История бисера и бисероплетения

       Бисероплетение – это искусство, в котором сплетаются мастерство стеклодела, создающего миниатюрные разноцветные бусинки, умение вышивальщицы и фантазия художника. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Издревле люди стремились украсить себя, свою одежду, предметы быта. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити из конского волоса или травинок с нанизанными красивыми камешками разной формы, кусочками драгоценных пород дерева, раковинами, ягодами, семенами растений или клыками убитых животных.

 

 

 

 

 

 

Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Бусы голубого стекла находили в древних египетских гробницах. В Египте изготавливали одежду из бисерной сетки, которая была низана голубым и зелёным бисером, непрозрачным, крупным, цилиндрической формы. В сетку были вплетены изображения египетских божеств. Бусы и бисер служили для египтян предметом меновой торговли. С совершенствованием технологий производства появилось полупрозрачное стекло (II тысячелетие до н. э.), а затем – прозрачное и цветное стекло (I век до н. э.). 

    Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. С I века н. э. бисер производят во многих европейских странах – в Италии, Греции, Германии. После распада Великой Римской империи (в IV веке н. э.) центром стеклоделия становится Византия. И наконец в X веке, после падения Византии, бисерное производство появляется в Венеции. Стеклоделы там были очень почитаемым и привилегированным классом, поэтому с этого времени начинается подлинный расцвет стеклоделия. Маленькая бусинка завоёвывает мир.

 

 

    На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера и снабжала им весь мир. Но стекольное производство было не очень безопасным: из-за «горячего» стекольного дела в городе часто возникали пожары. Поэтому в 1221г. был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано в Адриатическом море, недалеко от Венеции. На долгие годы этот остров стал единственным местом изготовления бисера в Европе, превратившись в маленькое «государство в государстве»: жители острова чеканили свою монету, имели свой суд, администрацию и держали в Венеции своего посла.

    Торговля таким хрупким товаром, как стекло и бисер, приносила большие доходы, венецианские купцы развозили его по всем странам. Но большие доходы порождают большие страсти, и Венецианская республика всевозможными способами оберегала тайны изготовления маленьких разноцветных шариков. Чтобы сохранить монополию на стекольное производство, нужно было, прежде всего, предотвратить утечку информации, и 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и необработанного стекла, даже осколков – чтобы нельзя было определить состав стекольной массы. Два века спустя правительство республики отдало производство стекла под особый надзор Сената Десяти. Для закрепления на рабочих местах мастерам-стеклоделам была предоставлена совершенно неслыханная по тем временам привилегия – их дочери могли выходить замуж за аристократов, и их внуки становились аристократами.

    Несмотря на такие привилегии, перебежчики всё-таки были, и тогда сенат издал закон о государственной измене и наказании бежавших мастеров. По этому закону бежавшие стеклоделы должны были быть возвращены, а в случае неповиновения их семьи заключали в тюрьму, а к самим мастерам подсылали наёмных убийц.

    Многие европейские страны старались разгадать секреты производства бисера, но долгое время им это не удавалось. Тем не менее, со временем появились мастерские и в Германии, и во Франции. В XVIII веке мастера Тюрингии изобрели способ изготовления лёгких дутых бус – прообраза современных ёлочных игрушек. Вскоре самым серьезным и крупным конкурентом стала Богемия, где научились делать стекло, превосходившее по блеску и твёрдости всё ранее известные изделия. Богемский бисер отличался от венецианского потому, что стекло для него приготовляли с древесной золой (поэтому его иногда называли «лесным бисером»). Такое стекло более тугоплавкое и твёрдое, обрабатывать его труднее, зато можно применять шлифовку и огранку. В конце XIX века были изобретены машины по изготовлению бисера, что позволило удешевить бисер, и богемский бисер распространился по всему свету.

 

 

     На территории Руси стекольные мастерские впервые появились в IX в. в Киеве. В них производили бисер, смальту для мозаик, сосуды, а с XII века – цветные стеклянные бусы. Изделия русских мастеров имели особые, самобытные черты, а стекло не уступало по качеству венецианскому. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани.

    Развитие стеклоделия на Руси было надолго прервано татаро-монгольским нашествием. Были утеряны секреты технологий, и только в XVI веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских. Стекольное дело в России развивалось медленно.

В XVII веке были построены первые стекольные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера. Пётр I тоже уделял большое внимание стеклоделию, привлекал к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. Однако никаких свидетельств об изготовлении в это время бисера в России нет. Бисер доставлялся из-за границы: из Венеции, Германии и Чехии. Например, в 1752 году было привезено 2126 пудов бисера (то есть 34016 кг) и 28 пудов стекляруса (448 кг).

Большой вклад в производство бисера внёс великий русский учёный М.В. Ломоносов, который занимался исследованиями в области теории цвета, свойств стекла и производил многочисленные опыты по получению цветных стёкол для мозаики. В своём стихотворении о пользе стекла Ломоносов писал:

Так в бисере стекло, подобно жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу,

Им красится народ в полуношных степях,

Им красится Арап на южных берегах.

     В 1754 году Ломоносовым был открыт завод по производству бисера, стекляруса и мозаичного стекла. Просуществовал он недолго, всего около десяти лет, и закрылся вскоре после смерти ученого.

    До настоящего времени фабричным производством бисера в России не занимались, известны лишь ремесленные центры. Продукция этих центров продавалась на знаменитой Нижегородской ярмарке, причём о размахе производства можно судить по оценке готовой продукции – около 100 тысяч рублей.

На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений выполнялась из жемчуга, который в великом множестве добывался в реках. И только с XVIII века начинается широкое использование бисера. Чаще всего он использовался для вышивки по канве и холсту, изготовления изделий в технике плетения, вязания, ткачества. Российские мастерицы расшивали бисером панно и картины, сумочки, кошельки и футляры. Его применяли для отделки платьев и головных уборов, для изготовления ожерелий и серег. Широко использовали также для отделки церковных облачений и утвари, украшение переплётов книг и окладов икон.

 

    Широко применялся бисер в народном костюме. В Псковской губернии, например, кокошник густо покрывали вышитыми узорами из перламутра, бисера, жемчуга. На юге России жемчугом, бусинами, лентами расшивали поневу – верхнюю юбку. На Крайнем Севере вышивкой бисером отделывали шубы, обувь, оленью упряжь.

        

 

 

Начиная с XIX века, Россия испытывает настоящий бисерный бум: в это время создаётся огромное количество небольших украшений с бисером, снова входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности благодаря этому долговечному материалу.

 

 

              Самый большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце XIX – начале XX веков. С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к нему несколько ослабел.

    Однако в последнее время повсеместно возрождаются старые школы бисероплетения. Мировая промышленность выпускает бисер и стеклярус различных размеров, придаёт ему самые замысловатые формы и бесчисленное количество цветовых оттенков.

    Можно наблюдать использование бисера ведущими кутюрье всего мира. Очень модными вновь стали браслеты и кулоны из бисера, пояса и ремешки для часов. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами даёт фантастический по красоте результат, а сравнительно низкая стоимость делает это увлечение доступным каждому.      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: