Питание детей старше года

ЛЕКЦИЯ № 9

ПЕРИОД ПРЕДДОШКОЛНОГО И ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

        ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1-Згода)

Это период относи­тельного покоя. Рост замедляется. Созревает центральная и периферическая нервная система, совершенствуются двигательные навыки и речь. Вырабатываются психические реакции,

адекватные обстановке, складывается характер, определяется поведение ребенка, проявляются эмоции - капризность, застенчивость, удивление, страх, обида. Ребенок по­знает и изучает мир, осознает свое «Я». Это период «первого уп­рямства». Поэтому проблемы воспитания выдвигаются на первый план.

(Ребенок «пытается прощупать», на сколько мамины «нет» категоричны. Малыш ищет слабые места у своих родителей. Порой поражает, как быстро ребенок учится определять ситуа­цию. Например, чтобы получить конфетку, он знает, ему надо поплакать перед бабушкой 5 минут, перед мамой - 10, перед дедушкой -15. В то же время он отлично понимает, что с папой не стоит этого даже затевать. Не позволяйте тиранить себя! Если ребенок требует чего-то невозможного, твердо скажите «нет»).

Основными заболева­ниями преддошкольного воз­раста являются –

расстройства пищеварения, проявления диатеза, рахита и если ребенок посещает ясли, то детские инфекции и заболевания органов дыхания. Нарастание двигательной активности в этом возрасте приводит к опасности травматизма (ушибы, переломы, ожоги), к аспирации инородными телами (мелкими предметами) и случайным отравлениям (медикаменты, бытовая химия).

Особенность питания - переход к смешанной и твердой пище.

 

Характеристика периодов:

- идет дальнейший рост и развитие органов и систем;

- укрепление костного скелета и мускулатуры;

- развитие головного мозга, нервно-психической деятельности;

- становление II сигнальной системы.

- дальнейшее прорезывание зубов, смена молочных на постоянные;

- совершенствование речи, рост словарного запаса;

- в данные периоды закладывается основа личности ребенка, формируется характер, привычки, проявляются склонности и таланты;

- появляется острая потребность жить в коллективе, общаться со сверстниками;

- из заболеваний характерны – ОРВИ, травматизм (ожоги, отравления, инородные тела, электротравмы), начало хр. заболеваний. До 3 лет возможны детские инфекции.

Основные требования к родителям: постоянный контроль и организация атравматической обстановки, безопасной окружающей среды.

АФО органов и систем:

Кожа упругая, бархатистая, толщина кожной складки 1.5 см около пупка. К 7 годам строение кожи как у взрослых.

Строение костей приближается к взрослому типу к 2 годам.

Кости эластичные, мягкие, склонные к деформации.

При неблагоприятных условиях может развиться боковой сколиоз.

Зубы:

На 2-м году прорезываются малые коренные и затем клыки.

В 2 года 20 молочных зубов.

В 5-6 лет –смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные.

В 6 лет - не менее 1 постоянного зуба.

В 7 лет – не менее 4.

Мышечная система

- укрепляется, нарастает масса крупных мышц;

- увеличивается двигательная активность;

- движения более точные, развивается мелкая моторика (рисуют, лепят, вырезают, завязывают шнурки, застегивают пуговицы и т.д.).

- в 4 года проявляются индивидуальные двигательные качества ребенка: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость.

Дыхательная система:

- к 2-м годам формируются придаточные пазухи;

- ткань лимфоидного кольца (миндалины);

- дыхательные пути остаются узкими;

- дыхание пуэрильное до 3 – х лет, затем везикулярное;

- тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной);

- дети чувствительны к недостатку кислорода: раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита - развитие анемии.

Сердечно-сосудистая система:

- увеличивается масса сердца, сила сердечных сокращений;

- сердце занимает косое положение;

- рассыпной тип коронарных сосудов, широкий их просвет.

- ЧСС в 2 года: 110 – 115 в мин; в 5 лет: 100 в мин (на каждый недостающий год + 5, на каждый последующий - 5 ударов)

- АД = 100+ п /сист/; ½ сист. + 10 /диаст/ п – возраст ребенка;

Кроветворение: до 4 лет во всех костях, затем остается в плоских, эпифизах трубчатых костей. В диафизах – красный костный мозг замещается на желтый, жировой.

Лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест).

Органы пищеварения:

- повышается активность ферментов;

- слюнные железы и желудок по строению как у взрослого;

- формируются пищевые пристрастия;

- стул 1 раз в сутки, оформленный;

- ребенок сознательно просится на горшок с 1 года.

Мочевыделительная система.

- к 5-6 годам система анатомически зрелая, но функции несовершенны;

- число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки;

- относительная плотность мочи: 1010 – 1020;

- суточный диурез: V = 600 + 100 /п – 1/

- водный балланс как у взрослых: 75 – 80 %;

иммунитет совершенствуется к 7 годам.

Обмен веществ:

- напряженность процессов обмена, потребность в воде выше, чем у взрослых.

 

Питание детей старше года

 

    

Завтрак - 25 %

Обед - 35-40 %

Полдник - 10-15 %

Ужин - 20-25 %

Соотношение Б: Ж: У =1: 1: 4

Доля растительных животных

Белков 30 % 70 %

жиров 15 % 85%

По показаниям у части детей может быть продолжено грудное вскармливание до 1.5 – 2 лет.

В возрасте до 3 лет белки обеспечиваются за счет

1. Молочных продуктов:

ежедневно в меню должны быть молоко, кисломолочные продукты (йогурт и творог детский «Агуша», заменители молока(адаптированные молочные смеси для детей старше 1 года – «Детское молочко», «Энфамил – Юниор», «Хипп – 3 Юниор» и др. до 500-600мл;

2. Мяса (говядина, нежирная свинина, мясо кур, кролика, печень, сердце, язык) – даются ежедневно.

не рекомендуется мясо утки, гуся, баранина, сосиски, колбасы (в них содержится большое количество трудно усвояемых жиров).

1. Неострых сортов сыра, яиц (целое яйцо, омлет)2-3 раза в неделю.

2. Нежирных сортов рыбы – треска, судак, минтай 2-3 раза в неделю.

Жиры за счет сливочного и растительного масла, сливок.

Углеводы за счет

1. Круп – гречневой, овсяной, рисовой, кукурузной, многокомпонентных (из 3-5 злаков).

1. Овощей (доля картофеля не более 50%).

2. Фруктов.

3. Хлеба.

4. Сладостей: варенье, мед, мармелад, пастила, повидло, печенье

5. Напитков: кисель, морс, компот, соки, некрепкий чай

В рацион необходимо включать зелень: укроп, петрушку, салат, щавель, зеленый лук, чеснок, немного бобовых. С 1.5 лет – супы, запеканки, винегрет.

Все указанные выше продукты должны входить в меню ребенка каждый день.

При отсутствии свежих овощей и фруктов можно использовать замороженные фрукты, сухофрукты, консервированные пюре и соки, овощные пюре с мясом, рыбой. Удобны и полезны молочные и безмолочные каши с различными фруктами, обогащенные витаминами и минеральными веществами, не требующие варки (инстантные).

Развитие жевательного аппарата позволяет не протирать пищу, а натирать на крупной терке, размельчать вилкой, нарезать. Ребенок, не получающий твердую пищу, имеет вялую артикуляцию, нечеткую дикцию. Твердая пища необходима и для развития зубо-челюстной системы.

Способ приготовления пищи в основном паровой.

Ошибками при вскармливании является:

- увеличение молочных продуктов свыше 600 мл (покрывается суточная потребность в калориях, и ребенок не желает есть другие блюда);

- дача вместо воды между кормлениями сладкого чая, морса, а так же конфет, печенья;

- дача копченостей, маринадов, маргарина, жареного картофеля, кофе, крепкого чая;

- дача каши, макаронных изделий более 1 раза в день;

- отвлекание ребенка во время еды игрушками, чтением, посторонними разговорами;

- насильное кормление.

- Длительное кормление ребенка взрослыми, т.к. не формируется активного отношения к приему пищи, что ведет к снижению аппетита;

- Не следует подавать на стол сразу все блюда. Второе дают после того, как ребенок съест первое.

Режим питания ребенка не совпадает с режимом взрослых, но часть приемов пищи можно организовать для всей семьи, это повышает аппетит ребенка и эмоциональный тонус. После 2 лет ребенка надо привлекать к сервировке стола, уборке и мытью посуды.

Подготовка детей к поступлению в детские ясли и сад.

Поступление ребенка в детские ясли или сад — важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встре­чей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Это вы­зывает необходимость приспособления к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У некоторых из них появляется перенапряжение нервной си­стемы, снижается сопротивляемость к инфекциям, что может привести к возникновению вирусных заболеваний, наруше­нию поведения, сна, аппетита. Частота таких расстройств зависит от состояния здоровья ребенка и от того, как он под­готовлен к поступлению в детское учреждение.

Мероприятия по подготовке:

— строго соблюдать режим питания, сна, бодрствования ребенка;

— создать в семье спокойную обстановку, не допускать конфликтных ситуаций между родителями и другими члена­ми семьи;

— отучить ребенка от вредных привычек (укачивание на руках, сосание пустышки, кормление из бутылочки и др.);

— своевременно привить ребенку необходимые санитарно-гигиенические навыки (пользование ложкой, чашкой, гор­шком);

— для повышения защитных сил организма регулярно проводить закаливание, массаж, гимнастику;

—перед поступлением в детские ясли или сад прибли­зить домашний режим к режиму детского учреждения;

— с раннего возраста привлекать ребенка к общению с другими детьми и взрослыми;

— проводить профилактику и лечение таких заболеваний (если они у ребенка имеются), как рахит, анемия, дистрофия, экссудативный диатез;

- своевременно провести вакцинопрофилактику.

Особого внимания требуют дети, часто болеющие и с от­клонениями в состоянии здоровья. Таким детям перед уст­ройством в детское учреждение по назначению врача следу­ет провести оздоровительные мероприятия.

 

 

  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-6 лет)

 В этом возрасте интенсивно развивается интеллект, дети овладевают моторной речью. Словарный запас составляет 300-400 слов. Происходит замедленное нарастание массы тела, увеличение длины конечностей, начинается смена молочных зубов на постоянные.                                              

Каждому ребенку в этом возрасте полезно провести какое-то время в детском саду, так как резкий переход из семьи в школу может сильно травмировать малыша.

Основными заболева­ниями дошкольного воз­раста являются детские инфекции, заболевания органов дыхания в связи с резким увеличением числа контактов. Однако на первом месте в данном возрастном периоде стоят травматизм и нарушения осанки (из-за слабости связочного аппарата).

По характеру пищи и режиму питания дети этого возраста приближаются к взрослым.

 

                    Подготовка детей к поступлению в школу

 Начало обучения в школе — важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни — режим дня, питания, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Ваш ребенок попадает в новую обстановку, встречается с новыми детьми и взрослыми. Все это вызывает необходимость приспособления к новым усло­виям жизни. Даже детям, приходящим в школу из детского сада, не всегда удается легко привыкнуть к школьной обста­новке. Кроме того, с первого дня пребывания в школе ребе­нок испытывает умственные нагрузки, которые предъявляют дополнительные требования. К сожалению, период приспособления к школе иногда ока­зывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьника. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижа­ется работоспособность.

 

  Под­готовка заключается в следующем:

— развивайть речь ребенка и тренировать мышцы паль­цев рук путем рисования, лепки и др.;

.— своевременно привить навыки самообслужи­вания — умение быстро одеться, аккуратно есть, убирать рабочее место, покажите приемы безопасного перехода через улицу;

— заранее составить режим дня приближенный к режиму школы;

- для повышения защитных сил организма приобщить ребенка к ежедневной утренней гимнастике, проводить конт­растное обливание ног, обтирание тела полотенцем, смочен­ным водой комнатной температуры, организовать спортивный уголок;

— провести своевременное медицинское обсле­дование ребенка перед школой, санацию очагов инфекции и необходимые профилак-тические при­вивки.

— выбрать удобное место в квартире для при­готовления домашних заданий, обратить внимание на осве­щение стола, соответствие стола и стула росту ребенка, рас­стояние от рабочей поверхности до глаз, постоянно следите за правильной посадкой его. для предотвращения нарушения осанки и развития близоруко­сти у детей;

 

Физическое развитие:

Масса тела:

Ежегодная прибавка 2 кг.

Формула: М= 10 + /2 п-1 /

Рост:

Ежегодная прибавка: 5-6 см.

Формула: Р= 75+ / 5п-1 /

Окружность головы прибывает на 1 см. в год до 5 лет, затем по 0.5 см в год. В 5 лет ОГ= 50 см

1-4 года – первый период округления;

6- 7 лет - первый период вытягивания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: