ЛЕКЦИЯ № 9
ПЕРИОД ПРЕДДОШКОЛНОГО И ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1-Згода)
Это период относительного покоя. Рост замедляется. Созревает центральная и периферическая нервная система, совершенствуются двигательные навыки и речь. Вырабатываются психические реакции,
адекватные обстановке, складывается характер, определяется поведение ребенка, проявляются эмоции - капризность, застенчивость, удивление, страх, обида. Ребенок познает и изучает мир, осознает свое «Я». Это период «первого упрямства». Поэтому проблемы воспитания выдвигаются на первый план.
(Ребенок «пытается прощупать», на сколько мамины «нет» категоричны. Малыш ищет слабые места у своих родителей. Порой поражает, как быстро ребенок учится определять ситуацию. Например, чтобы получить конфетку, он знает, ему надо поплакать перед бабушкой 5 минут, перед мамой - 10, перед дедушкой -15. В то же время он отлично понимает, что с папой не стоит этого даже затевать. Не позволяйте тиранить себя! Если ребенок требует чего-то невозможного, твердо скажите «нет»).
|
|
Основными заболеваниями преддошкольного возраста являются –
расстройства пищеварения, проявления диатеза, рахита и если ребенок посещает ясли, то детские инфекции и заболевания органов дыхания. Нарастание двигательной активности в этом возрасте приводит к опасности травматизма (ушибы, переломы, ожоги), к аспирации инородными телами (мелкими предметами) и случайным отравлениям (медикаменты, бытовая химия).
Особенность питания - переход к смешанной и твердой пище.
Характеристика периодов:
- идет дальнейший рост и развитие органов и систем;
- укрепление костного скелета и мускулатуры;
- развитие головного мозга, нервно-психической деятельности;
- становление II сигнальной системы.
- дальнейшее прорезывание зубов, смена молочных на постоянные;
- совершенствование речи, рост словарного запаса;
- в данные периоды закладывается основа личности ребенка, формируется характер, привычки, проявляются склонности и таланты;
- появляется острая потребность жить в коллективе, общаться со сверстниками;
- из заболеваний характерны – ОРВИ, травматизм (ожоги, отравления, инородные тела, электротравмы), начало хр. заболеваний. До 3 лет возможны детские инфекции.
Основные требования к родителям: постоянный контроль и организация атравматической обстановки, безопасной окружающей среды.
АФО органов и систем:
Кожа упругая, бархатистая, толщина кожной складки 1.5 см около пупка. К 7 годам строение кожи как у взрослых.
Строение костей приближается к взрослому типу к 2 годам.
|
|
Кости эластичные, мягкие, склонные к деформации.
При неблагоприятных условиях может развиться боковой сколиоз.
Зубы:
На 2-м году прорезываются малые коренные и затем клыки.
В 2 года 20 молочных зубов.
В 5-6 лет –смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные.
В 6 лет - не менее 1 постоянного зуба.
В 7 лет – не менее 4.
Мышечная система
- укрепляется, нарастает масса крупных мышц;
- увеличивается двигательная активность;
- движения более точные, развивается мелкая моторика (рисуют, лепят, вырезают, завязывают шнурки, застегивают пуговицы и т.д.).
- в 4 года проявляются индивидуальные двигательные качества ребенка: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость.
Дыхательная система:
- к 2-м годам формируются придаточные пазухи;
- ткань лимфоидного кольца (миндалины);
- дыхательные пути остаются узкими;
- дыхание пуэрильное до 3 – х лет, затем везикулярное;
- тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной);
- дети чувствительны к недостатку кислорода: раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита - развитие анемии.
Сердечно-сосудистая система:
- увеличивается масса сердца, сила сердечных сокращений;
- сердце занимает косое положение;
- рассыпной тип коронарных сосудов, широкий их просвет.
- ЧСС в 2 года: 110 – 115 в мин; в 5 лет: 100 в мин (на каждый недостающий год + 5, на каждый последующий - 5 ударов)
- АД = 100+ п /сист/; ½ сист. + 10 /диаст/ п – возраст ребенка;
Кроветворение: до 4 лет во всех костях, затем остается в плоских, эпифизах трубчатых костей. В диафизах – красный костный мозг замещается на желтый, жировой.
Лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест).
Органы пищеварения:
- повышается активность ферментов;
- слюнные железы и желудок по строению как у взрослого;
- формируются пищевые пристрастия;
- стул 1 раз в сутки, оформленный;
- ребенок сознательно просится на горшок с 1 года.
Мочевыделительная система.
- к 5-6 годам система анатомически зрелая, но функции несовершенны;
- число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки;
- относительная плотность мочи: 1010 – 1020;
- суточный диурез: V = 600 + 100 /п – 1/
- водный балланс как у взрослых: 75 – 80 %;
иммунитет совершенствуется к 7 годам.
Обмен веществ:
- напряженность процессов обмена, потребность в воде выше, чем у взрослых.
Питание детей старше года
Завтрак - 25 %
Обед - 35-40 %
Полдник - 10-15 %
Ужин - 20-25 %
Соотношение Б: Ж: У =1: 1: 4
Доля растительных животных
Белков 30 % 70 %
жиров 15 % 85%
По показаниям у части детей может быть продолжено грудное вскармливание до 1.5 – 2 лет.
В возрасте до 3 лет белки обеспечиваются за счет
1. Молочных продуктов:
ежедневно в меню должны быть молоко, кисломолочные продукты (йогурт и творог детский «Агуша», заменители молока(адаптированные молочные смеси для детей старше 1 года – «Детское молочко», «Энфамил – Юниор», «Хипп – 3 Юниор» и др. до 500-600мл;
2. Мяса (говядина, нежирная свинина, мясо кур, кролика, печень, сердце, язык) – даются ежедневно.
не рекомендуется мясо утки, гуся, баранина, сосиски, колбасы (в них содержится большое количество трудно усвояемых жиров).
1. Неострых сортов сыра, яиц (целое яйцо, омлет)2-3 раза в неделю.
2. Нежирных сортов рыбы – треска, судак, минтай 2-3 раза в неделю.
Жиры за счет сливочного и растительного масла, сливок.
Углеводы за счет
1. Круп – гречневой, овсяной, рисовой, кукурузной, многокомпонентных (из 3-5 злаков).
1. Овощей (доля картофеля не более 50%).
2. Фруктов.
3. Хлеба.
4. Сладостей: варенье, мед, мармелад, пастила, повидло, печенье
5. Напитков: кисель, морс, компот, соки, некрепкий чай
В рацион необходимо включать зелень: укроп, петрушку, салат, щавель, зеленый лук, чеснок, немного бобовых. С 1.5 лет – супы, запеканки, винегрет.
|
|
Все указанные выше продукты должны входить в меню ребенка каждый день.
При отсутствии свежих овощей и фруктов можно использовать замороженные фрукты, сухофрукты, консервированные пюре и соки, овощные пюре с мясом, рыбой. Удобны и полезны молочные и безмолочные каши с различными фруктами, обогащенные витаминами и минеральными веществами, не требующие варки (инстантные).
Развитие жевательного аппарата позволяет не протирать пищу, а натирать на крупной терке, размельчать вилкой, нарезать. Ребенок, не получающий твердую пищу, имеет вялую артикуляцию, нечеткую дикцию. Твердая пища необходима и для развития зубо-челюстной системы.
Способ приготовления пищи в основном паровой.
Ошибками при вскармливании является:
- увеличение молочных продуктов свыше 600 мл (покрывается суточная потребность в калориях, и ребенок не желает есть другие блюда);
- дача вместо воды между кормлениями сладкого чая, морса, а так же конфет, печенья;
- дача копченостей, маринадов, маргарина, жареного картофеля, кофе, крепкого чая;
- дача каши, макаронных изделий более 1 раза в день;
- отвлекание ребенка во время еды игрушками, чтением, посторонними разговорами;
- насильное кормление.
- Длительное кормление ребенка взрослыми, т.к. не формируется активного отношения к приему пищи, что ведет к снижению аппетита;
- Не следует подавать на стол сразу все блюда. Второе дают после того, как ребенок съест первое.
Режим питания ребенка не совпадает с режимом взрослых, но часть приемов пищи можно организовать для всей семьи, это повышает аппетит ребенка и эмоциональный тонус. После 2 лет ребенка надо привлекать к сервировке стола, уборке и мытью посуды.
Подготовка детей к поступлению в детские ясли и сад.
Поступление ребенка в детские ясли или сад — важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У некоторых из них появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к инфекциям, что может привести к возникновению вирусных заболеваний, нарушению поведения, сна, аппетита. Частота таких расстройств зависит от состояния здоровья ребенка и от того, как он подготовлен к поступлению в детское учреждение.
|
|
Мероприятия по подготовке:
— строго соблюдать режим питания, сна, бодрствования ребенка;
— создать в семье спокойную обстановку, не допускать конфликтных ситуаций между родителями и другими членами семьи;
— отучить ребенка от вредных привычек (укачивание на руках, сосание пустышки, кормление из бутылочки и др.);
— своевременно привить ребенку необходимые санитарно-гигиенические навыки (пользование ложкой, чашкой, горшком);
— для повышения защитных сил организма регулярно проводить закаливание, массаж, гимнастику;
—перед поступлением в детские ясли или сад приблизить домашний режим к режиму детского учреждения;
— с раннего возраста привлекать ребенка к общению с другими детьми и взрослыми;
— проводить профилактику и лечение таких заболеваний (если они у ребенка имеются), как рахит, анемия, дистрофия, экссудативный диатез;
- своевременно провести вакцинопрофилактику.
Особого внимания требуют дети, часто болеющие и с отклонениями в состоянии здоровья. Таким детям перед устройством в детское учреждение по назначению врача следует провести оздоровительные мероприятия.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-6 лет)
В этом возрасте интенсивно развивается интеллект, дети овладевают моторной речью. Словарный запас составляет 300-400 слов. Происходит замедленное нарастание массы тела, увеличение длины конечностей, начинается смена молочных зубов на постоянные.
Каждому ребенку в этом возрасте полезно провести какое-то время в детском саду, так как резкий переход из семьи в школу может сильно травмировать малыша.
Основными заболеваниями дошкольного возраста являются детские инфекции, заболевания органов дыхания в связи с резким увеличением числа контактов. Однако на первом месте в данном возрастном периоде стоят травматизм и нарушения осанки (из-за слабости связочного аппарата).
По характеру пищи и режиму питания дети этого возраста приближаются к взрослым.
Подготовка детей к поступлению в школу
Начало обучения в школе — важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни — режим дня, питания, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Ваш ребенок попадает в новую обстановку, встречается с новыми детьми и взрослыми. Все это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни. Даже детям, приходящим в школу из детского сада, не всегда удается легко привыкнуть к школьной обстановке. Кроме того, с первого дня пребывания в школе ребенок испытывает умственные нагрузки, которые предъявляют дополнительные требования. К сожалению, период приспособления к школе иногда оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьника. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность.
Подготовка заключается в следующем:
— развивайть речь ребенка и тренировать мышцы пальцев рук путем рисования, лепки и др.;
.— своевременно привить навыки самообслуживания — умение быстро одеться, аккуратно есть, убирать рабочее место, покажите приемы безопасного перехода через улицу;
— заранее составить режим дня приближенный к режиму школы;
- для повышения защитных сил организма приобщить ребенка к ежедневной утренней гимнастике, проводить контрастное обливание ног, обтирание тела полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, организовать спортивный уголок;
— провести своевременное медицинское обследование ребенка перед школой, санацию очагов инфекции и необходимые профилак-тические прививки.
— выбрать удобное место в квартире для приготовления домашних заданий, обратить внимание на освещение стола, соответствие стола и стула росту ребенка, расстояние от рабочей поверхности до глаз, постоянно следите за правильной посадкой его. для предотвращения нарушения осанки и развития близорукости у детей;
Физическое развитие:
Масса тела:
Ежегодная прибавка 2 кг.
Формула: М= 10 + /2 п-1 /
Рост:
Ежегодная прибавка: 5-6 см.
Формула: Р= 75+ / 5п-1 /
Окружность головы прибывает на 1 см. в год до 5 лет, затем по 0.5 см в год. В 5 лет ОГ= 50 см
1-4 года – первый период округления;
6- 7 лет - первый период вытягивания.