Слайд 1
Здравствуйте! Представляю защиту выпускной квалификационной работы по теме: Применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры
Знания являются одним из компонентов содержания образования по физической культуре.
Одной из наиболее популярных форм контроля качества знаний в настоящее время признано тестирование — специально разработанная научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая достаточно объективно оценивать уровень достижений человека и выражать эти возможности количественно в форме чисел.
Слайд 2
Вопросы тестового контроля изучали такие ученые как Ашмарин Борис Андреевич, Виноградов Юрий Алексеевич, Вяткина Зинаида Николаевна и другие учёные.
Проблемой научного исследования в данной выпускной квалификационной работе является дальнейшая разработка содержания тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста при осуществлении исходного, текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету «Физическая культура».
Слайд 3
Объект исследования: процесс оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.
Предмет исследования: использование тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.
Слайд 4
Гипотеза: если на основе теоретического исследование и результатов диагностики разработать и использовать тестовый контрольна уроках физической культуры, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол».
Цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность применения применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных вариантов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» студентами на поурочной и преддипломной практике, учителем физической культуры на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста; для подготовки учащихся к спортивным викторинам и олимпиадам по физической культуре.
Слайд 5
В наиболее общем смысле знания характеризуются как совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке.
Знания имеют определенные качества: оперативность, гибкость, осознанность, глубину, прочность, полноту.
Слайд 6
Уровни усвоения знаний
Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации и проявляется в способности обучаемого воспроизводить некоторую сумму знаний
Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых ситуациях.
Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях (например, выбирать рациональные тактические действия)
Слайд 7
Качество знаний можно проверить с помощью теста.
Тест — это метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидлостью.
Тестовый контроль — это метод оценки знаний с помощью тестовых заданий различной формы и сложности.
Слайд 8
Цель практической части исследования – практически проверить результативность применения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол».
Практическое исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №1 с учащимися 8А класса
Анализ тематического планирования показал, что раздел «Баскетбол» в 8 классе включает теоретические знания, освоение техники, тактики и правил игры в баскетбол, развитие физический способностей. Это создает необходимые условия для выполнения требований учебной программы по блоку системы знаний.
Слайд 9
На констатирующем этапе для определения качества знаний по разделу «Баскетбол» у учащихся 8 класса было проведено начальное тестирование. Были разработаны вопросы, из которых составлены три теста в открытой форме.
Особенности теста по разделу «Баскетбол»: вопросы тестов связанные с историей баскетбола, жестами судьи, тактическими действиями и правилами игры в баскетбол.
Начальное тестирование включало выполнение трёх контрольных тестов. Тест 1и 3 включал по 20 вопросов, тест 2 включал 12 вопросов.
В тестах1 и 2 в каждом вопросе предлагались 4 варианта ответа,в тесте 3 - 3 варианта ответа. За каждый правильный ответ учащийся получал 1 балл. Для каждого из трёх тестов разработана инструкция к заданиям теста и критерии оценки результатов теста по пятибалльной системе.
Слайд 10
Анализ результатов начального тестирования в трёх тестах по разделу «Баскетбол» показал, что учащиеся 8 А класса имею средний балл за три теста 3,1 балла
Слайд 11
На формирующем этапе проведено 9 уроков физической культуры, включающие подобранный теоретический материал по разделу «Баскетбол», который сообщался в основной части урока физической культуры и осваивался учащимися в процессе выполнения различных видах деятельности.
Слайд 12
Перед изучением технических элементов баскетбола сообщались сведенья по истории развития баскетбола, технике выполнения приёмов игры, размеры площадки и баскетбольного кольца. Перед учебной игрой в баскетбол и в процессе её проведения уточнялись жесты судьи, нумерация игроков. Перед учебной игрой в баскетбол и в процессе ее проведения уточнялись вопросы по тактике игры, жесты судьи, нумерация игроков.
При выполнении учащимися общей физической подготовки акцентировалось внимание на значения и средства развития физических качеств в баскетболе.
Слайд 13
Анализ результатов начального тестирования в трёх тестах по разделу «Баскетбол» показал, что учащиеся 8 А класса имею средний балл за три теста 4,5 балла
Слайд14
Средний прирост качества знаний в трёх тестах по разделу «Баскетбол» у учащихся 8А класса составляет + 1,2 балла. Наиболее сложным для учащихся 8А класса оказался тест 3, в котором удовлетворительные оценки получили 6 учащихся.
Результаты контрольного тестирования по двум тестам имеют положи-тельную динамику. Это подтверждает практическую значимость проведенного практического исследования. Можно считать, что задачи практического исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась. Спасибо за внимание!
Ответы на возможные вопросы
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ при изучении теоретических и методических основпроведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста поразделу «Баскетбол»,
- синтез для формулировки выводов и обобщения;
- моделирование для составления вопросов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры;
- проведение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста поразделу «Баскетбол».
Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями. На первом уровне усвоения знаний признаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и термином, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между знаниями и двигательным действием, например о возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявляется в умении раскрывать связи между техникой действия и биомеханическими закономерностями соответствующих движений.
Литература:
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования физической культуры
2 Балашова В.Ф. Тестовый контроль основ знаний
3. Спортивные игры / Под ред.Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова
Пример из урока:
Образовательная задача: закрепить технику выполнения ведения мяча в движении через выполнение упражнений в парах.
Ведение мяча в движении: при ведение мяча колени чуть согнуты, ведение мяча толчком руки, мягкая встреча мяча с рукой, не «шлепать» по мячу расслабленной рукой.Неправильный приём мяча часто приводит к повреждению пальцев. Правильные действия травмированного игрока: охладить повреждённое место и наложить тугую повязку.
Варианты выполнения ведения мяча в парах:
– ведение мяча правой рукой, ученик доходит до конуса и передаёт мяч партнёру оставаясь на месте, партнер выполняет и встает за спину;
– ведение мяча левой рукой, ученик доходит до конуса и передаёт мяч партнёру оставаясь на месте, партнер выполняет и встает за спину;
– ведение мяча с противодействием, партнёры стоят лицом друг к другу, один имитирует защиту, отходя спиной вперёд, второй выполняет ведение, делая рывки вправо-влево.
Вопросы учащимся:
1. При ведении мяча наиболее частой ошибкой является …
2. Неправильный приём мяча часто приводит к повреждению пальцев. Каковы правильные действия травмированного игрока?
3. Выполняя ведение мяча и, сближаясь с соперником, игрок защищает мяч






