Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников

Тема Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел I. Диагностика

Исследование состояния устной речи 1 час

— исследование звукопроизношения;

— исследование фонематического восприятия;

— исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

— исследование грамматического строя речи;

— исследование словарного запаса;

— исследование связной речи.

— отраженная речь;

— ответы на вопросы;

— выделение звуков из слогов, слов;

— деление слов на слоги;

— составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

— пересказ текста.

Исследование состояния начальных навыков чтения 1 час

— выявление знания печатных и прописных букв;

— исследования навыка чтения слогов;

— исследования навыков языкового синтеза.

— нахождения заданных печатных и прописных букв среди других;

— чтение слоговых таблиц;

— составление слов из разрезной азбуки.

Исследование состояния неречевых психических функций 1 час

— исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения);

— исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти);

— исследование состояния мышления;

— исследование состояния зрительно-моторной координации;

— исследование состояния графомоторных навыков;

— исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения.

— корректурные пробы;

— графические диктанты;

— методика «Оперативная память», «Запомни пару»;

— диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;

— диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

— анкетирование, для определения школьной мотивации.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения

Совершенствование восприятия

4 часа

— развитие избирательности восприятия;

— обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

— расширение поля зрения;

— развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

— опознавание контурных, недорисованных изображений; — нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений; — работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса; — корректурные пробы различного содержания; — дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Совершенствование внимания

6часов

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие концентрации и устойчивости внимания;

— расширение объема внимания;

— развитие распределения, переключения внимания.

— работа с лабиринтами различной модификации; — отыскивание отличий, фрагментов в картинках; — нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах; — переписывание бессмысленных слов; — дорисовывание узоров по определенному правилу; — чтение текста до указанного слова или предложения; — чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением.

Совершенствование памяти

6часов

— тренировка зрительной и слуховой памяти;

— развитие кратковременной и долговременной памяти;

— формирование словесно-логической памяти.

— запоминание изображений предметов; — запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; — чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания; — разучивание стихотворных текстов; — запоминание числовых и словесных последовательностей.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Совершенствование мышления

9часов

— развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

— тренировка способности создавать мысленный образ;

— тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

— разгадывание буквенных и символьных ребусов; — разгадывание кроссвордов и анаграмм; — чтение и отгадывание загадок; — чтение с установлением логической связи между словами; — работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов; — словесное рисование; — работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ; — чтение текстов с пропущенными словами.

Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

12часов

— развитие анализа структуры предложения;

— развитие слогового анализа и синтеза;

— развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

— определение границ предложений в тексте без точек; — придумывание предложений по картинке, с заданным словом; — придумывание предложений по опорным словам; — работа с деформированными предложениями; — составление графических схем предложений и предложений по схемам; — определение места заданного слова в предложении; — выделение гласных из слога, слова; — добавление недостающих букв и слогов в слова; — составление слов из слогов и букв данных в беспорядке; — составление графических моделей слов; — определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Развитие морфологической системы языка

9часов

— совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

— дифференциация грамматических значений;

— дифференциация единственного и множественного числа;

— закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций;

— совершенствование навыков согласования;

— дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

— преобразование существительных в прилагательные и глаголы; — разгадывание морфологических шарад; — дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями; — упражнения на дифференциацию частей речи; — практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола; — упражнения на согласование различных частей речи; — подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов; — работа с деформированными словами.

Совершенствование синтаксической структуры предложения

5часов

— совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения;

— совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения;

— совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения;

— совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения.

— составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам; — упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами; — упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов; — работа со схемами предложений; — преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем; — добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов; — подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз; — стилистическая правка предложений.

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Совершенствование лексической стороны речи

5 часов

— работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря;

— совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.

 

— упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»; — работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов; — упражнения на замену рядов глаголов существительными; — подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям; — чтение предложений и текстов с недостающими словами; — подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.

Совершенствование семантической стороны речи

12 часов

— совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения;

— развитие умения осознавать смысловую структуру текста.

— добавление в предложения недостающих слов; — исправление логически неправильно построенных предложений; — подбор к сюжетным картинкам предложений; — составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке; — чтение текстов с определением главной мысли; — лексико-грамматическое прогнозирование текста; — ответы на вопросы по прочитанному тексту; — составление плана рассказа; — пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него; — придумывание начала и конца к тексту.
             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: