Константинопольская (византийская) литургическая традиция

Константинопольская, или византийская традиция, на Западе часто называемая "греческим обрядом", развивалась в Константинополе (в древности – Византий), преимущественно на основе антиохийской традиции, но с усвоением некоторых элементов, происходящих из Александрии и Каппадокии. Литургические тексты и тексты, относящиеся к канонической дисциплине, с течением времени были переведены с греческого на языки народов, находящихся в юрисдикции Патриархов Константинополя, Александрии и Антиохии, придерживающихся веры Халкидонского Собора, и прежде всего на грузинский, сирийский, старославянский и арабский, затем на румынский, а позднее, как у православных, так и у католиков – на многие другие языки различных континентов, для использования христианами, принадлежащими к общинам этой традиции в диаспоре.

2. двоеверие – это одновременное преклонение как перед христианскими ценностями, так и перед языческими представлениями.

3. Исихазм -Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926—1992) выделяет несколько значений термина: 1) отшельническое монашество анахоретов-молчальников; 2) особая школа и техника («умное делание»), ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью — уподобление Христу, видение Фаворского света и обо́жение; 3) обосновывавшее исихастскую практику догматическое учение св. Григория Паламы и его последователей, которое шире богословия энергий, и начатое Паламой церковное движение (паламизм) (хотя о. Иоанн Мейендорф замечает, что паламиты, возглавлявшие византийскую церковь, могут быть названы исихастами лишь с оговорками[2]); 4) явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв.[1] [3]

4. И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

5. Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи.Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению кВизантии.

6. Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно». Впрочем, индивидуализм и одиночество - это разные вещи.

7. Церковным расколом первоначально считалось всякое отпадение от Церкви группы верующих. Позднее церковное право стало рассматривать основания такого отделения: ересь, собственно раскол и раздор (подцерковничество). Под расколом стали понимать отделение от юрисдикции Церкви и образование отделившимися отдельного самостоятельного сообщества без изменения вероучительной (догматической) стороны.Раскол христианской церкви — церковный раскол 1054 года, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую и Православную.Великий западный раскол — раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два претендента объявили себя истинными папами.Старообрядческий раскол — разделение Русской церкви в XVII веке на никониан и староверов.

8. Обмирщение в христианстве — процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется высокодуховным и священным задачам спасения жизни вечной[1]. Обмирщение священнослужителей может выражаться в занятиях коммерцией, стремлении к привилегиям, материальным благам, должностям; интеграции с государственной властью, симонии). У старообрядцев — осквернение, отступление от правил, войдя в сношение с иноверцами.Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства вранг государственной религии.

9. Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.

10. Серебряный век [1] — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век русской поэзии.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. На авторство термина претендовали философНиколай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. Если fin de siècle («конец века») — термин общеевропейский, то о литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.

Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали необходимую среду. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителейискусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике «Бег времени», 1965)[2]:

11. Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа[1]. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. На неё возлагают особые надежды по возрождению России[2].

12. Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953—1964).

Слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга.

13.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: