Формы и системы оплаты труда. Структура заработной платы

Порядок оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» определяется Положением о корпоративной системе оплаты работников филиалов и структурных подразделений Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Положение), разработанным в соответствии со статьёй Трудового Кодекса РФ и пунктом 88 Устава ОАО «РЖД», установленного Постановлением правительства № 585 от 18 сентября 2003 года.

Существуют две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Каждая из них имеет разновидности, которые принято называть системами оплаты труда (рисунок 13.1). Формы и системы оплаты представляют собой совокупность правил, которые определяют соотношение между размерами вознаграждения работников и мерой их труда.

Сдельная форма оплаты труда применяется при следующих условиях: наличие количественных показателей выработки, правильно отражающих затраты труда и возможности их применения с достаточной точностью; предоставление рабочим реальных возможностей увеличить выпуск продукции (объём выполненных работ) по сравнению с установленными нормами; возможность увеличения объёма производства или выполняемых работ на данном рабочем месте; наличие точного учёта изготовленной продукции или выполненного объёма работ.

При простой сдельной заработной плате  оплата производится за каждую единицу произведённой продукции (или выполненного объёма работ) определённого качества с учётом сложности и условий труда по заранее установленным расценкам.

Расценки рассчитываются исходя из часовой тарифной ставки, соответствующей разряду данного вида работ и установленной нормы выработки (времени). Эта система в чистом виде почти не применяется.

Создавая значительную личную материальную заинтересованность рабочего в повышении индивидуальной выработки, она в то же время слабо материально заинтересовывает его в достижении высоких общих показателей работы, экономном расходовании материальных ценностей.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определённые количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими на предприятии условиями премирования.

Аккордная система – одна из разновидностей сдельной формы заработной платы, при которой размер оплаты труда устанавливается исходя из действующих норм выработки и сдельных расценок на весь комплекс работ. Эта система в настоящее время в чистом виде практически не применяется.

Аккордно-премиальная  - аккордная система оплаты труда, дополненная выплатой премий, установленных за выполнение и перевыполнение количественных и качественных показателей работы, например за выполнение заданий в срок и досрочно, высокое качество работ, экономию материалов и т.д. Эта система оплаты труда особенно широко применяется на строительных, ремонтно-строительных работах и ремонте подвижного состава.

На железных дорогах при оплате труда рабочих по текущему содержанию пути, искусственных сооружений и некоторых других объектов применяется особый вид аккордно-премиальной системы оплаты труда, обусловленный характером этих работ. Эта система отличается от обычной аккордно-премиальной тем, что вместо задания на выполнение комплекса работ за бригадой закрепляется определённое количество километров пути, мост, тоннель или другие сооружения и устанавливается сумма аккордного заработка за текущий ремонт и содержание этого объекта в соответствии с действующими нормами на месяц.

Эта сумма выплачивается бригаде полностью независимо от числа работников в бригаде (но не ниже установленного минимума) при условии содержания объекта в пределах установленных норм и выполнения задания по планово-предупредительному ремонту. За высокое качество содержания прикреплённого объекта бригаде, кроме того, выплачивается премия в установленных размерах.

В зависимости от способа определения заработка рабочего сдельная система оплаты труда может быть индивидуальной или коллективной (групповой, бригадной). В этих случаях расценки устанавливают на одного работника, группу работников или бригаду в целом. Эффективность коллективной сдельной оплаты труда зависит от умелого сочетания материального стимулирования результатов коллективного труда с учётом индивидуальных показателей работы каждого человека на основе правильного выбора показателей оплаты труда, порядка начисления коллективного сдельного заработка и его распределения между членами трудового коллектива. При повременной оплате труда сумма заработка работника определяется его тарифной ставкой и фактически отработанным временем.

Простая повременная система на железнодорожном транспорте практически не применяется, так как она материально не заинтересовывает работников в увеличении выпуска продукции, повышении её качества, в росте производительности труда.

При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх заработка по тарифной ставке за фактически отработанное время дополнительно получает премию за выполнение определённых количественных и качественных показателей.

Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Размер должностного оклада постоянен и не зависит от колебаний нормы рабочих часов по месяцам. Сверх должностного оклада работник дополнительно может получать премию за выполнение и перевыполнение установленных показателей, например за выполнение и перевыполнение плана по прибыли и рентабельности, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, экономию материалов, топлива, электроэнергии и др.

Среди других форм оплаты труда в настоящее время получил широкое распространение подряд. Подряд  - это договор. в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить определённую работу по заданию другой стороны (заказчика), обязующегося, в свою очередь, принять и оплатить выполненную работу. Оплата может производиться либо поэтапно, либо по конечному результату. Стороны, участвующие в договоре, определяют общую стоимость работ, в том числе фонд оплаты труда. Общий заработок внутри коллектива распределяется в зависимости от трудового вклада каждого работника.

 

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА

Тарифная система является основным средством регулирования заработной платы в зависимости от квалификации, условий труда и других факторов.

Элементами тарифной системы являются тарифно-квалификационные справочники работ и профессий, квалификационные характеристики и разряды оплаты труда руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД», тарифные ставки, схемы должностных окладов.

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС)представляет собой сборник, характеризующий сложность работ по каждому тарифному разряду по профессиям и специальностям. Он предназначен для установления рабочим разряда квалификации и тарификации работ для оплаты рабочих-сдельщиков, а также составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих.

В справочнике по каждому разряду имеется три раздела. В I разделе «Характеристика работ» приводятся перечень и содержание работ, которые должен уметь выполнять рабочий данного разряда. Во II разделе «Должен знать» приводится перечень теоретических и практических знаний, которыми должен обладать рабочий данного разряда. В III разделе «Примеры работ» содержится перечень работ, который облегчает пользование справочником.

Кроме того, в справочнике изложены общие требования – это правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила техники безопасности, ПТЭ, инструкции по сигнализации, технические требования к качеству выполняемых работ и др. В ЕТКС работ и профессий рабочих, должностей служащих выделен самостоятельный раздел – тарифно-квалификационный справочник рабочих промышленных и эксплуатационных предприятий железнодорожного транспорта, в который включены профессии, специфичные только для железнодорожного транспорта (69 профессий) и дополнительно утверждены квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД».

Тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношения в размерах тарифных ставок в зависимости от квалификации (сложности) труда. Таким образом, с помощью тарифной сетки заработная плата дифференцируется в зависимости от квалификации работника. Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов, темпами абсолютного и относительного роста тарифных коэффициентов низшего и высшего тарифных разрядов. Тарифная сетка рабочих состоит из четырёх уровней оплаты труда:

- первый уровень – для оплаты труда рабочих, занятых на работах, не связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств;

- второй уровень – для оплаты труда рабочих, связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств;

- третий уровень – для оплаты труда рабочих, выполняющих работы по содержанию инфраструктуры на участках со скоростями более 160 км/ч и высокоскоростным движением пассажирских поездов;

- четвёртый уровень – для оплаты труда рабочих локомотивных бригад.

Тарифная сетка содержит восемь разрядов для первого уровня, десять разрядов для второго и третьего уровней и восемь разрядов для четвёртого уровня (с пятого по двенадцатый разряды).

На основе тарифной сетки осуществляется оплата труда служащих. Она содержит семь разрядов, начиная со второго разряда, которому соответствует тарифный коэффициент 1,38, и заканчивается восьмым разрядом с коэффициентов 2,8.

Тарифная ставка – это абсолютный размер оплаты труда рабочих и категорий служащих за единицу рабочего времени. Исходной является месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, устанавливаемая нормативными документами ОАО «РЖД». Часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, определяется путём деления месячной тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года. Часовые тарифные ставки рабочих других разрядов определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда, первого уровня оплаты труда на тарифный коэффициент соответствующего разряда и уровня оплаты труда. Разряды оплаты труда рабочих, кроме локомотивных бригад, соответствует разрядам квалификации рабочих, определяемых по ЕТКС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: