Основные тенденции современного психологического образования в мире
Тенденции психологического образования
• Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает
• Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ
• Типичная длительность психологического образования
• Типичная структура и цели психологического образования
• Типичное содержание психологического образования
• Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное
• Психологию все более подробно изучают не только студенты, специализирующиеся в этой области, но и специалисты другого профиля
• Преподавание психологии выходит за рамки высшего образования
• Разработка механизмов обеспечения качества образовательных психологических программ
• Тенденция интеграции национальных систем образования
Не знаю, стоит ли тут говорить про блонскую декларацию, но на всякий случай
Влияние Болонской декларации
• Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно — бакалавр/магистр).
• Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования).
• Тенденция к сокращению нормативного срока обучения.
• Изменения в структуре и организации докторских программ. Предполагается изменение сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней.
• Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования.
• Развитие дистанционного и непрерывного образования.
• Накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной студентом учебной нагрузки.
• система европейского высшего образования становится более прагматичной и все больше ориентируется на рынок труда
Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
Усилениероли прикладной и практической психологии. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач.
Эклектизм. постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями.
Дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных сфер психологических исследований или психологической практики. Конечно, количество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований
Интернационализация Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальтпсихология была распространена в основном в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России.
Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для многих психологов в мире. Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степени способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран.
Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования.