Падение Избранной Рады

Россия в контексте европейских процессов XVI в

Вопрос №1

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация. Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Вопрос №2

Василий Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был первым сыном Ивана III от второго брака, с Софией Палеолог, которая являлась представительницей последней византийской императорской династии.

Однако Василий не претендовал на престол, так как Иван III имел от первого брака старшего сына Ивана Молодого, который приблизительно за восемь лет до рождения Василия уже был объявлен соправителем Ивана III. В 1490 году Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс претендовать на великое княжение. При дворе разгорелась борьба двух группировок. Одна выступала за сына Ивана Молодого – Дмитрия Внука, а другая за Василия. В результате Иван III сам провозгласил Василия «государем великим князем».

Правление Василия III

Соправление Василия продолжалось шесть лет, а после того как в 1505 году умер Иван III, он стал самостоятельным государем.

Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. В 1506 году великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. В 1521 году к великому княжеству присоединилось Рязанское княжество. Борьбу с уделами великий князь вел самыми разными способами. Иногда уделы просто уничтожались целенаправленно, иногда братьям не разрешалось жениться, а следовательно, иметь законнорожденных наследников.

Укреплялась поместная система, которая помогала обеспечить боеспособность армии и ограничить независимость аристократии. Земля выдавалась дворянам в условное владение на время несения «княжей службы». Развивалось местничество – система иерархии, при которой должности и звания занимались исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина.

Общее укрепление государства, политическая и идеологическая необходимость дали толчок для развития теорий, обосновывающих особые политические права великих князей Московских.

Внешняя политика

В 1514 году был покорен Смоленск, один из крупнейших русскоязычных центров Великого княжества Литовского. Походы на Смоленск возглавлял лично Василий III, но поражение русских войск под Оршей на некоторое время приостановило движение русских войск на запад.

Напряженными оставались русско-крымские отношения. В 1521 году на Москву был направлен поход крымского хана Мухаммед-Гирея. Крымские татары дошли почти до Москвы. Стране был нанесен тяжелый урон. Василию III пришлось сосредоточить свои усилия на обороне южных границ, проходящих по реке Оке.

Василий III начал углублять контакты России с православными народами, покоренными Османской империей, в том числе и с Афоном. Делались попытки наладить отношения со Священной Римской империей и папской курией против Османской империи.

Личная жизнь

 В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые избранницей великого князя стала представительница боярского, а не княжеского рода. За двадцать лет в этом браке не было детей, и Василий III женился второй раз. Новой супругой государя стала Елена Глинская, которая происходила из литовских бояр. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный. Василий III умер 3 декабря 1533 года. Перед смертью он принял монашество с именем Варлаам.

Вопрос №3

Падение Избранной Рады

Противоречия между царем и его приближенными нарастали постепенно, помимо воли всех действующих лиц. Царю, который был воспитан на мысли, что он единоличный богоизбранный правитель, было все тяжелее сносить опеку Сильвестра и осознавать, что в действительности страной правит Алексей Адашев. Иван видел в своих подданных холопов. Позже, споря с Андреем Курбским, Грозный выявил принцип царской власти: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же!» Иван хотел, чтобы сподвижники беспрекословно повиновались его воле. Адашев и Сильвестр имели свое мнение и понятие о чести. Они считали, что у аристократии помимо обязанностей перед монархом должны быть и права, а у монарха есть долг перед страной, не вписывались в выдвинутую Иваном IV формулу деспотизма.

В 1553 году Грозный заболел горячкой. Сразу же поползли слухи о скорой концине царя. Придя в себя после бреда, Иван велел написать завещание, в котором объявлял наследником своего сына Дмитрия, который родился в прошлом году. Но когда в царской столовой палате собрали бояр для присяги, многие отказались присягать. Боярин Федор Григорьевич, молвил: «Мы служили тебе и сыну твоему рады, но сын твой, государь наш, еще в пеленках, а владеть нами будут Захарьины… А мы уже от бояр до твоего возраста беды многие видели». Закончились события 1553 г. так: Дмитрию, в конце концов, присягнули все, в том числе и Владимир Старицкий. Потом 23-летний царь Иван все же выздоровел, зато его несчастный первенец Дмитрий вскоре погиб. Кормилица, переходя по мосткам реку, обронила мальчика, и тот захлебнулся. Несчастные родители позже утешились рождением других сыновей – царевичей Ивана и Федора.

Введение Опричнины

Избраная Рада пала. Это событие расценивается разными историками по-разному. Б.В. Кобрин считает, что это было проявлением конфликта двух программ централизации России: путем медленных структурных реформ или стремительно, силовым путем. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, которые не согласны с его политикой. Также большую роль повлияло стремление Ивана к самодержавной абсолютной власти (которое овладело им еще в юности). Таким образом Иван становится на путь ужесточения власти после 1560 г.

По мнению Р.Г. Скрынникова, знать бы легко простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функция управления в руки приказных (дьяков):

Царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав вызвал недовольства князей еще больше, чем прежде уравнивавший их с поместным дворянством. Поэтому в начале 1560-х годов среди знати появилось стремление бежать от Ивана IV за границу. Например, дважды пытался бежать за рубеж И.Д.Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь М.В.Глинский и И.В.Шереметьев. Среди приближенных царя наросла напряженность. Зимой 1563 сбежали к полякам боярин Колычев, Т.Пухов-Тетерин. В измене и сговоре с поляками был обвинен, но после помилован наместник г.Стародуба В.Фуников.

Неудачи были и в военном деле. Так, в 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Некоторые считают, что это послужило причиной начала казней тех, кого Грозный счел виновниками поражения. Были казнены многие князья и чиновники.

В начале декабря 1564 года была предпринята попытка вооруженного мятежа против царя.

В 1565 году Иван IV объявил о введении Опричнины в стране. При этом страна была разделена на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину вошли в основном северо-восточные земли, на которых было мало бояр-вотчинников. Центр Опричнины – Александровская слобода (Новая резиденция Грозного. Именно из нее 3 января 1565 гонцом была доставлена грамота духовенству, народу и боярской Думе об отречении царя от престола). Однако, Веселовский считает, что Иван IV не заявлял об отказе от власти, но перспектива ухода государя и наступления «безгосударственного времени», когда вельможи смогут снова заставить ремесленников и городских торговцев делать все для них даром, не могла не взволновать московских горожан.

Опричное войско

Указ о введении Опричнины утвердили высшие органы духовной и светской знати – Освященный собор и Боярская Дума. В том же 1565 году началось образование опричного войска.

Войско составляли Опричники, которых при Иване Грозном называли «государьевы люди». По сословному составу они были разнородной массой – в их числе были бояре, князья и дворяне. Опричники давали царю клятву в верности и отрекались от своих семей. Также они обещали жить отдельно от земских людей. Дворянский состав опричнины и принесение личной присяге главе конгрегации позволяет говорить об опричнине, как об орденском образовании. Опричники одевались в черную одежду, похожую на монашескую. Считается, что опричники имели особые знаки различия (прикрепленные к седлу метла – чтобы выметать измену и собачья голова – чтобы вынюхивать и выгрызать измену). Однако, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла не являться.

Сначала был сформирован отряд из тысячи человек, которые были избраны из опричных уездов. Позже количество опричников достигло шести тысяч человек. В их число также включались отряды стрельцов с опричных территорий. С 1565 года служилые стали делиться на 2 класса: дети боярские из земщины и дети боярские «дворцовые и городовые», то есть те, кто получал жалование с царского двора. Поэтому опричным войском нужно считать не только Государев полк, но и служилых людей, которые были набраны с опричных территорий и служили под начальством опричных воевод.

С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV конфисковал боярские и княжеские вотчины и отдавал их дворянам-опричникам. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны (обычно в Поволжье).

Царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Например, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Грозный показывал пример благочестия – усердно выполнял все требования. При всем этом есть свидетельства, что приказы о казнях, пытках и других жестоких наказаниях отдавались в церкви.

Введение опричнины поспособствовало массовым репрессиям. Казни, конфискации и опалы были практически ежедневными мероприятиями. В 1566 г. часть опальных была возвращена, но после Собора 1566 г. и требований об отмене опричнины террор возобновился.

В начале 1567 года Иван IV передал через посланника королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Поводом послужили дошедшие до царя известия о заговоре в земщине, целью которого было свержение с Грозного с престола. По этому делу последовал ряд казней, также в Коломну был сослан конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, крайне популярный в народе своей неподкупностью и судейской добросовестностью (незадолго перед тем он доказал свою верность царю, выдав подосланного к нему польского агента с грамотами от короля).С этими событиями связано публичное выступление митрополита Филиппа против царя: 22 марта 1568 г. в Успенском соборе он отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

В этом же году Челядин-Федоров был обвинен в попытке свергнуть царя с помощью слуг. Федоров и тридцать человек, которых признали его сообщниками, были казнены. Убиты были Иван Петрович Федоров, Михаил Колычем с сыновьями, князь Андрей Катырев, Федор Троекуров, Михаил Лыков с племянником. Всего было убито 369 человек. Эти репрессии носили беспорядочный характер. Брали без разбора знакомых и сторонников Адашева и Челядина, родню сбежавших за границу дворян и т.д. Репрессировали всех, кто протестовал против опричнины. Многих казнили даже без ведения суда, по малейшим доносам или оговорам под пытками. Федорова Грозный лично ударил ножом, а только потом опричники изрезали его своими ножами. Царь не считался ни с чем. Например, в 1569 году он велел казнить своего двоюродного брата под предлогом покушения.

Отмена Опричнины

В 1571 году произошло вторжение на Русь крымского хана Девлета-Гирея. Деградировавшая опричнина продемонстрировала полную небоеспоснобность. Большинство опричников, привыкших к грабежам мирного населения, попросту не явилось на войну. Тех, кто пришел, набралось на один полк. И это при том, что на стороне противника их было пять. Москва была сожжена. В 1572 году опричное войско уже было объединено с земским. В этом же году Иван Грозный отменил опричнину и запретил произносить ее название под страхом смертной казни. Однако, фактически под именем «государева двора» опричнина существовала до смерти царя.

Вопрос №4

Внешняя политика Ивана IV Грозного была направлена на укрепление позиций государства, а её основные задачи ниже перечислены кратко:

· Укрепление позиций Русского царства в Европе, получение выхода к Балтийскому морю

· Ликвидация угрозы набегов с Юга и Юго-востока (Крымское, Астраханское, Казанское ханства)

· Расширение влияния на Восток и Северо-восток

Основные направления

Восточное направление — присоединение Казанского ханства в 1552, Астраханского ханства в 1556 и поход Ермака в Сибирь позволили не только обезопасить Русское царство от разорительных набегов кочевых племен, продолжавшихся несколько столетий, но и существенно расширило его территории.

 

Итоги восточного направления:

· Казанское ханство прекратило своё существование, а его земли вошли в состав Руси;

· Удмурты и башкиры перешли под русское покровительство;

· В Сибири русичи начали возводить остроги, которые в дальнейшем стали городами.

Западное направление — Ливонская война 1558-1583 должна была принести Ивану Грозному широкие возможности торговли через Балтийское море, однако сложная внутреполитическая и экономическая ситуации, а также сплоченность европейских монархов фактически свели на ноль все успехи Русского царства в начале конфликта.

Итоги западного направления:

· Поражение Руси;

· Русь утратила приобретённые в Ливонии территории и часть принадлежащего ей побережья Финского залива.

 

Южное направление — продолжавшийся несколько столетий конфликт в Крымском ханстве являлся существенной проблемой, отвлекающей войска и наносящий экономический ущерб южным регионам. В результате разгрома крымской армии Девлет-Гирея в 1772 году на следующие 20 лет Крымское ханство прекратило набеги.

Итоги южного направления:

· Поволжье присоединено к Руси;

· Создание засечной черты позволило защитить южные границы Русского государства от набегов со стороны крымских татар;

· Ивану IV удалось пресечь первую попытку военно-политического давления со стороны Турции.

Вопрос №5

Началом 16 века считают 1501 год. В этот период в Московской Руси продолжает складываться единое централизованное государство. Страна освободилась от многовекового татаро-монгольского ига, которое тормозило объединение разрозненных, а иногда и враждующих княжеств. Центром объединения становится самое сильное княжество -Московское. Правящая династия – ветвь Даниловичей династии Рюриковичей, которые были потомками Александра Невского.

К концу своего правления, царь Иван Грозный представлял собой изнеможенного старика и не мог полноценно участвовать в управлении государством. Верховная власть в России принадлежала приближенным к царю боярским родам. После своей смерти государь не оставил достойных наследников.

Трон занял младший сын, Федор Иванович мягкий человек, который не обладал абсолютно никакими качествами, которые могли бы сделать из него мудрого царя.

Иван Федорович не смог ликвидировать экономический кризис и полностью преодолеть внешнюю экспансию, однако говорить о том, что его царствование не принесло положительных результатов для государства, было бы неверным. Будучи религиозным человеком, царь смог значительно поднять уровень духовного развития народа.

Во времена его правления значительно преобразились разрушенные иностранными захватчиками города, открывались начальные школы при монастырях и церквях.

Не обладая искусством военной стратегии, Федор Иванович смог организовать армию, благодаря которой Российское государство одержало победу в русско-шведской войне и вернуло себя ранее утраченные города Ивангород, Яму, Корелы и Копорье. Образование в 16 веке в России

Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре. По своему происхождению он принадлежал к большому, хотя и не первостепенному боярству. Годуновы – младшая ветвь старинного и важного московского боярского рода, шедшего от выехавшего из Орды в Москву при Калите мурзы Чета. Старшая ветвь того же рода, Сабуровы, занимала очень видное место в московском боярстве; но Годуновы поднялись лишь недавно, в царствование Грозного, и опричнина, кажется, много помогла их возвышению. Борис был посаженым отцом на одной из многочисленных свадеб царя Ивана во время опричнины, притом он стал зятем Малюты Скуратова-Бельского, шефа опричников, а женитьба царевича Федора на сестре Бориса еще более укрепила его положение при дворе. До учреждения опричнины в Боярской думе не встречаем Годуновых; они появляются в ней только с 1573 г.; зато со смерти Грозного они посыпались туда, и все в важных званиях бояр и окольничих. Но сам Борис не значился в списках опричников и тем не уронил себя в глазах общества, которое смотрело на них, как на отверженных людей, "кромешников" – так острили над ними современники, играя синонимами опричь и кроме. Борис начал царствование с большим успехом, даже с блеском, и первыми действиями на престоле вызвал всеобщее одобрение. Современные витии кудревато писали о нем, что он своей политикой внутренней и внешней "зело прорассудительное к народам мудроправство показа". В нем находили "велемудрый и многорассудный разум", называли его мужем зело чудным и сладкоречивым и строительным вельми, о державе своей многозаботливым. С восторгом отзывались о наружности и личных качествах царя, писали, что "никто бе ему от царских синклит подобен в благолепии лица его и в рассуждении ума его", хотя и замечали с удивлением, что это был первый в России бескнижный государь, "грамотичного учения не сведый до мала от юности, яко ни простым буквам навычен бе". Но, признавая, что он наружностью и умом всех людей превосходил и много похвального учинил в государстве, был светлодушен, милостив и нищелюбив, хотя и неискусен в военном деле, находили в нем и некоторые недостатки: он цвел добродетелями и мог бы древним царям уподобиться, если бы зависть и злоба не омрачили этих добродетелей. Его упрекали в ненасытном властолюбии и в наклонности доверчиво слушать наушников и преследовать без разбора оболганных людей, за что и восприял он возмездие. Считая себя малоспособным к ратному делу и не доверяя своим воеводам, царь Борис вел нерешительную, двусмысленную внешнюю политику, не воспользовался ожесточенной враждой Польши со Швецией, что давало ему возможность союзом с королем шведским приобрести от Польши Ливонию. Главное его внимание обращено было на устройство внутреннего порядка в государстве, на "исправление всех нужных царству вещей", по выражению келаря А. Палицына, и в первые два года царствования, замечает келарь, Россия цвела всеми благами. Царь крепко заботился о бедных и нищих, расточал им милости, но жестоко преследовал злых людей и такими мерами приобрел огромную популярность, "всем любезен бысть". В устроении внутреннего государственного порядка он даже обнаруживал необычную отвагу. Излагая историю крестьян в XVI в., я имел случай показать, что мнение об установлении крепостной неволи крестьян Борисом Годуновым принадлежит к числу наших исторических сказок. Напротив, Борис готов был на меру, имевшую упрочить свободу и благосостояние крестьян: он, по-видимому, готовил указ, который бы точно определил повинности и оброки крестьян в пользу землевладельцев. Это – закон, на который не решалось русское правительство до самого освобождения крепостных крестьян.

Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Гроз­ного большое внимание уделялось об­учению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: