Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего педагога вырабатывается свой педагогический почерк.

Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.

Сегодня речь пойдет о предмете естествознание, который интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики. Назовем функции школьного естествознания:

1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области; об изменениях природы по временам года.

2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений природы.

4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

Для осуществления данных функций естествознания встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений — отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Для формирования положительной мотивации на уроках естествознания необходимо учитывать следующие положения:

1. Выделение основных понятий и учебной задачи урока.

2. Полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока.

3. Разнообразие структуры и методов обучения.

4. Использование на каждом уроке естествознания натуральных наглядных пособий и практических методов обучения.

5. Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.

6. Использование на уроках естествознания самостоятельной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работ с дополнительной литературой.

В начальной школе на уроки естествознания приходится только 5—10% учебного времени. Тем не менее учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков, приходящихся на него, тем значительнее роль каждого урока, тем эффективнее должна быть организована учебная деятельность.

В работах Г.М. Муртазина читаем, что активизировать — это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

М.Н. Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссию; 3) комментированные упражнения;4)самостоятельную работу учащихся;5)творческую работу учащихся; 6) коллективную познавательную деятельность; 7) формирование стимулов к учению и др.

Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н. Скатанным, можно выделить для уроков естествознания еще и другие способы активизации: игровые методы, обучение приемам познания живой природы, организацию предметных действий через введение в урок рисования и моделирования, занимательность, проведение нетрадиционных уроков природоведения и др.

Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.

На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках естествознания. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.

Перечислим наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков естествознания:

1. Урок —КВН

2. Урок — сказка

3. Урок — путешествие

4. Урок — спектакль

5. Урок — викторина

6. Урок — ярмарка

7. Урок — игра

8. Урок — аукцион

9. Урок — лекция

10. Урок — экзамен

11. Коллективный урок

12. Урок — конференция

13. Урок — консультация

14. Урок — экспедиция

15. Урок — «Лесная газета»

16. Урок — соревнование

17. Урок — «Следствие ведут знатоки»

18. Интегрированный урок

19. Урок — деловая игра

20. Урок — эстафета

21. Урок — «Клуб почемучек»

22. Урок — «Эврика»

23. Урок — творчество

24. Урок — встреча

В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы. Не случайно нетрадиционные работы, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении какого-либо раздела естествознания, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.

В качестве иллюстрации ниже даны краткие описания ряд нетрадиционных уроков.

Урок-путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист,по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду — все, что необходимо для путешествия.

Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.

Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчет об «увиденных» объектах природы.

Урок-сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится в I-II классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето» «Осень», «Зима», «Весна».

Урок строится по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку.

Как и в любой сказке, на таком уроне должны быть положительные герои (Зимушка зима, Старик-годовик, Ученый-эколог, любой зверек или птица) и отрицательные (злой холодный ветер, Баба Яга, браконьер). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (на пример, в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме.

Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет' лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Урок-КВН

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родите ли).

Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок-викторина

Урок похож на урок-КВН, разница толь ко в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Урок-игра

Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики-Нолики» и др. Учебная задача данных уроков — обобщение и систематизация учащихся.

Первые две игры проводятся по аналогии с одноименными телепередачами. Остановимся подробнее на третьей игре.

Этапами урока-игры «Крестики-Нолики» являются конкурсы, которые записаны на доске в виде игрового поля.

Конкурсы могут быть сокращены или изменены в зависимости от возраста учащихся и от темы.

1. Домашнее задание 4. Конкурс эрудитов 7. Конкурс географов 10. Конкурс пародистов 2. Конкурс «Зеленых» 5. Конкурс ботаников 8. Конкурс зоологов 11. Фольклорный конкурс 3. Конкурс фантазеров 6. Физкультминутка 9. Конкурс художников 12. Литературный конкурс

 

Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирается или приглашается жюри. Первыми ходят согласно жеребьевке, например, «Крестики» и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается «+» или «О» в зависимости от того, кто победил. Следующий ход делает победившая команда.

Физкультминутка проводится в середине урока, когда командам необходим отдых после напряженной работы.

После выполнения учащимися всех заданий урока-игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов», называет победившую команду: если на игровом поле больше «крестиков», то побеждает команда «Крестики» и наоборот. Победившая команда получает «пятерки» за урок или призы.

Урок-лекция

Проводится при условии высокого интеллектуального развития школьников.

Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин, в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

Коллективный урок

Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-— по ребусам, кроссвордам, учебникам).

Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, дает инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».

Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы групповой работы и на других предметах. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

Таким образом, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: