Образ человека в литературном произведении

Учебная неделя с 25 по 30 мая

Задание для обучающихся 11 «А» класса

Учитель: В.Б.Быкова

Тема «Образ человека в русской литературе»

В сфере художественного вымысла литературный образ возникает в движении от идеи к выражающему её единичному.

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

ВАЖНО!

Нравственный выбор героя на его тернистом пути к истине совпадает с моментами духовных переломов или с нравственным прозрением персонажа. По этой дороге, ведущей к истине, один за одним идут все персонажи русской литературы. За ними следует и читатель.

Посмотрите видеоурок:

Урок № 53  «Образ человека в русской литературе»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4813/main/281232/

(«Российская электронная школа»):   

Герой современной литературы

 

Философ Иван Гобзев сказал, что сегодня «непонятно, где проходит грань между положительностью и отрицательностью», имея в виду, что образ добра и зла в литературе и в жизни смешался, потерян ориентир, что хорошо, а что плохо.

Персонажи художественной литературы больше не могут быть однозначно положительными, как Наташа Ростова. В них обязательно должна быть противоречивость. По мысли писателя Сергея Шаргунова, «слишком часто в центре произведения – альтер-эго автора». Хотя так ли уж ново это утверждение?

 

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Художественный образ человека представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает.
2. Образ автора (Пушкин «Повести Белкина», Шукшин «Калина Красная», автобиографические произведения)
3. Исторические персонажи. (Петр 1, Наполеон, Кутузов)
4. Лирические герои.
5. Политические личности. (Сталин, Ленин, Берия, Гитлер)
6. Образ «маленького человека» в литературе (Самсон Вырин «Метель Пушкина)
7. Образ лишнего человека. (Евгений Онегин, Базаров у Тургенева)
8. Вечный образ в литературе (Дон Кихот, Гамлет, Ромео и Джульетта)
9. Образ матери. (Паустовский «Телеграмма», Некрасов «Мать» поэма,)
10. Женский образ (Жены декабристов, героини произведений, Татьяна Ларина, Анна Каренина)
11. Образ настоящего мужчины, героя (Король Артур, Айвенго, Робин Гуд, Мересьев «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой, Андрей Соколов «Судьба человека» М.Шолохов, Тарас Бульба у Гоголя)

 












Образ человека в литературном произведении

Образ человека входит в общую систему художественных образов литературного произведения. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности.Средствами создания образа человека являются:

1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п. (например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Петю Трофимова Варя называет «облезлым барином»; в комедии Фонвизина «Недоросль» у действующих лиц «говорящие» имена и фамилии — Правдин, Скотинин, Стародум и т.д.);2) портрет — фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению (портрет Наташи Ростовой, княжны Марьи в романе-эпопее «Война и мир»); развёрнутый, монографический (в поэме «Мёртвые души», в романе «Обломов»);3) речевая характеристика (содержание речи и её форма: что, о чём говорит герой и как);4) интерьер (в поэме «Мёртвые души» встреча Чичикова с каждым помещиком предваряется подробным описанием обстановки, внутреннего убранства дома, что позволяет автору дать скрытую характеристику самому хозяину; в романе «Евгений Онегин» описание кабинета главного героя даётся дважды — и читатель, наблюдая изменения интерьера, видит эволюцию внутреннего мира Евгения);5) предмет как составная часть образа персонажа (например: халат, тапочки, диван Обломова являются воплощением лени, асоциальности героя, его стремления к покою; серебряная пепельница в форме лаптя на столе эмигрировавшего из России Павла Кирсанова — знак его «близости» к народу — ирония автора; шинель Акакия Башмачкина как смысл его жизни и метафора его личности);6) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или контрастировать с ним, чтобы оттенить глубину его внутренних переживаний: бесконечное небо Аустерлица помогает князю Андрею переосмыслить жизненные цели, вид зеленеющего дуба вызывает у Болконского надежду на счастье);7) художественная деталь — небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя (например, в романе Е. Замятина «Мы» психологическое состояние героя, его страдание передано одним штрихом: «Я <…> задел стул — он упал ничком, мертвый»; аналогичную функцию выполняет образ перчатки в стихотворении А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки»);8) поступки героя;9) оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей (Разумихин о Раскольникове: «Я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд... Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жесткость сделает, чем словами выскажет сердце... Просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются... Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то... Ведь он никого не любит; может, и никого не полюбит»);10) авторская оценка — отзывы самого автора о своём герое (например, Автор об Онегине: «добрый мой приятель»; «Мне нравились его черты, // Мечтам невольная преданность…»);11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды (например, калмыцкая сказка-притча, поведанная Пугачёвым Петру Гринёву; история любви Павла Петровича Кирсанова, рассказанная Аркадием Базарову) и др.;12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства).

Создавая образ человека, автор отбирает соответствующие своей задаче художественные средства, этот выбор может быть ограничен родом и жанровыми особенностями произведения. Так, в драматургии портрет, пейзаж, интерьер возможны только в авторских ремарках, на первый план выходят речевые характеристики и поступки героя как основные средства создания образа. В лирическом произведении образ человека — лирического героя — создаётся через лирический монолог, содержащий описание переживаний, душевного состояния субъекта речи, а также его манеру речевого самовыражения.В образе сочетается общее, типичное для определённой социальной группы, эпохи, национальности, и индивидуальное, свойственное только этому герою. Совокупность индивидуальных свойств героя — это его характер, который может быть показан в развитии (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов).

 

Если же в образе персонажа дано только обобщение, без индивидуализации, он не может претендовать на жизненность, т.к. он изображает только тип личности, а не полноценный характер. Таковы герои в произведениях классицизма: у них заострена только одна черта. А.С. Пушкин , сравнивая характеры героев Шекспира , замечает: «У Шекспира — Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера — Скупой скуп, и только».На основе обобщения социально-исторических, общечеловеческих и психологических черт личности возникают литературные типы, обладающие каким-то устойчивым комплексом качеств (тип лишнего человека, маленький человек, благородный разбойник, тургеневские девушки и т.д.).

 

Домашнее задание.

Контрольное сочинение (выбрать одну из трех предложенных тем):

- Какая книга оказала на меня наибольшее влияние?

- Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы.
- “Величайшие истины – самые простые”. Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)

Темы контрольных сочинений даны в традиционной “свободной” формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: