МГ — Октябрь. Занятие №2. Работа с 2 частью: методика (Сдать до 06.10.2019 21:00)

03.10.2019

Задание №1

Расположите в хронологическом порядке

1. Крещение Руси

2. Куликовская битва

3. Запись в число

Задание №2

Соотнесите

А. Битва при Доростоле

Б. Битва на Альте

В. Захват Андреем Боголюбским Киева

Г. Основание Нижнего Новгорода

1. 1169

2. 971

3. 988

4. 1221

5. 1016

6. 1019

Задание №3

Ниже дан перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду XI-XIII веков. Выпишите два лишних термина

бессермениосифлянеиговирасудебникярлык

Задание №4

Запишите термин

____________- система земледелия, при которой половина земли засеивается яровыми и озимыми культурами, а другая половина остаётся под паром.

Задание №5

Соотнесите князей и события их правления

А. Олег Вещий

Б. Ольга Мудрая

В. Владимир Мономах

Г. Юрий Долгорукий

1. Объединение Киева и Новгорода

2. Походы на хазар

3. 1 упоминание Москвы в летописи

4. Походы на половцев

5. Начало татаро-монгольского ига

6. Налоговая реформа

Задание №6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами

Фрагменты

А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а об-наружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выда-вать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный чело-век, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за кня-жеского подъездного 80 гривен. <….>

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»

Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: дере-вянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил куми-ра над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Характеристики:

1. События произошли в X веке

2. Документ, отрывок которого приведён в задании, написан в XI веке

3. Современником описываемых событий была княгиня Ольга

4. Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси

5. Первые письменные законы на Руси появились при князе Игоре

6. «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии

Задание №7

Выберите 3 причины раздробленности.

Развитие культурыРазвитие городовСложность удержания такого количества земельНатуральный характер производстваОслабление обороноспособностиОтсутствие сильного князя

Задание №8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А. В ___ году произошло антиростовщическое восстание в Киеве

Б. В ___ году произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств

В. В ___ году произошёл переезд кафедры митрополита из Киева во Владимир

1. 1097

2. 1113

3. 1199

4. 1201

5. 1299

6. 1327

Задание №9

Соотнесите правителей с современниками

А. Святослав Игоревич

Б. Ярослав Мудрый

В. Андрей Боголюбский

Г. Юрий Всеволодович

1. Ингигерда

2. Батый

3. хан Куря

4. хан Ахмат

5. Кучковичи

Задание №10

Напишите век, в котором произошло событие. Ответ запишите словом.

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными

Задание №11

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Век События истории России События всемирной истории
X (А) образование Священной Римской империи
(Б) Разгром печенегов (В)
XIII Битва на реке Сити (Г)
(Д) (Е) принятие ислама Золотой ордой

 

1. XI

2. XII

3. XIV

4. падение Западной Римской империи

5. IV крестовый поход

6. разделение христианской церкви на православную и католическую

7. восстание древлян

8. призвание варягов

9. Куликовская битва

Задание №12

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православиевятичи селились в нижнем течении Днепракроме хазар Святослав окончательно разгромил печенеговСвятославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империейданный текст летописи рассказывает о событиях X в.отцом Святослава был князь Игорь

Задание №13

Напишите название битвы, представленной на схеме.

Задание №14

Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1».

Задание №15

Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2»

Задание №16

Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных.

битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские землиодин из полководцев, участвовавший в битве, впоследствии был канонизирован русской Церковьюбитва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленностив составе войска одной из сторон сражался отряд половцеврезультаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Москов-ского княжестваземли, где состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду

Задание №17

Соотнесите

А. Хорос

Б. Сварог

В. Мокошь

Г. Симаргл

1. бог огня

2. бог солнца

3. покровитель скотоводства

4. бог подземного мира

5. оберегает женскую часть хозяйства

Задание №18

Выберите 2 верных суждения

Этот князь начал править сразу после своего отцаЭтот князь разгромил печенеговЭтот князь провёл языческую реформуПри князе начал составляться 1 письменный сборник законовПри князе начали строиться засечные черты

Задание №19

Выберите 2 картины, на которых изображены события, которые произошли в том же веке, когда начал править князь

Задание №20

Во второй половине XIII - первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды.

Укажите три основных преимущества, которые получал победитель в этой борьбе.

Задание №21

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исто-рической науке.

«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в разви-тии средневековой Руси, её расцветом».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Задание №22

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России.

1) 945-972 гг.;

2) 1125-1174 гг.;

3) 1212—1257 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку зна-чимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: