II Тема урока: Творческая судьба А.В. Вампилова

Теория

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А. И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни «обычного» зека. Нет, те зеки не «обычные», они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души?

Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ («шарашка»), общие работы в лагерях Казахстана. После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе «Матренин двор». И 1962 году журнал «Новый мир», редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть «Один день Ивана Денисовича». В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына.

Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом. Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся- с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации.

В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной «правдивости», «разоблачения тоталитарного насилия», «исторической достоверности». Все это верно. Но повестью «Один день Ивана Денисовича» он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников. Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку (например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России.

Шухов Иван Денисович — обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен — чудом удалось сбежать. За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить — клевещи на себя, а надоело — так отстаивай свою, никому не нужную правду... Лагерная, но жизнь... Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором «нормальностью», не броскостью поведения, стойкостью, и главное — неистребимым внутренним достоинством. Он никогда «себя не роняет».

Шухов представляет собой народный характер — он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша — баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один — рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент. А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин — отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который «по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», и «шавка Фетюков».

Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку — места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни. Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира...

Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым. Лагерь — слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны — все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Дополнительный материал по данной теме можно просмотреть по данной ссылки http://rushist.com/index.php/literary-articles/5159-solzhenitsyn-odin-den-ivana-denisovicha-analiz

Практическая работа

Сделайте краткий вывод по анализу рассказа: Каков же герой рассказа?

II Тема урока: Творческая судьба А.В. Вампилова.

Теория

Большой интерес и, как показывает время, длительный интерес, вызывало и вызывает творчество Александра Валентиновича Вампилова (1937-1972). В жанровом отношении его драматургия тяготеет к комедии, хотя комедийность эта легкая, ненавязчивая, иногда водевильного характера. Драматург не спешит окончательно разрешить конфликты на сценической площадке. Выводы и решения призван додумать зритель. Автор же только предлагает ему незавершенностью сюжетных линий принять собственные решения относительно поступков персонажей. Сами герои изображаются больше не как типические, а, напротив, как претендующие на свои "особинки". Главное для Вампилова - показать не тип героя, а психологическое состояние души, по которому можно судить - положительный он или отрицательный.

 Внешне в пьесах его особо драматические ситуации встречаются редко. Словом, как в жизни - ведь и в мирской среде не всегда бывают драмы. Возьмем, к примеру, "Утиную охоту" (1970). Пьеса строится на воспоминаниях героев. Безразличный к жизни тридцатилетний Зилов вспоминает эпизоды из своей жизни (воспоминание первое, второе, третье, следующее, следующее, последнее). Из этих воспоминаний вырисовывается обычная жизнь обычного человека: работа, разочарование в собственной супруге Галине, роман с другой женщиной Ириной, составление "лилового" отчета, пьяный дебош в "Незабудке".

За всей этой суетой он равнодушно отнесся к письму отца, в котором тот, больной человек, просит сына повидаться, а через некоторое время Зилов получает телеграмму, извещающую о смерти отца. Сразу же после трагического известия Виктор Александрович пытается ехать, чтобы успеть на похороны, но, занятый другими мелкими делами, откладывает отлет на завтра. После всех этих воспоминаний герой снова как бы возвращается в ту сценку, с которой начиналось действие. Чувство вины перед женой и отцом подтолкнуло его к отчаянному поступку - к попытке покончить жизнь самоубийством. Но вначале друзья предотвратили трагедию, а потом он и сам отказывается стрелять из ружья. Вместо этого набирает телефон приятеля-официанта Димы, выразив желание ехать на утиную охоту.

Острая сценка с ружьем, если вспомнить всю половинчатую жизнь Виктора Александровича, живущего только для себя и не умевшего довести любое дело до конца, звучит как мелодраматический фарс. Взять даже самую большую его страсть - утиную охоту, и то, даже здесь больше сборов да разговоров. Ему не удалось убить ни одной утки. На открытого негодяя Зилов не похож, но и жить с таким черствым человеком невозможно. Если бы он выступил в пьесе откровенным подлецом - было бы лучше. По крайней мере, не сломались бы судьбы Галины и Ирины, да и отец бы не питал надежд на прибытие сына. В народе о таких с пренебрежением говорят: так себе, никчемный человечишко.

До предела обнажая известные истины, Александр Вампилов всякий раз обращается к совести человека, без всякого нажима подсказывая, как бы надо и как не надо было поступать. Если иметь в виду комедию "Старший сын" (1988), то для главного ее героя, Бусыгина, отмеченное особенно актуально, ведь он показан в процессе роста. С легкомысленного поступка начинается действие: студент-медик Бусыгин с малознакомым сотоварищем, торговым агентом Семеном, по прозвищу Сильва, ухаживающие за девушками, не успели уехать на электричке и в поисках ночлега неожиданно попадают на квартиру музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова. В таком поступке беды никакой нет, а вот то, что Бусыгин выдал себя за старшего сына Сарафанова, не таило ничего хорошего. Он обманул не какого-то черствого человека, а добрейшего и доверчивого Андрея Григорьевича.

Хорошо, что Бусыгин со всеми его легкомысленными поступками в глубине души оставался душевным и порядочным молодым человеком. В описываемой ситуации Сарафанову даже повезло в какой-то мере - он мог остаться одиноким человеком, так как дочь Нина собирается выйти замуж и уехать на Сахалин, а сынок Васенька горит желанием жениться на Макарской. В такой-то момент и появляется "старший брат".

Искусно разыгранные молодыми людьми, все члены семьи поверили в существование родственника. Законы комедийного жанра сказались в сложных переплетениях: студенту-медику понравилась Нина, жених которой, летчик Кудинов, узнав в будущем тесте простого уличного музыканта, несколько разочаровался в предмете своей любви. Васенька из-за ревности (Макарская, изменив ему, встречалась с Сильвой) подпалил квартиру Макарской. В финальной сцене вбегает в полусгоревшей одежде Сильва, в порыве гнева требует от Сарафановых брюки и сообщает, что Бусыгин не сын Андрея Григорьевича. Только сообщение-то его запоздало. Бусыгин успел раньше проявить благородство и признаться в обмане. Интересно, что даже в таком случае наивный и благородный Сарафанов не верит Сильве. Комедийность у Вампилова не выпячивается, она дается в приглушенных тонах, лирически. Ведь главная задача - не повеселить зрителя, а показать благородство хороших людей. Создается впечатление похожести характеров "старшего сына" и музыканта Андрея Григорьевича.

Как уже говорилось выше, Вампилов не любит морализаторские концовки. Нет таких наставлений и здесь. Зритель всецело остается с молодыми: старшим Сарафановым, Ниной и даже Васенькой - непосредственным юным пареньком. Позже он поймет свою ошибку, и живущим вместе с ним будет хорошо, так как он по душевным качествам похож на отца.

В отличие от "Утиной охоты" в комедии "Старший сын" утверждается доброе начало. Борьба доброго и злого показана в пьесе "Прошлым летом в Чулимске". Автор определил ее жанр как драму. Да, она более серьезная, хотя также густо представлена разными острыми эпизодами. Искусствоведы, писавшие об этой пьесе, всякий раз отмечали мастерство драматурга в психологической разработке характеров. Прежде чем найти свое счастье в жизни, главные действующие лица преодолевают определенные препятствия. Легче было это сделать Валентине: чувства ее к своему избраннику определены твердо, а вот Шаманову приходится трудней. Ему, следователю, нет еще и тридцати, но он уже разуверился в жизни, чувствует себя уставшим человеком, недаром он повторяет фразу: "Хочу на пенсию". Для недовольства жизнью есть основания. Дело в том, что до переезда в райцентр он работал следователем в городе, был женат, имел машину, ему прочили блестящее будущее. Но, будучи честным человеком, он проявил принципиальность по расследованию автодорожного преступления. Замешан в нем был видный городской чиновник, связи которого оказались сильнее правды следователя. Сломленный и униженный, Шаманов, переехав в райцентр, отказывается даже принять участие в расследовании в качестве свидетеля. Он разочарован во всем и живет по инерции.

От меланхолии пробуждает его вспыхнувшее чувство к Валентине. С его стороны такое пробуждение оказалось неожиданным, в то время как девушка настойчиво шла к своему счастью. Впрочем, даже после того, как многое прояснилось в их отношениях, обоюдное влечение не привело к общему знаменателю. В жизни все гораздо сложнее. Вампилов психологически достоверно рисует состояние их душ. В конце концов к Шаманову пришло духовное выздоровление - он отправляется в город для выступления на суде. Окончательное решение конфликта, а оно, вероятнее всего, будет благоприятным, драматургом вынесено за пределы пьесы. Творчество Александра Вампилова не ограничивается названными комедиями и драмами. В театрах страны с успехом шли и другие его пьесы. Оригинальные драматические решения, своеобразный психологизм, самобытный язык автора дают полное право говорить о Вампиловском театре в советской литературе.

Общая особенность для драматургии и прозы в рассматриваемый период - оживление сатиры. Смех, говорил М.Е. Салтыков-Щедрин, - "оружие сильное, ибо ничего так не обескураживает пороки, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех".

Обличая недостатки, высмеивая пороки людей, сатирики способствуют утверждению здоровых начал. Приспособленчество, уродливое проявление мещанства в быту, чинопочитание высмеивает в сатирической форме С. Михалков в комедиях "Пощечина" и "Пена". В лирико-юмористическом ключе строят комедию "Сослуживцы" Э.Брагинский и Э. Рязанов.

Литературоведы отмечали в статьях о творчестве В. Шукшина драматургичность его прозы. С афиш театра им. В. Маяковского в Москве не сходили спектакль "Характеры", в Малом театре - "Беседы при ясной луне". В Ленинградском Большом Драматическом театре шла инсценированная повесть "Энергичные люди", которую Василий Макарович специально подготовил для театра. Он ее так и называл: "повесть для театра".

Сам автор читал начало повести: "Жил-был на свете Аристарх Петрович, и жила-была его жена, Вера Сергеевна; почему - жили, они и теперь живут, а это и есть рассказ про их жизнь; какая случилась с ними и с их друзьями непредвиденная печальная история...". Печальной эта история оказалась в последнем действии спектакля, а в начале все было прекрасно, безмятежно, в свое удовольствие жили "герои", называвшие себя "энергичными людьми". Это они себя так называли, а зритель 70-х годов считал их мошенниками, привыкшими жить за чужой счет. Все они собирались в доме такого же спекулянта, Аристарха Петровича, пили коньяк и тешились, как малые дети, разыгрывая поездки в разные города страны. Супруге Аристарха надоели все эти дебоши, а, может быть, и обижена была женщина невниманием со стороны мужчин к ее персоне. Женское сердце -наглой-загадка. А тут еще записка любовная появилась от продавщицы Соньки: "Аристарх, голубь, а не пора ли нам бросить этот официоз - и мирно, полюбовно встретиться где-нибудь в укромном уголке?"

Прочитавшая записку Вера Сергеевна решила идти, как говорится, "ва-банк". То ли решила позабавиться над шумными гостями, то ли всерьез хотела их проучить, только письмо на имя "уважаемого прокурора" было написано, и в нем автор "сочинений" описала, объективно говоря, сущую правду о махинациях мужа и его друзей. С этого момента (завязки) начинается развитие действия. Пьеса сама по себе строится по принципу классицизма, с соблюдением триединства: сценическое время длится в пределах суток, действие развертывается в одном месте, в доме Аристарха Петровича, а действие все построено на одной анекдотической интриге, напоминающей классический сюжет бессмертного "Ревизора" Н.В. Гоголя. И в первой и во второй развязке определяющую роль выполняют блюстители порядка, появляющиеся на сцене перед опусканием занавеса: в комедии Гоголя - ревизор, в "Энергичных людях" - милиционер.

"Деловых людей" 70-х годов двадцатого столетия покинул здравый смысл и верх взяли эмоции страха, так же, как и чиновников- градоначальников в "Ревизоре". Забыли "энергичные люди" о том, что Вера Сергеевна из их же лагеря, такая же продавщица из магазина "Сапфир". На нее не действуют уговоры. Брюхатого и трагический пример из личной жизни, когда больше пострадал не он сам, а его жена. Не пошла продавщица и на уловки темпераментного Курносого, предложившего "поставить мужу рога". Женщина прогнала его прочь, при этом кричала на него "как графиня". Но вот только стоило напомнить ей о ее стадесятирублевой зарплате, на которую она покупает разные драгоценности, дорогие шубы, редкие вещи, изысканную мебель, как она "раскололась", поняла, что далеко зашла со своими обвинениями. Нашла тут же и общий язык с Сонькой. Люди одной социальной группы, тем более воровской, умеют находить общий язык.

И вот они, счастливые, помирившиеся, все вместе сидят за трапезным столом. Но это еще не финал. Психологически выбитые из колеи, энергичные люди переживут еще две неприятности. Первая окажется нешуточной, когда Сонька из-за своего взбалмошного характера ехидно пошутит над собутыльниками, направив на них пистолет: "Руки вверх! Я - из обэхаэсэса!" Обмерли сидящие за столом. Но, к их радости, выходка Соньки оказалась всего-навсего шуткой. После этой благополучно законченной встряски успокоились "энергичные люди", потеряли бдительность. В этот момент заходит милиция. Немая сцена получилась не хуже, чем у Гоголя.

По пьесе жулики, видимо, понесут заслуженную кару. Шукшин же смотрел дальше. В начале повести, помните, он говорил: "почему - жили, они и теперь живут". Да, закончится "печальная история", и в следующем десятилетии эти персонажи снова станут героями жизни. Уж такая их "непотопляемая порода", на то они и называют себя "энергичными людьми".

В 70-80-е годы в разных театрах страны с успехом шли инсценировки полюбившихся читателю произведений: "Поднятой целины" М.Шолохова, "Ивушка неплакучая" М. Алексеева, "Берег" Ю. Бондарева, "Последний поклон" и "Живи и помни" В. Распутина, "Три мешка сорной пшеницы" В. Тендрякова и др.

2. Практическая работа:

создайте портфолио писателя, заполняя таблицы необходимыми данными

  1. Визитка
Ф.И.О. (годы жизни, краткая характеристика)
... ...

 

2. Биография

Дата (д / м / г) Событие
... ...

 

 3. Семья

Ф.И.О. Член семьи
... ...

 

4-. Тематика и проблематика произведений писателя

Год (года) создания Название произведения (цикл, к которому принадлежит)
... ...

 

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 12.00- 14.06.2020. coloveva.olga@gmail.com или https://vk.com/id63858820

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: