Примерная структура
Рабочей программы социального педагога
Рабочая программа социального педагога разрабатывается до начала учебного процесса сроком на один год (учебный).
В ее основе лежит программа деятельности социального педагога
и план работы социального педагога на текущий учебный год.
Рабочая программа социального педагога утверждается директором
в соответствии с требованиями, принятыми в образовательной организации.
Титульный лист рабочей программы социального педагога оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в образовательной организации.
Разделы рабочей программы социального педагога:
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы.
1.2. Анализ условий для реализации в конкретном ОУ.
1.3. Законодательная база.
2. Концептуальные подходы.
2.1. Раскрытие понятийного аппарата.
2.2. Научно-методические основания (авторы и идеи).
3. Основная часть.
3.1. Цели и задачи программы.
3.2. План работы социального педагога на текущий учебный год (составляется на основании программы деятельности социального педагога и плана работы на текущий учебный год)
ИЛИ
3.2. Тематическое планирование занятий.
3.3. Условия реализации программы.
3.4. Точки риска при ее реализации.
3.5…
3.6. ….
Рекомендации к оформлению рабочей программы
В каждой образовательной организации есть свои требования
к оформлению титульного листа рабочей программы
Титульный лист (примерный):
· полное наименование образовательного учреждения;
· дата, утверждения;
· название программы;
· Ф. И. О., должность автора (авторов) программы;
· название города (Санкт-Петербург),
· год разработки программы.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка раскрывает актуальность программы.
В актуальности программы прописывается значимость социальной проблемы ребенка или его ближайшего окружения для конкретной образовательной организации или конкретного специалиста. В актуальность программы важно поместить статистические и аналитические данные, характеризующие условия (возможности) решения социальной проблемы ребенка, применительно к данной образовательной организации. В законодательной базе перечисляются современные законы и подзаконные акты, локальные акты образовательной организации, на которые будет опираться автор
при реализации рабочей программы.
Законодательная база должна четко соответствовать теме
и актуальности программы
Концептуальные подходы.
В данной части необходимо раскрыть все понятия, заявленные
в названии программы. Понятия необходимо раскрыть с учетом нормативно-правовой базы, изложенной в пояснительной записке. Научно-методологические обоснования предполагают раскрытие идеологии программы (авторы научных идей и концепций).
Основная часть
В этом разделе прописываются цели и задачи программы. Цель - это осознанное представление итогов деятельности по результатам реализации программы. Цель должна быть связана актуальностью, выявленной проблемой и прослеживанием результатов.
Например:
· Создание условий для обеспечения эффективности мер
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (конкретно). ИЛИ
· Создание наиболее благоприятных воспитательных воздействий с ее стороны на развитие ребенка. ИЛИ
· Создание социально-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка
Задачи должны раскрывать путь достижения цели и отвечать на вопрос «Что сделать?»
Например:
· Выявить детей и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении;
· Оказать консультативную помощь детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации, родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка;
Цели и задачи программы могут быть связаны с:
- профилактикой трудной жизненной ситуации ребенка;
- защитой и охраной прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации;
- координацией действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации.
План работы социального педагога
План работы социального педагога на текущий учебный год пишется в соответствии с названием программы социально-педагогической деятельности и плана работы на текущий учебный год.
Примерная структура плана
| Диагностическая Цель: выявить……. | ||||||||||
| Содержание деятельности | Сроки | Ответственный и участники деятельности | Отметка о выполнении | Форма отчетности | ||||||
| Анализ социального паспорта с целью выявления льготных категорий | сентябрь | социальный педагог классные руководители |
| социальный паспорт | ||||||
| Выявление обучающихся, не приступивших к занятиям 02.09 |
|
|
| |||||||
| Выявление обучающихся, находящихся в ТЖС |
|
|
| |||||||
| Выявление обучающихся, нуждающихся в социальной защите |
|
|
| |||||||
| Проведение различных опросов учащихся |
|
|
| |||||||
| Сбор сведений о летней занятости обучающихся, состоящих на всех видах контроля |
|
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| ||||||||
| Координационная Цель: координация деятельности педагогов образовательной организации | ||||||||||
| Совместная работа с районным наркологическим диспансером |
|
|
| |||||||
| Работа с МА МО «_______________» по категории опекаемые |
|
|
| |||||||
| Посещение суда, органов социального обеспечения и др. учреждений |
|
|
| |||||||
| Своевременное информирование специалистов субъектов профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции |
|
|
| |||||||
| Организация летнего оздоровительного отдыха льготных категорий обучающихся |
|
|
| |||||||
| Организация индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, семей (законных представителей) |
|
|
| |||||||
| Организация экскурсий, выездных мероприятий…. |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
| Информационно-просветительская Цель: предоставление информации и просвещение по правовым вопросам | ||||||||||
| Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений, экстремизма |
|
|
| |||||||
| организация работы по пропаганде ЗОЖ в…….. (формы) |
|
|
| |||||||
| Пропаганда правовых знаний о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних через……. |
|
|
| |||||||
| Размещение на стендах информации |
|
|
| |||||||
| Размещение на сайте школы информации по актуальным вопросам школьной жизни |
|
|
| |||||||
| Организация и проведение общешкольных родительских собраний на тему……. |
|
|
| |||||||
| Проведение Единых дней правовых знаний |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
| Профилактическая Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних и др. | ||||||||||
| Участие в работе Совета |
|
|
| |||||||
| Помощь в самоопределении, а также |
|
|
| |||||||
| Присутствие при проведении опросов |
|
|
| |||||||
| Участие в профилактических мероприятиях района |
|
|
| |||||||
| Руководство клубами: друзей правопорядка, юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения, волонтерским движением и т.д. |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
| Защитно-охранная Цель: защита и охрана прав и интересов ребенка | ||||||||||
| Сбор документов, оформление и выдача льготных проездных билетов |
|
|
| |||||||
| Присутствие при проведении опросов |
|
|
| |||||||
| Совместное посещение семей |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
| Методическая работа Цель: | ||||||||||
| Участие в районных и городских совещаниях, семинарах, конференциях. |
|
|
| |||||||
| Повышение квалификации…… |
|
|
| |||||||
| Участие в районных и городских конкурсах……. |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
Условия реализации рабочей программы предполагают: условия набора и формирования групп, необходимое кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение программы, особенности организации социально-педагогической деятельности, норма наполняемости каждой группы, продолжительность реализации и т.д.
При реализации рабочей программы надо: точно рассчитать время занятости социального педагога, затем включить его в общую систему планирования рабочего времени; корректировать цели или изыскивать
дополнительные резервы; совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Также указываются возможные «точки риска», которые могут возникнуть при реализации, т.е. возможные ошибки и наиболее трудные моменты, которые могут возникнуть при реализации программы.






