Теория. Уважаемые студенты, изучите, пожалуйста, теоретический материал

Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?

Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе. Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями. Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.

Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность. Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.

Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.

Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему, что не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.

В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко в силу маргинальности5 её социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, не могут ничем помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, отрицание прежних норм или гибкость, приспособляемость к новым условиям, безграничная свобода межличностных отношений или семья как оплот успеха.

Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.

У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы.

Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

• совокупности возрастных характеристик;

• особенности социального положения;

• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. Рассмотрим схему:

Социальная структура молодежи

Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:

• несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

• несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

• противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

Молодежная субкультура обладает:

• своим языком;

• особой модой;

• искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры.

Выводы:

• нельзя однозначно судить о современной молодежи;

• молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

• проблема молодежи была актуальна во все времена;

• в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы достойно перенять эстафету у старших поколений.

Закрепление

Ответьте на вопросы:

1. Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?

 (Примерный ответ 1. Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2.Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь? (Примерный ответ. 1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. 2. Происходит осознание своего Я. 3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума. 4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. 5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность. 6. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

Задание.

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

1) “Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее” (Н. В. Гоголь);

2) “Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени” (Козьма Прутков).

Задание необходимо отправить на электронную почту до 15.00- 15.06.2020. nina-morozova-65@mail.ru.

Не забываем указывать дату урока, предмет, группу, фамилию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: