Правила иногда можно нарушать

Почему так происходит?

Если человек, не важно — ребенок или взрослый, попадает в ситуацию, где приходится какое-то правило соблюдать, но непонятно, зачем оно нужно, это вызывает несогласие.

ПРАВИЛО НЕ РАБОТАЕТ, ЕСЛИ, ПО СУТИ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТО ПРИКАЗОМ И ДАЕТСЯ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ И БЕЗ ВСЯКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОБСУЖДЕНИЯ. ДАВЛЕНИЕ БУДЕТ ВЫЗЫВАТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ.

ОТ ВЗРОСЛОГО, КОТОРЫЙ ВЛАСТНО, БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ ВВОДИТ ПРАВИЛО, ПОТРЕБУЕТСЯ ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ. ДЕТИ ПРИ УСТАНОВКЕ «Я СКАЗАЛ, А ТЫ СЛУШАЕШЬСЯ» ОЧЕНЬ РЕДКО ФИКСИРУЮТ ПРАВИЛА.

 

Родителю придется беспрерывно проверять, выполняются ли его требования. Но неусыпный контроль лишь повысит уровень напряжения в детско-родительских отношениях, потому что естественная среда для ребенка — это свобода.

Кроме того, в случаях правил-приказов возникает нагрузка на память ребенка. Чтобы ребенок просто запомнил требование взрослого, оно должно быть ему понятно и не противоречить его настоящим стремлениям. Дети искренне забывают такие правила, которые устанавливаются без опоры на понимание ребенка и его способность размышлять. А если правило к тому же сформулировано слишком сложно для ребенка, он будет его произвольно менять.

 

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

 

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКУЮ СТРАТЕГИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМ ВЫБЕРЕТ ВЗРОСЛЫЙ.

 

При АВТОРИТАРНОМ СТИЛЕ дети четко выполняют задания и ведут себя неагрессивно, но при этом лишены пространства для творчества, не проявляют инициативу, чувствуют внутреннее напряжение и, в основном, не испытывают симпатии к лидеру.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ ничем ребенка не ограничивает. Дети пренебрегают просьбами взрослого, ведут себя свободно, прибегают к агрессии в отношении более слабых. При таком стиле дети не могут работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно действуют сообща.

При ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ СТИЛЕ взрослый привлекает детей к обсуждению правил, в котором они активно участвуют; дети чувствуют себя спокойно, без опасений излагают свои предложения, не отвлекаются на посторонние занятия, выполняя поставленное взрослым задание.

 Для разных ситуаций подходят разные способы воспитания.

 

КОГДА ПРАВИЛА РАБОТАЮТ?

ЧЕТКИЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ: встать, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.

ЧЕТКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОВТОРЯЕМОСТЬ ПРИВЫЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ внушают ребенку уверенность, создают ощущение надежности, защищенности, способствуют хорошему настроению. Порядок необходим для правильного развития и последующей учебы в школе. При отсутствии режима ребенку будет трудно приучить себя к организованности, он не сможет сосредоточиться на одном предмете, т.к. его внимание рассеяно и не привыкло к четким рамкам.

В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИВЫЧКА К ВНЕШНЕЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ — ЭТО ШАГ К ОРГАНИЗОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ. Ребенок, который живет по режиму, складывает на место свои игрушки, помогает маме наводить в комнате порядок, повзрослев, легко научится складывать по полочкам и распределять полученную информацию, отделяя нужную от ненужной, и систематизировать свои мысли. А это, согласитесь, очень помогает во взрослой жизни.

 

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩУЮ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ИГРАЕТ ИМЕННО РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР.

Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила.

ТАК ЧТО ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ, ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от ребенка иного поведения. Родители не должны позволять (ни себе, ни другим), чтобы во время еды работал телевизор, бубнило радио, кто-то читал газету или разговаривал по телефону. Ребенок — это зеркальное отражение родителей.

 Задача родителей вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.

 

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ

 

Почаще предлагайте детям ролевые и групповые игры, где существуют определенные правила. Объясняйте ребенку, что в каждой игре есть свои правила, например, в футболе игроки не могут брать мяч в руки (кроме вратаря), а в волейболе нельзя играть ногами. Научившись следовать правилам в игре, ребенок постепенно переносит эту модель поведения в реальную жизнь. Труднее других подчиняются установленным правилам детишки с сильным характером (ярко выраженные лидеры), у которых по любому поводу есть собственное мнение. В играх отводите таким детям разные роли: сегодня ты будешь продавцом, а завтра — покупателем и т.д. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО ВСЮ ЖИЗНЬ ИГРАТЬ ТОЛЬКО ТЕ РОЛИ, КОТОРЫЕ ЕМУ НРАВЯТСЯ.

 

ЧИТАЙТЕ СКАЗКИ

Сформировать правила помогают сказки, а точнее, их анализ. Именно из книжек ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Например, читая сказку про Красную Шапочку, отметьте, что она очень хорошо сделала, когда согласилась отнести старенькой бабушке пирожок и горшочек масла (о пожилых людях надо заботиться), но плохо поступила, что рассказала волку, куда она идет (нельзя разговаривать с незнакомыми людьми). Прочитав сказку, обязательно обсудите с ребенком, кто из героев поступил хорошо, кто — плохо, почему они так поступили, как надо себя вести в этой ситуации и т.д. Когда ребенок научится анализировать поступки сказочных героев, ему будет легче анализировать свои поступки и принимать правильное решение. Сравнивайте сказочных персонажей с реальными героями. Можно самим придумать сказку, в которой будут отражены проблемы вашего ребенка (например, о жадном зайчике, который ни с кем не хотел делиться морковкой).

ПРАВИЛ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМНОГО, НО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАНЫ И ПОНЯТНЫ. НЕЛЬЗЯ В ОДИН ДЕНЬ ВЫВАЛИВАТЬ НА РЕБЕНКА КУЧУ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ.

 

 Постепенно вводите новые понятия. Первые правила можно облачать в формы стихов и песенок, например, "Когда я ем, я глух и нем". Такие прибаутки в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины. НЕЛЬЗЯ, УСТАНАВЛИВАЯ ПРАВИЛА, ПОСТОЯННО УНИЖАТЬ МАЛЫША. Фразы "Немедленно!", "Ты слышал, что я сказала?", "Быстро иди сюда!" вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. ПРАВИЛА ДОЛЖНЫ ПРОИЗНОСИТСЯ ТВЕРДО, НО НЕ В ГРУБОЙ ФОРМЕ. Даже если ребенок поступает плохо, родители должны его уважать. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.

УСТАНАВЛИВАЯ ПРАВИЛА, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЯСНЯЙТЕ ИХ. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами "Так не положено", "Надо делать так" и т.п. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ И ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ОН ВДРУГ НАРУШИТ РОДИТЕЛЬСКИЙ ЗАПРЕТ. Если ребенок, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше позвольте ему один раз дотронуться до "опасного" предмета, естественно, под вашим присмотром. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (ОСОБЕННО НЕПРИЯТНЫЙ) ЧАСТО ОКАЗЫВАЕТСЯ КУДА БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ, ЧЕМ БЕСКОНЕЧНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОКРИКИ И ОПЛЕУХИ. К ТОМУ ЖЕ ВЕЛИКА ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО РЕБЕНОК РЕШИТ НАРУШИТЬ ВАШ ЗАПРЕТ, КОГДА НИКТО НЕ ВИДИТ, И ТОГДА ЭТО МОЖЕТ ОКОНЧИТЬСЯ ВЕСЬМА ПЕЧАЛЬНО. Не понимая, что будет, если он нарушит правила, ребенок не сможет их осознанно соблюдать. Старайтесь употреблять слово "нельзя" как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности ребенка. Чем реже звучит слово "нельзя", тем оно действеннее.

 

И САМОЕ ГЛАВНОЕ — УСТАНАВЛИВАЯ РЕБЕНКУ ПРАВИЛА, БУДЬТЕ ОДНОЗНАЧНЫ. ОТ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАПРЕТОВ НЕЛЬЗЯ ОТСТУПАТЬ. ЧАСТО МОЖНО НАБЛЮДАТЬ СИТУАЦИЮ, КОГДА МАМА ИЛИ ПАПА, ПРЕБЫВАЯ В ХОРОШЕМ РАСПОЛОЖЕНИИ ДУХА, РАЗРЕШАЮТ РЕБЕНКУ ВСЕ НА СВЕТЕ, А НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ЗА ТЕ ЖЕ САМЫЕ ПОСТУПКИ БЬЮТ ПО РУКАМ ИЛИ СТАВЯТ В УГОЛ. КАК, СКАЖИТЕ, РЕБЕНКУ ТОГДА РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧТО НЕЛЬЗЯ? ЭТО КАСАЕТСЯ И ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ: ЕСЛИ МАМА РАЗРЕШАЕТ ОДНО, ПАПА — ДРУГОЕ, А БАБУШКА — ТРЕТЬЕ, ТО РЕБЕНКУ БУДЕТ ТРУДНО РАЗОБРАТЬСЯ, КОГО ЖЕ, СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, СЛУШАТЬ И ЧЬИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ.

 

ПРАВИЛА ИНОГДА МОЖНО НАРУШАТЬ

 

Постарайтесь не перегнуть палку, чтобы не стать заложниками установленных правил. Ребенку, который живет по строго установленным законам, в будущем будет сложно принимать самостоятельные решения, ведь он всегда жил по установленным кем-то правилам. Кормление, сон и прогулки в одно и то же время — это, конечно, хорошо. НО МАЛЫШ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО ИНОГДА ПРАВИЛА МОЖНО НАРУШИТЬ И НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ. НАПРИМЕР, В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ, ПО ПРАЗДНИКАМ ИЛИ КОГДА ПРИЕЗЖАЮТ ГОСТИ. ТОЛЬКО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ЭТО РАЗОВАЯ АКЦИЯ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА, А ЗАВТРА ВЫ ОПЯТЬ ВЕРНЕТЕСЬ К ВАШЕМУ ПРИВЫЧНОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ.

При умелом дозировании самостоятельности ребенок чувствует все прелести "взрослой" жизни и учиться обходить подводные камни.

Самое главное — найти ту золотую середину между дисциплиной и демократией. Поступая исключительно по указке взрослых, очень трудно стать самостоятельным человеком, поэтому чаще предоставляйте ребенку право выбора. Уже с полутора лет кроха может выбрать, что он хочет есть. Но не ставьте вопрос ребром: "Ты хочешь есть или нет?" Если ребенок ответит "нет", то вам придется либо нарушать установленные правила, соглашаясь с его решением, либо уговаривать малыша поесть. Ребенок должен чувствовать, что он имеет право принимать самостоятельные решения. Вопрос должен звучать так: "Что ты будешь есть на ужин — картофельное пюре или солянку?" Тогда, с одной стороны, ребенок может выбрать, а, с другой стороны, его ответ в любом случае окажется приемлемым для вас. Точно так же кроха может выбирать, на какой площадке он будет играть, какую игрушку возьмет с собой на улицу или какие колготки наденет. При правильной постановке вопроса получается, что ребенок как бы по собственной воле принимает правильное решение.

 

КОГДА МАЛЫШ НЕМНОГО ПОДРАСТЕТ, ОН СМОЖЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА, НО ДЕЛАТЬ ЭТО БУДЕТ УЖЕ СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ, УМЕЮЩАЯ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ.

 

 

@Материал подготовлен специалистами Консультативно-методического центра «ИНДИВО» структурного подразделения МАДОУ детский сад «Росток», в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

 

 

Текст: Олеся Ганиева

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: