Домашнее задание. Инструкция, объем, технология выполнения. Дифференцированность домашнего задания. Наличие проблемности, поиска, творчества, опора на инициативу учащихся

Класс и тема урока. Ф. И. О. учителя.

Класс: 6 «Б»

Тема: Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Учитель: Н. И. Нетёса

Место урока в системе уроков по данной теме. Перспективное распределение учебного материала.

Урок проводится после знакомства с биографией М. Ю. Лермонтова

Целенаправленность урока. Наличие целевых установок на каждом этапе урока.

- углубить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова;

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

- совершенствовать навыки общения;

- воспитывать интерес к лирике М. Ю. Лермонтова.

Умение школьников самостоятельно ставить цели к уроку и на отдельных этапах урока.

На каждом этапе работы ученики формулировали целевые установки самостоятельно (учитель способствовал наводящими вопросами сформулировать цель).

Тип урока по его дидактической цели. Реальное воплощение методического замысла, соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя.

Тип урока: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

6. Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:

- научность материала, работа с понятиями (В начале урока на слайде дается отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Одиночество».

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

(«Одиночество» 1830г.)

Задаются вопросы, после которых следует обращение к справочной литературе (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, психологический и философский словари).

- глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей (Тема раскрывается глубоко, обозначены причинно-следственные связи – мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова напрямую связан с его жизненной ситуацией);

- нравственно-эстетический аспект урока (Урок формирует у учеников глубокие чувства, способность проникнуть в душу другого человека, прочувствовать ее. Использование аудиозаписей стихотворений и романса дает возможность еще глубже прочувствовать настроение, чувства данного произведения);

- кодирование информации (организация записей: схемы, планы, опорные конспекты) (Учитель предлагает провести исследование на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Все наблюдения записываются в рабочие листы, которые предоставил учитель);

- формулировка вопросов и выводов. (Вопросы были сформулированы доступно, выводы по теме сделаны на основе размышлений и мнений учеников).

7. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:

- реализация всех звеньев процесса обучения (Были реализованы все звенья (этапы) процесса обучения);

- преподавание на высоком уровне сложности (Возникали препятствия в виде вопросов, после которых происходило раскрытие духовных сил учащихся, что дало простор и направление);

- осознанность процесса обучения (Осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необходимость работы, над развитием всех учащихся, в том числе и наименее активных);

- опора на опережающее развитие учащихся (В начале урока был дан отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Одиночество», который поспособствовал определению темы и целям урока);

- эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования (На эмоциональный фактор воздействует аудирование с элементами сопоставительного анализа);

- организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний. (Для успешного исследования необходимо проверить, насколько хорошо учащиеся владеют уже знакомыми теоретическими понятиями).

ЗАДАНИЕ№1: сопоставьте определения с терминами:

1. Необычный порядок слов     А) Метафора  
2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим.     Б) Эпитет
3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.     В) Инверсия
4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.     Г) Тема
5. Противопоставление картин, образов, понятий.     Д) Олицетворение
6. Круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.   И) Антитеза

 

ЗАДАНИЕ №2 (работа в парах 3 мин):сопоставьте перевод стихотворения Г.Гейне«EinFichtenbaum» («Сосна») и «На севере диком…» М.Ю.Лермонтова по плану:

План анализа Г. Гейне«Сосна» (вольный перевод) М.Ю.Лермонтов«На севере диком…»
Образы Мечтающая сосна; пальма Одинокая сосна, прекрасная пальма
Средства художественной выразительности: На севере…. На холодной вершине …белым покрывалом Окутывают её лед и снег …на пылающей скале …далеко на востоке Она мечтает Одиноко и молча печалится На севере диком (эпитет, инверсия) На голой вершине (эпитет, инверсия) …снегом сыпучим (эпитет, инверсия) Одета, как ризой, она (сравнение) …на утесе горючем …в пустыне далекой (антитеза) Ей снится… Одна и грустна…растёт
Тема   Тоска по далёкой возлюбленной     Тоска, вызванная одиночеством
Вывод: - Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья? - Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение -Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным?

 

 

8. Организация на уроке поисковой творческой деятельности учащихся:

- проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов (Материал излагается в беседе с учащимися, решение проблемных вопросов осуществляется также совместно);

- объем самостоятельной творческой работы на уроке (Объем самостоятельной творческой работы дается с учетом возрастных особенностей);

- умение применять знания в новой ситуации (Полученные ранее знания успешно применяются в новой ситуации, о чем свидетельствует выполнение заданий);

- организация на уроке полилога и диалога (Учитель активно ведет полилог и диалог в течение всего урока);

- приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности (интерес поддерживается сменой деятельностью, используется аудиозапись стихотворений и романса, индивидуальная работа, работа в парах);

- развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы (Отвечая на вопросы, учащиеся развивают свою речь и умение формулировать самостоятельно выводы).

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…

урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…

















Домашнее задание. Инструкция, объем, технология выполнения. Дифференцированность домашнего задания. Наличие проблемности, поиска, творчества, опора на инициативу учащихся.

Домашнее задание дается на выбор:

1.написать научную статью для сборника «Лирика М.Ю.Лермонтова в школе» на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

2. Выполнить сопоставительный анализ переводов стихотворения Г.Гейне «Сосна» с художественными переводами А.Фета, Ф.Тютчева.

11. Методическое и педагогическое мастерство учителя:

- умение организовать деятельности ученика на уроке (Организационная деятельность была произедена);

- умение формировать УУД ученика (УУД были сформированы на каждом этапе урока);

- умение комментировать художественный текст (Комментарии довались как учителем, так и учащимися);

- умение вести эвристическую беседу (Эврестическая беседа использовалась на уроке);

- образность и правильность речи (Речь учителя была точной, логичной, выразительной, чистой);

- педагогический такт (Учитель держал себя с достоинством на уроке, соблюдала меры своего влияния на учеников, находил подход к каждому из них и выстраивал оптимальные воспитательно-образовательные отношения с учетно их возрастных особенностей);

- создание творческой атмосферы на уроке (Творческая атмосфера создавалась с помощью аудиозаписей стихотворений и романса, ученики также занимались поиском ответа на вопрос в словарях-справочниках)

- рациональное использование времени на уроке (Время использовалось рационально, на каждое выполняемое задание отводилось определенное время).

12. Общая оценка урока (заключение):

- эстетичность урока (Урок был насыщен материалом искусства словесности, использовалось аудиосопровождение, на слайде была предоставлена картина И. Шишкина «На севере диком…», также ребята подготовили свои собственные иллюстрации к стихотворениям М. Ю. Лермонтова);

- философский и духовный потенциал урока (Вопросы и задания способствовали раскрытию философского и духовного потенциала урока. Производилась саморефлексия, анализ, интерпретация стихотворений, картины Шишкина, собственные иллюстрации);

- методические и педагогические находки (открытия) учителя (Использовались различные виды деятельности, аудиозаписи, работа со слайдами, работа в команде, письменное интервью и рефлексия);

- реализация основных целевых установок (Все поставленные цели были реализованы в ходе урока);

- оценка индивидуального стиля преподавания (Положительная);

- результативность урока (Результативность урока была проведена совместно с учащимися).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: