Терминологический минимум

Словарик

Братские школы, азбуковник, мастера грамоты, пестушки, потешки, колыбельные песни, древнерусское училище, кириллица, глаголица, букварь, потешные книги, государственная система образования, шляхетский корпус, морская академия, горнозаводские школы, академическая гимназия, цифирные школы, приходские школы, славяно-греко-латинская академия, закрытое учебное заведение, классно-урочная система, сословный характер образования, Смольный институт благородных девиц, частный пансион, женские гимназии, школа математических и навигацких наук, цифирные школы, морская академия, реформы Петра I в области образования, женское образование, идея народности, единство воспитания и обучения, народный учитель, проект подготовки народного учителя, антропологический принцип педагогики, воспитательный коллектив, система перспективных линий развития коллектива, стадии развития коллектива, воспитание в коллективе и через коллектив, сознательная дисциплина, самоуправление, разновозрастные отряды, органы самоуправления, сводные отряды, “Положение о единой трудовой школе”, политехническое образование, школы рабочей молодежи, Закон Российской Федерации «Об образовании», концепция начального образования, современные тенденции развития образования, индивидуализация и дифференциация обучения, демократизация и гуманизация образования, структура образовательной системы, концепция современной начальной школы, развивающее обучение, межнациональное общение, этнопедагогика, Болонская конвенция, гуманизация и гуманитаризация образования, идея свободного воспи тания, демократизация образовательного процесса, прагматизм, реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип соединения обучения с производительным трудом, схоластика, воспитание джентльмена, метод естественных последствий, метод примера, клинопись, иероглифическое письмо, «дома табличек», кастовый характер воспитания, гимнасий, школа риторов, школа грамматиста, школа кифариста, компетентностный подход, школьное самоуправление, сознательная дисциплина, средневековый университет, семь свободных искусств, квадриум, тривиум, монастырские школы, гильдейские школы, сократическая беседа

 

Сводная таблица по «Истории образования»

период Педагоги, учебные заведения произведения Педагогические идеи
1. IV- V Конфуций В кн. «Суждения и беседы» Гуманность и этикет; общечеловеческое в воспитании
2. V-IV в. до н.э. Сократ - Личное нравственное самосовершенствование; сократическая беседа
3. V-IVв. До н.э. Демокрит - Воспитание должно соответствовать природе ребенка (принцип природосообразности)
4. V-IV до н.э. Платон (Академия) «Государство» Сторонник общественного воспитания; государство и воспитание
5. IV  до н.э. Аристотель (Ликей)  «Логика», «Этика» Главная цель – максимальная самореализация человека; гармоническое сочетание умственной, нравственной и физической стороны человека
6. II-I вв. до н.э. Квинтилиан «О воспитании оратора» Связь школы с жизнью; воспитание ребенка в детском коллективе
7. 1378-1446 Витторино да Фельтре (Дом радости или Школа радости) - Школа без насилия и наказаний; изучение классических языков и чтение античных авторов
8. 1494-1553 Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Критика схоластической школы; идеал античности; изучение природы ребенка
9. 1592-1670 Я.А.Коменский «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» Принцип природосообразности; принцип наглядности; классно-урочная система; идея всеобщего образования; возрастная периодизация и типы учебных заведений, которые ей соответствуют возрастным периодам
10. 1632-1704 Дж.Локк «Мысли о воспитании» Сословный характер воспитания; воспитание джентльмена; сторонник семейного воспитания; воспитание привычки
11. 1712-1778 Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»; «Общественный договор»; «Исповедь» Естественное воспитание; свободное воспитание; метод естественных последствий (наказание); возрастная периодизация (4 этапа).
12. 1746-1827 И.Г.Песталоцци (Приют для бедных детей) «Лингард и Гертруда», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения» Теория элементарного образования; частные методики начального обучения; цель воспитания – развитие природных сил и способностей ребенка; соединение обучения с производительным трудом
13. 1790-1866 Ф.А.В. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»     Идея общечеловеческого воспитания; принцип культуросообразности; идея развивающего обучения; теория материального и формального образования; требования к учителю
14. 1053-1125 Мононах Владимир «Поучение Владимира Мономаха детям» Нравственные заповеди: помогать бедным, не обижать слабых, уважать старших, учиться, трудиться    
15. 1711-1765 М.В.Ломоносов (московская и академическая гимназия, московский университет) «Регламент академической гимназии», «Российская грамматика», «Риторика» Создание бессословной школы; основы педагогической этики; разностороннее образование; практические методы обучения; ограничение влияния религии на образование
16. 1824-1870 К.Д.Ушинский (Ярославский юридический лицей, Смольный институт) «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», «О пользе педагогической литературы», «Детский мир», «Родное слово» Принцип народности в воспитании; сторонник развивающего обучения, классно-урочной системы; обосновал требования к народному учителю и организации народной школы; требовал всестороннего изучения личности ученика; считал труд (в т.ч. и учебный) необходимым условием развития личности; огромное значение предавал изучению родного языка
17. 1828-1910 Л.Н.Толстой Школа в Ясной Поляне «Азбука», «Новая азбука» Свободное воспитание, христианские основы нравственного воспитания
18. 1878-1934 С.Т.Шацкий (опытная станция по народному образованию) «Бодрая жизнь», «Дети – работники будущего» Педагогика детского сообщества (коллектива), соединение обучения с производительным трудом.
19. 1882-1960 В.Н.Сорока-Росинский Школа им.Достоевского «Школа Достоевского» Самоуправление; культ знаний; игра как метод воспитания
20. 1884-1941 П.П.Блонский «Трудовая школа», «Педагогика», «Педология» Основы научной организации учебного труда; комплексное изучение ребенка (педология).
21. 1888-1939 А.С.Макаренко (колония им. М.Горького; коммуна им. Ф.Дзержинского) «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса», «Флаги на башнях» Теория воспитательного коллектива; система самоуправления; система перспективных линий, принцип параллельного действия, стадии развития коллектива;
22. 1918-1870 В.А.Сухомлинский (Павлышская школа) «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Письма к сыну» Система нравственного воспитания, эстетическое воспитание; содружество семьи и школы; исключительная роль слова в воспитательном процессе; общечеловеческие ценности; педагогика сотрудничества

 

Направление в педагогике Представители направления
Античная педагогика Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтиллиан
конфуцианство Конфуций
Педагогика средневековья Фома Аквинский
Педагогика эпохи Возрождения (гуманная педагогика) Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский
Идеи социалистов-утопистов в педагогике Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн
Педагогика гуманизма (гуманная педагогика) Я.А.Коменский, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский
Демократическая педагогика (Россия) К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Водовозов,
Экспериментальная педагогика В.М.Бехтерев, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт
Педология П.П.Блонский
Педагогика Монтессори Мария Монтессори
Реформаторская педагогика (экспериментальная) А.Лай, Э.Мейман Г.Кершенштейнер, Дж. Дьюи
Педагогика прагматизма Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер
Альтернативная педагогика Р.Штейнер (Вальдорфская педагогика); М.Монтессори (педагогика Монтессори)
Педагогика сотрудничества В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, Б.и Л.Никитины, В.А.Караковский, В.Ф.Шаталов

Что это?

Квадриум – 2-ая часть семи свободных искусств (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

Тривиум – 1-ая часть 7 свободных искусств (диалектика, грамматика, риторика)

Схоластика – вид средневековой учености, цель которой – представить вероучение в форме научного знания

Абак(а) – счетная доска

Дидаскал – учитель (Древняя Греция)

ритор (оратор) – учитель красноречия (Древний Рим)

гуру – учитель (Древняя Индия)

пестун – учитель, наставник в Древней Руси

педоном – наставник, надзиратель за питомцами (Спарта)

палестра – школа состязаний (Афины)

софист – учитель высшего образования в Греции

Белль-ланкастерская система – (Англия 17-18 вв.) система, при которой один учитель обучает до 150 учащихся с помощью мониторов (специально подготовленных учеников)

Педология – направление в педагогике 20-30 гг. XX века в советской России (П.П.Блонский), вводившее методы психологии в процесс дифференцированного обучения

Ликбез – ликвидация безграмотности, направление педагогической деятельности в первые годы советской власти в России




double arrow
Сейчас читают про: