Объекты и субъекты отбора в спорте, назвать формы и содержание отбора

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.

 

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности. На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

 

Объектом отбора является физическое и спортивное воспитание подрастающего поколения.

Этапы спортивного отбора:

1) Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом. Уровень предварительной подготовки от 7 - 8 до 12 - 14 лет

2) Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп спортивных школ. Уровень начальной спортивной специализации от 12 - 14 до 16-17 лет

3) Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях, комплектование групп спортивного совершенствования. Уровень углубленной спортивной специализации. От 12 - 14 до 16-17 лет

4) Отбор контингента с прогнозируемым спортивным результатом на уровне международных достижений; селекция для подготовки в составе сборных команд России к олимпийским играм и крупным международным соревнованиям. Уровень спортивного совершенствования. 16-19 лет и старше

 

Актуальность отбора и спортивная ориентация заключается в пристальном внимании на эту проблему ученых, физкультурных работников, тренеров-преподавателей по всем видам спорта, проблема которых не решена окончательно.

Особо актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам деятельности.

 

Цель работы: обосновать эффективность отбора детей в спортивные секции как условие достижения высших результатов в спорте

 

 


2. Селекция в спорте. Общее и различное в задачах, средствах и методах, используемых в отборе и селекции.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.


Необходимость разработки системы селекции диктуется рядом существенных особенностей современного спорта, а том числе некоторыми специфическими условиями его развития в России.


Во-первых, развитием профессионального спорта и возможностью для спортсмена превращения его спортивной карьеры в профессиональную. С одной стороны, это новый стимул для молодых спортсменов, а с другой - источник новых проблем, в том числе, психологических. В создании системы психологической помощи спортсменам на протяжении всей спортивной карьеры могут быть заинтересованы и спортивные клубы как относительно самостоятельные спортивные организации, определяющие стратегию подготовки спортсмена от новичка до профессионала, и Федерации по видам спорта, которые обрели большую самостоятельность, но, вместе с тем, и ответственность за подготовку, как спортивной элиты, так и спортивных резервов. Финансовые проблемы тех и других побуждают их не к увеличению числа спортсменов, а к созданию условий эффективной работы относительно ограниченного контингента спортсменов и тренеров.
Во-вторых, неуклонный рост спортивных результатов во всех видах спорта уже практически исключает возможность добиться высот в спорте только за счет природного таланта и в относительно короткие сроки. Процесс подготовки спортсмена высокой квалификации требует все больше времени, поэтому начало спортивной карьеры отодвигается к все более раннему возрасту, что повышает значимость психологического сопровождения уже на ранних этапах СК.
В-третьих, в последние годы обнаружились реальные трудности адаптации спортсменов к жизни "после спорта". Средства массовой информации отмечают, что бывшие спортсмены нередко уходят в криминальные структуры. Кроме того, появляется другая негативная информация о спорте, которая закрепляет в сознании людей мысль о том, что "спорт не лечит, а калечит", причем не только физически, но и психически.

3. Комплексный контроль в спорте как единство педагогического, врачебного, психологического контроля и самоконтроля спортсмена.

 

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

Важной составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

Все спортсмены, должны заниматься по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.


4. Планирование в системе управления подготовкой спортсмена.

Планирование, контроль и учет - составные элементы управления подготовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, анализу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и учета, его содержание и технологию.

 

Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.

Планы целесообразно излагать на бумаге путем простого описания, графического или табличного изображения, хот в принципе планы могут быть зафиксированы не обязательно на бумаге, но и в памяти человека.

При разработке разных планов важно стремиться к конкретному, желательно количественному выражению планируемых показателей. Это существенно облегчит анализ и оценку эффективности учебно-тренировочного процесса, сделает возможным его научное осмысление и конструктивный педагогический контроль.


5. Учёт в системе управления подготовкой спортсмена.

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо
этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется
предварительным, во втором — заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: