О работе детского телефона доверия
(служб экстренной психологической помощи)
С единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122.
Год
К детскому телефону доверия подключаются по предложению субъектов Российской Федерации, действующие в регионах организации разной ведомственной принадлежности, различных организационно-правовых форм, в том числе некоммерческие организации, оказывающие услуги по телефонному консультированию, по мере их готовности к деятельности в этой системе.
Фонд может присоединить в одном субъекте Российской Федерации к единому номеру детского телефона доверия до 16 организаций. Регионы вправе вносить изменения в перечень организаций, менять режим их работы. Это расширяет возможности дозвона абонентов до специалистов детского телефона доверия. Звонок абонента автоматически переводится на первую указанную в перечне каждого конкретного региона организацию, если линия занята, звонок автоматически переводится на следующие в перечне организации.
На детский телефон доверия за консультативной помощью обращаются дети, подростки, их родители или лица, их заменяющие, иные граждане, которые нуждаются в получении квалифицированной помощи, но по каким-то причинам не могут или не хотят ее получить в другом месте. Кроме того, такую помощь могут получить дети и взрослые, проживающие в отдаленной сельской местности, где в силу объективных обстоятельств затруднено обращение в психологические службы, службы социальной поддержки населения, органы опеки и попечительства и пр.
По состоянию на 01 января 2020 г., к единому номеру подключено 218 организаций в 85 субъектах Российской Федерации, в 68 регионах детский телефон доверия работает в круглосуточном режиме.
По информации, представляемой субъектами Российской Федерации, за IV квартал 2019 года на детский телефон доверия поступило 229,7 тыс. обращений.
За 2019 год специалисты детского телефона доверия оказали 887,9 тыс. консультаций. В целом за весь период работы (с 01 сентября 2010 г. по 01 января 2020 г.) на детский телефон доверия поступило 9,6 млн обращений.
Психологическая помощь детям и подросткам также предоставлялась специалистами сайта telefon-doveria.ru. В 2019 году психологи онлайн-чата оказали 9,8 тыс. онлайн и оффлайн консультаций. Такие консультации оказываются тем абонентам, которые по каким-то причинам не могут дозвониться на общероссийский телефон доверия, имеют ограничения здоровья и дефекты речи, которым проще писать, чем говорить.
Табл. 1. Поступившие обращения на детский телефон доверия
| Количество обращений, поступивших за IV квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за II квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за III квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за IV квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за 2019 год | |
| количество и проценты | количество и проценты | количество и проценты | количество и проценты | количество и проценты | |
| Всего обращений | 210 377 (100,0%) 111 565 (53%) 22 775 (11%) 76 037 (36%) | 234 419 (100,0%) 126 538 (54%) 28 439 (12%) 79 442 (34%) | 213 331 (100,0%) 108 172 (51%) 27 546 (13%) 77 613 (36%) | 229 726 (100,0%) 116 436 (50,7 %) 29 558 (12,9%) 83 732 (36,4%) | 887 853 (100,0%) 462 711 (52%) 108 318 (12%) 316 824 (36%) |
| в том числе | |||||
| - от детей и подростков | |||||
| - от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих) | |||||
| - от иных граждан |
За IV квартал 2019 года на детский телефон доверия поступило 3,2 тыс. обращений по вопросам жестокого обращения с ребенком (с 01 сентября 2010 г. по 01 января 2020 г. – 146 тыс. обращений).
Табл. 2. Тематика обращений на детский телефон доверия
| Количество обращений, поступивших за I квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за II квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за III квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за IV квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за 2019 год | |
| Обращения по вопросу жесткого обращения с ребенком | 2490 | 2733 | 2303 | 3240 | 10766 |
| в том числе: - по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье | 1389 | 1541 | 1 336 | 1731 | 5997 |
| - по вопросам жестокого обращения с ребенком вне семьи | 484 | 474 | 417 | 662 | 2037 |
| - по вопросам жестокого обращения с ребенком в среде сверстников | 483 | 557 | 388 | 654 | 2082 |
| - по вопросам сексуального насилия в отношении ребенка | 134 | 161 | 162 | 193 | 650 |
| Обращения по вопросу детско-родительских отношений | 21430 | 24532 | 22090 | 24411 | 92463 |
| Обращения по вопросу отношения ребенка со сверстниками | 21749 | 24708 | 22821 | 22905 | 92183 |
Начиная со II квартала 2012 г. в связи с отмечающимися случаями самоубийств детей и подростков Фонд ведет сбор информации, касающейся суицидальных настроений детей. За IV квартал 2019 года на детский телефон доверия поступило 2,4 тыс. обращений по проблеме суицида (с 01 сентября 2010 г. по 01 января 2020 г. – 56,1 тыс. обращений).
Табл. 3. Обращения на детский телефон доверия по проблеме суицида
| Количество обращений, поступивших за I квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за II квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за III квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за IV квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за 2019 год | |
| Всего обращений | 1935 | 2150 | 2064 | 2444 | 8591 |
| в том числе | |||||
| - от детей и подростков | 985 | 1157 | 905 | 1209 | 4256 |
| - от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих) | 254 | 280 | 232 | 279 | 1045 |
| - от иных граждан | 696 | 713 | 927 | 954 | 3290 |
С целью повышения профессиональных компетенций специалистов детского телефона доверия в консультировании детей, родителей по вопросам современных угроз (киберугрозы, буллинг, троллинг, интернет-угрозы, вовлечение детей в деструктивные группы, экстремизм) для специалистов детского телефона доверия вузами, проводящими обучение, разработаны новые программы.
Мониторинг количества обращений по данным вопросам проводится с 1 января 2019 года.
Таб. 4. Обращения на детский телефон доверия по вопросам современных угроз
| Количество обращений, поступивших за I квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за II квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за III квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за IV квартал 2019 год | Количество обращений, поступивших за 2019 год | |
| Обращения на детский телефон доверия по вопросу систематической травли ребенка (буллинг) | |||||
| Всего обращений в том числе - от детей и подростков - от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих) - от иных граждан | 470 372 79 19 | 474 364 101 9 | 253 202 46 5 | 587 415 150 22 | 1784 1353 376 55 |
| Обращения на детский телефон доверия по проблеме интернет-угроз | |||||
| Всего обращений в том числе - от детей и подростков - от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих) - от иных граждан | 133 90 32 11 | 153 93 27 33 | 127 71 21 35 | 124 79 23 22 | 537 333 103 101 |
| Обращения на детский телефон доверия по проблеме экстремизма | |||||
| Всего обращений в том числе - от детей и подростков - от родителей детей и подростков (лиц, их замещающих) - от иных граждан | 41 29 1 11 | 34 12 6 16 | 14 5 5 4 | 25 14 4 7 | 114 60 16 38 |
|
| |||||
| Статистическая информация по обращениям на детский телефон доверия за 2019 год представлена на основе данных, полученных от субъектов Российской Федерации. | |||||






