составляющей современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками. В традиционных учебных заведениях, где педагоги и учащиеся встречаются лицом к лицу, достаточно возможностей для такого диалога - надо лишь их использовать. В дистанционном же обучении могут помочь современные технологии: некоторые учебные заведения, например, используют блоги педагогов и учащихся, чтобы дать им возможность обсуждать различные аспекты изучения курса.

7. Визуализация

Прежде всего, любую информацию следует по возможности визуализировать. Необходимо сделать урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры). Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения.

8. Устная речь

Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным. Необходимо учить детей критические мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы

Следует учитывать феномен детской многозадачности: использовать новые инструменты, в том числе игры и интерактивные занятия. Процесс урока нужно сделать более динамичным. Монотонная речь учителя и медленное расхаживание по классу - факторы, выводящие из равновесия поколение Z. Учебный материал лучше подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.

На уроках можно использовать элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения»:

· технологию коллективного способа обучения (КСО),

· ТРИЗ, технологии развивающего обучения,

· технологию проектного обучения,

· технологии смешанного обучения,

· технологию проблемного обучения,

· технологии интерактивного обучения,

· технологии мобильного обучения и др.

Целесообразно включать в учебный процесс такие интерактивные формы, как круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс. Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новизну и изменения в проведение занятий, что удержит внимание, заинтересованность современного учащегося на постоянно высоком уровне. А это, несомненно, повысит эффективность формирования и развития общеучебных умений и навыков обучающихся.

Педагогу необходимо помочь ученикам преодолеть фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций (в качестве конкретных примеров теории).

9. Обратная связь

Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.

10. Награды

Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.

11. Мудрое руководство

Учащиеся не заклеймят педагога презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем педагога. Поэтому им лучше дать возможность продемонстрировать эти знания, в свою очередь они будут очень благодарны, если педагог проявит искреннюю заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Учитывая тягу представителя поколения Z к переменам, логично будет организовать учебный процесс таким образом, чтобы формы проведения занятий менялись.

Таким образом, теория поколений обобщает имеющиеся у людей знания и опыт, которые каждый получает в течение жизни. Внедрение новых интерактивных методов обучения, активное использование в учебном процессе инновационных технологий отвечает потребностям современных учащихся и повышает эффективность обучения. Теория поколений удобный, понятный и легкий в применении инструмент в обучении учащихся.

Пдагогу стоит учитывать особенности развития и формирования поколения Z, пытаясь донести до него свои мысли. В свою очередь это поможет педагогу быстро ориентироваться в потребностях учащихся и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути.

Будущее принадлежит детям. С этим утверждением невозможно не согласиться. И представители поколения Z, что появились на свет после 2000 года, безусловно, будут строить его таким, каким им будет удобно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: