Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у подростков

 

В основе деструктивного поведения у подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.

Обращайте внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления подростка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в "неблагополучной" компании). Так вы сможете своевременно распознать деструктивные тенденции в поведении подростка. Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности подростка в сети Интернет, в социальных сетях. Так вы сможете пресечь негативное воздействие на подростка со стороны других людей и организаций. Учите подростка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так вы научите подростка нести ответственность за собственную безопасность. Обращайте внимание на характер ваших отношений с подростком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к подростку, игнорирование, сверхоконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений. Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у подростка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия подростка, страданий или употребления наркотических веществ. Обращайте внимание на увлечения вашего подростка, на уровень его досуга (имеет разнообразные конструктивные увлечения, не имеет постоянных увлечений, имеет много свободного времени, которое неизвестно как проводит, имеет деструктивные увлечения (воровство, принадлежность деструктивным молодежным движениям и т.п.); поддерживайте вашего подростка в самоопределении. Так вы сможете предотвратить деструктивную направленность его личности. Интересуйтесь делами вашего подростка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с преподавателями и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития. Обращайте внимание на уровень самооценки, характер самоотношения вашего подростка (адекватная- завышенная - заниженная; самопринятие - самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают подростка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями. Показывайте подростку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для подростка авторитетом. Так вы сформируете у него пример правильного поведения. Учите подростка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей. Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни. Формируйте у подростка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию. Так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению. Поддерживайте подростка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так он научится конструктивно переживать жизненные невзгоды. Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии подростка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия. Ряд изменений является следствием взросления подростка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.). Формируйте у подростка толерантное отношение к отличиям других людей. Так вы научите его принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим. Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к подростку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить развитие у него острых стрессовых состояний или формирование противоправного деструктивного поведения. Замечайте обращения -"сигналы" со стороны подростка. Частые жалобы являются признаком неудовлетворенности важных потребностей или неразрешенной тяжелой ситуации. Так вы сможете предотвратить развитие неблагоприятной или опасной ситуации, сформируете у подростка внутреннее ощущение того, что его понимают, что он не одинок в своих переживаниях. Привлекайте подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так он научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом. Разговаривайте с подростком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?"). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности подростка, научите его осознанному поведению. Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите подростка от участия в конфликтах взрослых. Подросток чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим). Создайте подростку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья подростка, снижает ощущение собственной ценности и значимости. Уделяйте внимание чувствам и состоянию подростка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай, болезнь члена семьи и т.д.). Подросток не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что подросток ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты). Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего подростка к деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на него. Делитесь с подростком собственным опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в подростке веру в его "нормальность", в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления. Вырабатывайте неприязненное отношение у подростка к деструктивным поступкам других людей, организаций ("это плохо, когда одни люди уничтожают других по признаками пола, расы, увлечений и т.п.", "человек унижающий другого - слабый человек"). Формируйте у подростка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у него прочную внутреннюю опору.

 

Если вы испытываете недостаток знаний в понимании поведения вашего подростка или взаимоотношений с ним, обращайтесь за дополнительной информацией к психологу колледжа: apk.panova@bk.ru,  WhatsApp +79600263022 Так вы сможете предотвратить развитие деструктивных форм поведения у ребенка, окажете ему необходимую квалифицированную помощь и поддержку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: