II Проверка домашнего задания

Задачи урока

  • Выявить основные тенденции развития русской литературы последних десятилетий.
  • Развивать умения конспектирования, использования литературоведческих и культурологических терминов.
  • Воспитывать культуру чтения через расширение читательского кругозора.

Планируемые результаты

  • Усвоение понятия «постмодернизм».
  • Закрепление навыка конспектирования, выделения необходимой информации.
  • Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.

Дополнительные материал.

Приложение 1. Постмодернизм в изобразительном искусстве.

Приложение 2. Таблица «Литературные направления начала XX века».

Приложение 3. Обобщающая таблица «Литературные направления начала XX века».

Ход урока

I Оргмомент. Сообщение темы и целей урока через беседу:

- Какое настроение создают иллюстрации, представленные на доске?

- Какую литературу, на ваш, взгляд можно считать современной?

- Назовите известных вам современных авторов.

 

Расширить эти представления мы сможем на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания.

Вы должны были составить обобщающую таблицу изученных литературных направлений (беседа по повторению).

Найдите в предложенном вам раздаточном материале (Приложение 2) несоответствие.

 

Направление Основные черты Представители
Романтизм Использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. В.В. Маяковский, И.  Северянин
Реализм Культ будущего и дискриминация           прошлого вместе с настоящим. А.А. Блок, В.Я. Брюсов
Символизм Исключительная личность в исключительных обстоятельствах. С.А. Есенин, А. Мариенгоф
Футуризм Образность, метафора, часто метафорические цепи. Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой
Имажинизм Типическая личность в типических обстоятельствах. В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов

После завершения работы получите материал для словаря литературоведческих терминов. (Приложение 3).

 

Направление Основные черты Представители
Романтизм Исключительная личность в исключительных обстоятельствах. В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов
Реализм Типическая личность в типических обстоятельствах.   Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой
Символизм Использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. А.А. Блок, В.Я. Брюсов
Футуризм Культ будущего и дискриминация           прошлого вместе с настоящим. В.В. Маяковский, И.  Северянин
Имажинизм Образность, метафора, часто метафорические цепи. С.А. Есенин, А. Мариенгоф

 

III Лекция учителя (учащиеся должны выделить в лекции и записать типичные черты постмодернизма).

Глобальный переворот, произошедший за последние десятилетия в культурной жизни России, не мог не отразиться на русской литературе, которая должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который помимо грандиозных социальных перемен, ознаменовался расколом союза писателей.

Остановимся на характерных чертах современной литературы. На следующих уроках мы рассмотрим их уже на конкретных произведениях.

Абсолютная свобода - писатель творит в бесцензурном про­странстве. Это обернулось, особенно в начале 1990-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» - обращением к запрет­ным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). Переходность, переклички с литературой Серебряного века - «сегодня литература живёт по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности».

Жанровые трансформации, поиски нового слова - писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр - фаворит - рассказ.

Диалог культур - проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречён быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века»

Многоголосие - отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература - это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.

Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксёнов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 1970-х годов. (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В.Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 1990-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. CToroff, Е. Радов, Б. Ширянов, И.Денежкина и др.).

Поиск нового героя - одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. CToroffa и др.

В их творчестве целый комплекс философских, научных, эстетических направлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как хаоса, а текста – как интертекста, представляющего собой новую ткань, сотканную из старых цитат.

Для литературы постмодернизма характерно критическое отношение к идеологии, ирония (нет табу и запретов), цитатность, интертекстуальность (аллюзии, связанные с известными произведениями).

Если у романтиков, символистов в текстах присутствует двоемирие, то постмодернисты создают свой виртуальный мир, иллюзию.

Как правило, их произведения окрашены в мрачные тона, герои не живут, а выживают, персонажи часто представители маргиналов: бомжи, алкоголики,

наркоманы. Их жизнь пуста, выхода из нее писатели не показывают.

Таким образом, постмодернизм абсолютно новый тип сознания, для которого характерен кризис всех ценностей. Главное в содержании такой литературы – утверждение идеи равноправия всех элементов Вселенной, т.е. нет «духовного» и «материального», «высокого» и «низкого», «души» и «тела». Эту мысль можно проиллюстрировать словами героини повести Нарбиковой «Равновесие света дневных и ночных звезд», которая говорит так: «Мы любим друг друга как: собаку, картошку, маму, море, пиво, смазливую девицу, трусы, книжку, плейбоя, Тютчева.

По-своему понимают постмодернисты мир. Мир как текст: мир непознаваем, а дан нам лишь как описание. Следовательно, мир состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) - часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как писатель).

Показывая мир в состоянии кризиса, писатели вскрывают пороки современного общества и заставляют читателей задуматься о необходимости изменений в себе и обществе.

Что из этой литературы стоит прочесть, творчество какого писателя может оказаться для вас интересным? Об этом расскажут те, кто получил дополнительное задание к уроку (выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе).

 

IV Рекомендации на «золотую» полку.

Она у каждого своя. Сколько на ней книг? Какие они? Это зависит от многого. Будет замечательно, если рекомендация, данная вашим ровесникам, вам покажется убедительной, и вы после сегодняшнего урока поставите на свою полку книгу из литературы постмодернизма. (Форма представления материалов учащиеся выбирают самостоятельно).

 

V Домашнее задание.

Используя материалы урока, составить общую характеристику современной литературы.

Творческое задание. Написать рецензию на одно из прочитанных современных произведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: