Законы отражения и преломления света

Дисциплина: ОДБ.13 Физика

Группа: ТПОП-19

Дата: 02.06. 2020

Преподаватель: Кулага Т.Ф.

Задание: Ф ото выполненной работы прислать по адресу: kitdistergo@mail.ua kitdisttpop@mail.ua. или VK https://vk.com/feed

 (Название файла с ответами: № занятия, дисциплина, группа, Фамилия, имя, студента).

Например: Иванов И.И., ТПОП-19, Физика

 Сроки выполнения: 03.06.2020

Задания для дистанционного обучения будут выдаваться в день проведения занятия, согласно расписанию и подмен по адресу: https://s3320.nubex.ru/5989/ или VK https://vk.com/ ТЭЭО-19, https://vk.com/ ТПОП-19

Мотивация  

 «Основная философская ценность физики в том, что она даёт мозгу нечто определённое, на что можно положиться. Если вы окажетесь где-то не правы, природа сама сразу же скажет вам об этом.»

(Джеймс Максвелл)

Тема занятия: Закон отражения света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение

Цель.

1. Учебная. Сформулировать законы отражения и преломления. Ввести понятие полного отражения. Закрепить полученные знания методом решения задач.

2. Развивающая. Развивать логическое мышление и естественно - научное мировоззрение.

3. Воспитательная. Воспитывать интерес к явлениям природы, научным достижениям и открытиям.

     Межпредметные связи:

· Обеспечивающие: химия, геометрия.

· Обеспечиваемые: химия, геометрия.

Посмотреть и прослушать видеоурок на Youtube по ссылке:

1. https://www.youtube.com/watch?v=t2UK7ItIIT0

2.  https://www.youtube.com/watch?v=iPWChM0KJSE

3. https://www.youtube.com/watch?v=dFlFMkEHvn8

Обязательная литература:

Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.

http://uchebniki.net/fizika11/7-uchebnik-fizika-11-klass-myakishev-buhovcev-charugin.html

План:

Закон отражения света.

Закон преломления света

Полное отражение света

Закрепление материала

Законы отражения и преломления света

Явления отражения и преломления света изучались на опытах в 8-м классе, там же были сформулированы законы отражения света и положения, которым подчиняется преломление света. Напомним изученное, несколько дополнив и углубив его.

Направим узкий пучок света на поверхность воды. Мы уже знаем, что пучок света на границе меджду воздухом и водой отражается и од­новременно преломляется. Опыты по­казывают, что при изменении направ­ления падающего луча изменяется направление и отраженного луча, но они всегда лежат в одной плоскости. Именно в этом и заключается первый закон отражения света: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстав­ленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости

 (то, что две из пере­численных прямых лежат в одной плоскости, — это не за­кон, поскольку любые две пересекающиеся прямые удовле­творяют этому геометрическому положению. Физическим смыслом закона является то, что и третья прямая лежит в этой плоскости).

Изменяя угол падения луча на воду, видим, что изменя­ется и угол отражения. Измеряя каждый раз углы падения и отражения, можно установить, что они всегда равны меж­ду собой. В этом и заключается второй закон отражения света: угол отражения равен углу падения.

Напомним, что углы падения и отражения принято из­мерять от перпендикуляра, проведенного к поверхности раздела сред в точке падения луча, до соответствующего луча.

При изменении направления падающего луча изменяется направление и преломленного луча, но опыты показывают, что:

  Преломленный луч лежит в той же плоскости, в кото­рой лежат падающий луч и перпендикуляр, восставленный в точке падения луча к границе раздела двух сред-. Это пер­вый закон преломления света.

 

Более сложным оказался вопрос о направлении распро­странения преломленного луча. Первую попытку найти за­висимость между углами падения и преломления осуще­ствил известный александрийский астроном Клавдий Птолемей во II в. до нашей эры. Но решить эту про­блему удалось голландскому физику Снеллиусу и не­зависимо от него французскому математику и физику Рене Декарту в XVI веке. Они установили, что: при всех изменениях углов падения и отражения отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для дан­ных двух сред величина постоянная, которая называет­ся показателем преломления второй среды относитель­но первой.

Математически этот закон можно записать в виде такой формулы:

где n — величина, зависящая от свойств сред, на границе раздела которых происходит отражение света, и называется показателем преломления второй среды относительно пер­вой. Если свет преломляется на границе «вакуум,— прозрачная среда», то соответствующий показатель преломления называется абсолютным показателем преломления прозрачной среды. Поскольку первой средой обычно бывает воздух, то при­нято определять показатель преломления данной среды от­носительно воздуха. Этот относительный показатель преломления очень мало отличается от абсолютного, поскольку абсолютный показатель преломления воздуха мало отличается от единицы и при нормальных условиях равен 1, 00029.Из двух веществ оптически более плотным называется то, которое имеет больший абсолютный показатель пре­ломления.

Направим теперь луч света со второй среды в первую в том направлении, которым ранее шел преломленный луч. Угол падения в этом случае равен у. В каком направлении пойдет преломленный луч в первой среде? Законы пре­ломления позволяют легко ответить на этот вопрос. Дей­ствительно, второй закон преломления в этом случае за­пишется в виде:

где х — угол преломления; п1•- показатель преломления первой среды относительно второй. Этот показатель, очевид­но, связан простым соотношением с показателем преломле­ния второй среды относительно первой:

n1=1\n

Подставляя значение в записанное выше уравнение вто­рого закона преломления, получим:

Отсюда следует, что x=а, то есть угол преломления в первой среде равен углу падения для того случая, когда свет падал из первой среды во вторую. Таким образом, падающий и преломленный лучи словно меняются места­ми. Полученный нами результат говорит о том, что в рас­сматриваемом случае световые лучи имеют свойство обра­тимости: если луч падает из первой среды под углом а, то во второй среде он пойдет под углом у, а если луч пада­ет со второй среды под углом у, то он пойдет в первой среде под углом а. Обратимость отраженного и падающе­го лучей очевидна.

Естественно, что свойство обратимости световых лучей сохраняется и при многоразовых отражениях и преломле­ниях, которые могут происходить в любой последователь­ности.

 Полное отражение света

Интересное явление возникает, если свет распростра­няется из оптически более плотной среды в менее плот­ную. Мы видели, что в оптически более плотной среде луч света образует меньший угол с перпендикуляром, про­веденным к границе раздела двух сред, чем луч, который распространяется в оптически менее плотной среде. Та­ким образом, если в этом случае увеличивать угол падения, то угол преломления также будет увеличиваться, причем он будет всегда больше угла падения (рис.). При определенном угле падения преломленный луч в оп тически менее плотной среде образует угол 90° с перпен­дикуляром к границе раздела двух сред, то есть он будет распространяться вдоль границы раздела сред. Если угол падения еще увеличить, то во вторую среду (оптически менее плотную) луч вообще не пройдет и полностью отра­зится в первую. Это явление называется полным отраже­нием света, а угол падения, при котором весь свет начи­нает полностью отражаться в первую среду — предельным углом полного отражения

.

Используя закон преломления, легко найти связь меж­ду предельным углом полного отражения и относитель­ным показателем преломления оптически более плотной среды. Действительно, в нашем случае закон преломле­ния запишется так:

 где n1 — относительный показатель преломления второй менее плотной) среды; п —относительный показатель прелом­ления первой среды. Если угол падения равен предельному, то угол преломления будет равен 90°. Следовательно, Для стекла с показателем преломления п =1 55предель­ный угол полного отражения приближенно равен 40°, Оптические детали, действие которых базируется на явлении пол­ного отражения, используются для замены зеркал в различных оптических приборах На рисунке изображено две такие детали: поворотная (а I к оборотная (б) приз­мы. Принцип действия этих призм ясен из рисунка. Элементы оптических систем такого типа заменяю! металлически зеркала, поверхность которых блекнет со временем» Кроме того, изготовить такие элементы (например, оборотную приз­му) часто бывает проще, чем собрать эквивалентную зеркаль­ную систему. Поворотные и оборотные призмы применяют­ся, в частности, в перископах и биноклях.

В последнее время явление полного отражения используется в приспособлениях для передачи изображения предмета без помощи линз и зеркал. Это так называемые световоды. Световод состоит из большого количества тонких (диаметром около 20 мкм) стеклянных нитей длиной около 1 м каж­дая. Эти нити расположены вплотную одна возле другой и параллельны между собой. На обоих торцах световода взаимное расположение нитей строго одинаково. Каждая нить окружена тонкой оболочкой из стекла, которое имеет мень­ший показатель преломления, чем сама нить.

Контрольные вопросы

· Сформулируйте законы отражения.

· Сформулируйте законы преломления.

· Объясните физический смысл закона преломления.

· Где применяется полное преломление.

Домашнее задание

составить конспект,

ответить на контрольные вопросы.

решить задачи:

1. С увеличением расстояния от поверхности Земли плотность атмосферы убывает. Как это обстоятельство влияет на распространение света в атмосфере? Возможно ли полное отражение света от верхних слоев атмосферы?

2. Луч, отраженный от поверхности воды, образует с преломленным лучом угол 90°. Определите угол падения и угол преломления.

3. Параллельный пучок падает на поверхность воды под углом 60°. Ширина пучка в воздухе 5 см. Определите ширину пучка в воде.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка «5» ставиться в том случае, если студент показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 Оценка «4» ставиться, если ответ студент удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если студент допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя

Оценка «3» ставиться, если студен правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: