Колоссален был и ущерб, нанесённый за 1941-1945 гг. гостиничному хозяйству

После Великой Отечественной войны в значительной мере нуждалась в восстановлении и материально-техническая основа туризма, которой также был причинен невосполнимый ущерб в 1941-1945 годах. На северо-западе, в центре и на юге Европейской части СССР, в Крыму и на Кавказе, в других регионах страны были разрушены 28 домов туриста, 22 альпинистско-туристских лагеря, 16 стадионов, а также 189 клубов и домов физкультуры, 130 домов отдыха, 109 профсоюзных санаториев, множество других учреждений Система туризма практически лишилась основных кадров. По ориентировочным подсчетам восстановление материально-технического потенциала профсоюзного туризма потребовало бы вложений на сумму 145 162 тысяч рублей.

Еще не закончилась Великая Отечественная война, а Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов в апреле 1945 г. принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления, прекращенной в период войны. В этом же году ТЭУ были созданы в Москве и Ленинграде, Крыму и в: Ростове-на-Дону (Северо-Кавказское отделение), в Краснодаре и Грузинской ССР, а затем и в других союзных республиках, в большинстве краев и областей Российской Федерации. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма и экскурсий.

Все пришлось начинать чуть ли не с нуля. До Великой Отечественной войны в 1940 г. в нашей стране работали 164 туристские базы в Крыму, на Северном Кавказе, в Закавказье, областях Центральной России, на Урале, Алтае. Но за четыре военных года многие из них были полностью разрушены. Пришлось вторично строить созданные в 1930-е гг. крымские туристские базы «Чайка» и «Ялта», турбазу «Горную» в Адыгее, «Лисицкий бор» в Калининской области и все остальные, находившиеся на временно оккупированной фашистскими захватчиками части европейской территории страны и Северном Кавказе.

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведен ремонт туристских баз, на которых во время войны располагались военные организации - госпитали, сборные пункты и др. Уже в 1946 г. открылись новые, послевоенные турбазы: «Селигер» в Калининской области и «Нелиярве» в Эстонии, в 1947 г.- «Кавказ» в поселке Гузерипль Краснодарского края, 1948 г. - «Привал» в Бахчисарае и «Репино» в поселке Репино Ленинградской области. Через пять лет после войны, в 1950 г., на возрожденных и новых 67 туристских базах смогло отдохнуть 40 тыс. чел.

Занятие туризмом в послевоенный период не являлось характерным, хотя население проявляло интерес к походам и путешествиям.

Несмотря на отсутствие в большинстве своем квалифицированных экскурсоводов, а также справочно-инструктивных материалов, снаряжения, инвентаря, продуктов питания, множество самодеятельных туристских групп отправлялось к бывшим командным пунктам армейских подразделений, партизанским стоянкам, фортификационным сооружениям, братским могилам павших воинов.

С каждым годом росло число туристских учреждений. В 1955 г. по всей стране работало уже более 100 туристских баз, имевших 14 тыс. мест. Но только к 1959 г. их количество достигло довоенного уровня.

Одновременно развивался и самодеятельный туризм, дававший возможность быстро превратить туристское движение в массовое. В 1949 г. туризм включили в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Началась подготовка спортсменов-разрядников и мастеров спорта по туризму. Вновь встал вопрос о создании туристских клубов - координационных центров самодеятельной туристской работы. И 6 мая 1950 г. был учрежден Московский городской клуб туристов, с годами превратившийся в главный штаб самодеятельных туристов страны. В 1970-х - 1980-х гг. школьными туристическими станциями создано большое число туристских баз пионеров и школьников, которые организовывали походы, экскурсии, встречи с ветеранами партии, комсомола, Великой Отечественной войны, передовиками производства, деятелями науки, техники и культуры. Они появлялись не только в крупных городах, но и в далеких селах, деревнях, вписавших в историю нашей страны яркие страницы.

Для многих сезонных туристских баз, открытых в сельских районах, были использованы средние школы, свободные от учеников в каникулярное время, что дало возможность органам народного образования без специальных капитальных затрат быстро увеличить число туристических баз.

Колоссален был и ущерб, нанесённый за 1941-1945 гг. гостиничному хозяйству.

Все 50-60-е гг. XX в. прошли под знаком восстановления, реконструкции и строительства новых гостиниц. В 1960 г.   На территории СССР было 1476 гостиниц в 1364 городах СССР.

В 60-70-е гг. XX в. вводится в эксплуатацию более 6 тыс. новых гостиниц. В числе наиболее крупных были: «Золотой колос» (4000 мест), «Ярославская» (2000 мест), «Турист», «Алтай», «Восток» (по 2400 мест), «Заря» (3000 мест); «Останкино» (1700 мест), «Ленинградская» (500 мест), «Украина» (1660 мест), «Пекин» (350 мест), «Южная» (830 мест), «Юность» (205 мест), «Урал» (600 мест), «Минск» (560 мест), «Россия» (5350) мест.

В конце 70-х-80-е гг. XX в. происходило массовое строительство гостиниц, связанное с проведением в СССР Олимпиады 1980 года. Наиболее крупные.

-е гг. XX в. отмечены строительством гостиниц международного класса (в основном в Москве и Санкт-Петербурге) с участием иностранного капитала, в том числе принадлежащих международным гостиничным цепям и объединениям. Также, 1990-е гг. выделяет приватизация гостиниц, переориентация их на другие виды деятельности (под офисы и т.д.) и стремительные разорения гостиниц (преимущественно загородных в регионах).

Материально-техническая база Государственного комитета СССР в 1980-х по иностранному туризму в конце одиннадцатой пятилетки состояла из более чем 100 гостиниц, мотелей, кемпингов, число мест в которых достигло 55 тыс., большого автопарка, многочисленных ресторанов, баров, кафе, гаражей, станций технического обслуживания, киноконцертных залов, конференц-залов, бассейнов, саун, кегельбанов, дискоклубов и прочего.

 


ГЛАВА 2

Отличительные черты советской государственной системы туризма

 

Особенности системы туризма

 

Путешествия в Советском Союзе принято было подразделять на самодеятельные (организуемые силами туристской группы) и плановые (для участия в которых приобретается путевка на определенный маршрут).

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсиям. Он выпускал путевки на маршруты, имеющие статус всесоюзных. Все остальные маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

Маршруты, начинавшийся в одном городе, а заканчивавшийся в другом, назвали линейными. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же городе, он назывался кольцевым. Ещё были радиальные маршруты. Это когда туристы весь период отдыха находятся на одной и той же туристской базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии, а также непродолжительные туристские походы, обычно 2 - 5-дневные, с ночевками на туристских приютах.

Всесоюзные и местные маршруты охватывали всю страну и давали возможность познакомиться и с наиболее интересными городами Советского Союза, и с уникальными, труднодоступными местами, такими, как Камчатка, Курильские острова, Земля Франца Иосифа и др.

С каждым годом расширялась география всесоюзных туристских маршрутов. Всесоюзные маршруты имели определённую общую продолжительность: от 6 до 22 дней (в основном 18 - 20 дней).

Значительно более густой сетью, чем всесоюзные, покрывали территорию СССР местные плановые туристские маршруты, организуемые республиканскими, краевыми и областными советами по туризму и экскурсиям. Они предназначались в основном для обслуживания населения определенных регионов, но приобрести путевки на них могли граждане из любой точки страны, выслав просьбу о продаже путевки в соответствующий совет. Бытовые условия на местных маршрутах, туристско-экскурсионное обслуживание на них практически ничем не отличалось от того, что предлагалось на всесоюзных. Почти на половину из них принимают родителей с детьми от 5 - 7 или 12 лет.

Существовала традиция переводить получившие большую популярность местные маршруты в ранг всесоюзных.

Среди местных туристских маршрутов много было путешествий с активным способом передвижения: пешком, на лыжах, гребных судах.

Также в 1980-х годах на уровне республиканских, краевых и областных советов по туризму активно развивались нетрадиционные для советского планового туризма виды путешествий.

В числе местных советских плановых маршрутов существовали и транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

Путешествия на речных судах проходили по всем основным рекам страны: по Волге и ее притокам Каме и Оке, Северной Двине и Сухоне, Онежскому и Ладожскому озерам и реке Неве, по Нижнему Дону, Днепру вниз от Киева, по Оби от Новосибирска и Иртышу от Омска, по Енисею от Красноярска и до Диксона, по Лене от Усть-Кута до ее впадения в море Лаптевых и по Амуру от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Наиболее насыщены туристскими судами были Волга и ее притоки. Основными экскурсионными центрами для путешествующих на теплоходах по Волге были Волгоград, Саратов, Куйбышев, Тольятти, Ульяновск, Казань, Горький, Москва.

Морские путешествия организовывали по Черному морю, по восточным Японскому и Охотскому морям и на севере по Белому, Баренцеву и Карскому. Совершенно не похожи друг на друга районы морских туристских маршрутов. Теплое южное море и льды Арктики, Соловецкие острова и вулканы Камчатки могли увидеть морские путешественники.

С начала 60-х гг. активно развивались плановые железнодорожные путешествия. В 1980-х все республиканские, краевые, областные советы по туризму и экскурсиям имели туристские маршруты с использованием железнодорожного транспорта.

Программа железнодорожных маршрутов составлялась таким образом, чтобы переезды между экскурсионными центрами осуществлялись в ночное время, а день посвящался знакомству с городами, природой различных регионов страны.

Участие в авиационных туристических путешествиях в 1970-х - 1980-х гг. прочно вошло в быт советских граждан.

Походы, проводимые туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, назывались самодеятельным туризмом. Советское руководство следило за организацией этих самодеятельных походов, экспедиций, слетов и соревнований туристов.

Руководство развитием самодеятельного туризма в союзе осуществляло специальное Управление самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям. В республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям были образованы соответствующие отделы.

Кроме того, при Центральном совете по туризму и экскурсиям в 1976 г. Была учреждена Всесоюзная федерация туризма (как его общественный орган), а в республиках, краях и областях - федерации туризма при советах по туризму и экскурсиям.

Миллионы людей во все времена года участвовали в самодеятельных путешествиях - от несложных походов выходного дня до многодневных спортивных походов высших категорий сложности.

Следует сказать, что в советском союзе существовала своя специфическая культура туризма. Туристы видели в путешествиях форму активного отдыха, средство познания своей Родины. Многие рассматривали его в качестве особенного вида спорта, успех в котором сопутствует только туристам, в совершенстве освоившим сложную технику спортивных походов, обладающим высокими моральными качествами и хорошим физическим развитием, понимающим различные экстремальные явления в природе и умеющим их преодолевать.

Существенную роль в самодеятельном туризме играли слеты и соревнования, которые являлись как бы составной частью подготовки к главным туристским мероприятиям - походам. Так проверялись технические навыки туристских групп, их физические возможности, снаряжение, происходил обмен опытом групп. Каждый из слётов посвящался какой-то определённой тематике.

С начала 60-х гг., после образования в большинстве областных и краевых городов советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов, слеты приобрели массовый характер. К этому времени относится и проведение первых Всероссийских слетов туристов, а также слетов Добровольных спортивных обществ.

Венцом всех соревнований были чемпионаты СССР по туризму, которые начали проводиться с 1981 г. один раз в два года.

Важное место в самодеятельном туризме занимал «Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа», начало которому было положено в 1965 г. по инициативе туристских организаций профсоюзов. Это было по-настоящему массовое патриотическое движение советской молодежи. В нём участвовали десятки миллионов граждан ежегодно.

Участники Всесоюзного похода проводили большую краеведческую работу: собирали материалы о ветеранах революции, героях войны и труда, первых комсомольцах и пионерах, создают летописи партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, предприятий, колхозов и совхозов. Сотни тысяч имен воинов Советской Армии, погибших в боях с фашистскими захватчиками, стали известны благодаря поисковой работе комсомольцев и молодежи - участников похода. Ими установлены десятки тысяч памятников, обелисков, мемориальных знаков, созданы народные музеи, расширены экспозиции музеев краеведения, оборудованы комнаты и уголки революционной, боевой и трудовой славы, оформлены галереи героев труда.

Миллионы советских школьников ежегодно на летних и зимних, весенних и осенних каникулах становились участниками походов и экскурсий. Школьный туризм, зародившийся в России на грани двух веков, превратился во второй половине XX века массовое явление.

В 1941 г. была объявлена первая Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы гражданской войны (была отменена в связи с началом ВОВ). Впервые после окончания войны экспедиции школьников были возобновлены в 1956 г. Все они были посвящены определённым темам. В 1965 г. туристские организации, объединяющие школьников, включились во Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы.

Наибольшее значение в школьном туризме занимала краеведческая экспедиция «Моя Родина - СССР». В походах и экскурсиях они:

.   знакомились с памятниками, памятными местами и другими экскурсионными объектами, связанными с определенными направлениями экспедиции;

.   изучают жизнь и деятельность В. И. Ленина, его соратников, ветеранов КПСС, историю революционного движения;

.   составляли летописи трудовых дел школ, заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений и предприятий;

.   ухаживали за могилами советских воинов и партизан; участвовали в работе обществ охраны природы;

.   осваивали технику туризма, становились пионерами-инструкторами, судьями, младшими инструкторами по туризму, помогали школам в развитии туристской, экскурсионной и краеведческой работы.

К концу 1980-х более 10 млн. школьников ежегодно путешествовали по стране, практически не существовало школ, в которых туризм не занимал бы одного из ведущих мест по внеклассной работе.

Среди иностранной молодёжи, путешествующей по Союзу, были очень популярны поездки на фестивали искусств, национальные и международные культурные, спортивные и прочие мероприятия. «Спутник» принимал иностранных граждан и в период ХХII Олимпийских игр, ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, для участников которого им была подготовлена специальная туристская программа, включавшая в себя экскурсии по Москве, в музеи, выставочные залы, на различные промышленные предприятия, в учебные заведения, а также знакомившая с жизнью ряда комсомольских организаций города.

Так как «Спутник» обслуживал не только молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, но и иностранных школьников от 12 до 15 лет, то для них были подготовлены школьные туры, в которых предусматривались встречи с советскими школьниками, посещения Дворцов пионеров, детских туристско-экскурсионных станций и др.

«Спутник» тоже организовывал речные и морские круизные путешествия на теплоходах.

Одна из характерных особенностей приема туристов из-за рубежа «Спутником» заключалась в том, что во всех пунктах маршрута за группой закреплялась шефствующая комсомольская организация города, которая организовывала так называемые «вечера дружбы». «Вечера» представляли собой специальные пропагандистские мероприятия. На них туристам рассказывали о советском народе, достижениях СССР в строительстве коммунизма, знакомили с самодеятельным художественным творчеством молодежи. Они же, помимо «Вечеров» должны были организовывать «подходящие пути» экскурсий.

Особое внимание во время этих экскурсий обращалось условиям труда, быта, организации досуга советской молодежи. Для зарубежных туристов проводились встречи и беседы в советских, профсоюзных и комсомольских организациях, административных органах.

В программу пребывания туристов обязательно входило посещение промышленного предприятия, совхоза или колхоза, социального учреждения, учебного заведения.

Таким образом, молодёжный иностранный туризм также выполнял значительные пропагандистские функции советской власти.

Совместный отдых молодежи Советского Союза и зарубежных стран создавал прекрасные условия для неформальных встреч.

Каждый день в туристском центре проходил под каким-либо девизом: иностранных туристов в этот день знакомят с одной из сторон жизни советского государства.

В СССР по линии Бюро «Спутник» приезжали иностранцы из почти 100 стран Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии.

Развитие иностранного туризма в СССР нарушила вторая мировая война.

Только в середине 1950-х гг., когда государство залечило раны войны и построило ряд гостиниц для туристов из-за рубежа, ВАО «Интурист» вновь начало принимать организованные группы иностранных туристов и любителей индивидуального туризма.

В 1956 г. СССР по линии «Интуриста» посетило 486 тыс. иностранцев, что почти в пять раз больше, чем за весь довоенный период. В конце шестой пятилетки, в 1960 г., число зарубежных туристов составило 711 тыс. Бурным ростом иностранного туризма в СССР характеризуются все последующие пятилетки. В последний год седьмой пятилетки (1965) число иностранных туристов составило около 1,3 млн., в завершающем году восьмой пятилетки (1970) - превысило 2 млн., еще через пять лет (1975) равнялось 3,7 млн., в 1980 г. уже более 5 млн. иностранных граждан познакомились с Союзом. С 1956 по 1985 г. СССР посетило более 70 млн. человек из 162 стран мира всех континентов.

Материально-техническая база Государственного комитета СССР по иностранному туризму в конце одиннадцатой пятилетки состояла из более чем 100 гостиниц, мотелей, кемпингов, число мест в которых достигло 55 тыс., большого автопарка, многочисленных ресторанов, баров, кафе, гаражей, станций технического обслуживания, киноконцертных залов, конференц-залов, бассейнов, саун, кегельбанов, дискоклубов и пр.

Более 60 процентов зарубежных туристов в СССР составляли граждане из социалистических стран.

Ежегодно наблюдался рост туристского потока из капиталистических и развивающихся стран, лидером по числу туристов среди них была Финляндия.

Иностранным туристам предлагались около 500 разнообразных экскурсий и путешествий, проходящих через 150 городов всех союзных республик. Подавляющее число гостей из-за рубежа стремилось познакомиться с историческими и культурными памятниками Москвы, Ленинграда, Киева, «Золотого кольца» России. Повышенным спросом пользовались речные круизы по Волге, Дону, Днепру.

Госкоминтурист СССР участвовал в организации всевозможных курсов и семинаров для иностранных туристов по изучению русского языка. В Москве, Ленинграде, Дюнах (под Ленинградом), Сочи, Краснодаре круглый год тысячи зарубежных гостей занимаются на курсах русского языка, в программах которых предусматриваются также экскурсионные мероприятия, знакомство с музеями, занятия спортом и пр.

Основными мотивами приезда иностранцев в Советский Союз» как показывает анкетирование, проводимое среди туристов из-за рубежа, был интерес к истории и культуре советских народов и интерес к СССР как первому в мире социалистическому государству.

Деловой туризм (бизнестур), т. е. поездки в СССР с деловыми целями, совершаемые в рамках профессиональной деятельности, занимал одно из последних мест среди остальных видов иностранного туризма.

Туры на лечение занимали в структуре иностранного туризма незначительное место.

Таким образом, в СССР организовывались поездки иностранных граждан практически по всем видам туризма, существующим в мировой практике.

Поездки советских туристов за рубеж начали интенсивно развиваться с середины 50-х гг. В 1956 г. в путешествия за границу отправились 561 тыс. чел., в конце шестой пятилетки (1960) - 730 тыс., в 1965 г.- почти 1,2 млн., в 1970 г. - более 1,8 млн., в 1975 г. - Около 2,5 млн., в 1980 г. - почти 4 млн., и в 1985 г. Число советских туристов за рубежом превысило 4,5 млн. Всего с 1930 г. в туристских поездках по иностранным государствам побывало примерно 50 млн. советских людей.

Основная часть туристов из СССР направлялась в страны социализма, где им предлагалось почти 200 разнообразных маршрутов. Самый мощный туристский поток шёл в Народную Республику Болгарию.

Среди капиталистических стран по числу посещающих ее советских туристов первое место принадлежало Финляндии.

Из развивающихся стран первое место по объему советского туризма занимает Индия.

В структуре туризма за рубеж из Советского Союза резко преобладали групповые познавательные путешествия железнодорожным и авиационным транспортом. В конце 1980-х значительно увеличилось число поездок на отдых и лечение на курорты Болгарии, Румынии, Вьетнама, Кубы. Весьма популярны среди граждан СССР морские круизы вокруг Европы, по Средиземному морю, по Балтийскому и Северному морям, в Юго-Восточную Азию, вокруг Японии, речной круиз по Дунаю.

Советские туристы знакомятся с достопримечательностями, музеями, историей посещаемых стран, а также встречаются с работниками различных предприятий, проводят с ними «Вечера дружбы». Регулярными стали поездки делегаций Советского Союза в социалистические страны в дни их национальных торжеств. А на празднование 1 Мая большие группы советских туристов отправляются во Францию и Италию.

Международный туристский обмен был составной частью обширных культурных связей СССР с зарубежными странами, и в условиях мирного сосуществования предусматривается его значительный рост.

Туризм, начиная с 1950-х гг., прочно вошёл в обиход советского образа жизни и стал своеобразной визитной карточкой второй половины XX века.


2.2 Идеологическая работа с иностранными и советскими (выездными) туристами

 

Работа с иностранными туристами

К 60-летию существования советского государства в 1977 г. был издан сборник документов «Советский Союз глазами американцев». В нем осуществлялась подборка высказываний, которые, с одной стороны, отражали американские пропагандистские идеомифы в отношении СССР, с другой, прозрения прогрессивных представителей США об истинном облике Советского Союза. Цитировался, к примеру, посетивший в начале 1970-х гг. СССР видный американский писатель Джон Говард Лоусон: «Народ Соединенных Штатов начинает понимать провал американской политики... Но американцы слышали столько лжи, что правду им разглядеть трудно. Роль Советского Союза ясна всем мыслящим людям, но у многих американцев нет возможности узнать правду».

Что более всего интересовало иностранных туристов в СССР? В 1974 г. научно-исследовательской лабораторией Интуриста был предпринят первый анкетный опрос иностранных туристов в СССР. Согласно данным социологических исследований последующих лет, ведущим мотивом принятия решения о поездке в Советский Союз туристов из социалистических стран являлся интерес к СССР, как к первому в мире социалистическому государству. У опрошенных туристов из капиталистических стран среди побудительных факторов на первом месте находился «интерес к истории и культуре страны», на втором - «интерес к путешествиям», на третьем - интерес к СССР как к первому в мире социалистическому государству.

В 1978 г. на ярмарке в Оклахома-Сити (США) американскими социологами был проведён аналогичный опрос, который зафиксировал следующие показатели:

. История и культура - 77%.

. Природа-43%.

. Искусство - 28%.

. Современная жизнь-21%.

. Интерес к путешествиям - 15%.

Интуристовские аналитики пытались объяснить этот феномен слабой осведомленностью туристов из-за рубежа.

При определении подходов работы с иностранными туристами, прежде всего, учитывались страна, из которой они прибыли, и их социальная принадлежность. Существовало предубеждение о том, что наиболее лояльно должны относиться к СССР представители рабочего класса. Весь туристский контингент дифференцировался на группы прибывших из капиталистических, социалистических и развивающихся стран. В зависимости от этой дифференциации реализовывалась та или иная методическая модель пропагандистской деятельности. Наиболее подверженными стереотипам антисоветской пропаганды традиционно оценивались туристы из США и Великобритании. Американо-английское направление работы гидов - переводчиков классифицировалось как наиболее ответственное в идеологическом отношении. На характере методических рекомендаций по приему туристских групп из ФРГ и ГДР сказывались последствия советско-германского противостояния в войне.

Определенная пропагандистская обработка туристов, желающих отправиться в СССР, велась и в западных странах. На сферу международного туризма распространялась «психологическая война» между социалистическим и капиталистическим блоками.

Методика работы гидов-переводчиков была сориентирована на снятие установки недоверия туристов к советским собеседникам и сообщаемой им информации. Она строилась с учетом психологических закономерностей. Критерием работы гидов - переводчиков являлись признания иностранцев о пересмотре ими стереотипов западной пропаганды в отношении СССР.

Особое внимание со стороны руководства Интуриста уделялось так называемым «провокационным вопросам иностранцев». В помощь гидам -переводчикам была создана картотека типичных острых вопросов иностранных туристов.

Наиболее распространенным пропагандистским приемом являлось сопоставление достижений Советского Союза с положением в соответствующих сферах в капиталистических странах, главным образом США. В экскурсионной деятельности часто использовалась также методика ретроспективного компаративизма. Современные успехи СССР подчеркивались посредством обращения к тем или иным аспектам жизни дореволюционный России.

Иностранный туризм в СССР, как относительно закрытой системе, служил катализатором синдрома шпиономании. Ряд иностранных туристов априорно подозревался, зачастую необоснованно, в намерениях ведения шпионской и провокационной деятельности в Советском Союзе. Поэтому работа Интуриста находилась под контролем органов государственной безопасности. Иностранный туризм в СССР коррелировался также с феноменом советского диссидентства.

Пребывание иностранцев в Советском Союзе ограничивалось, как правило, лишь интуристовскими маршрутами. Спектр пунктов их нахождения и объектов экскурсионного показа определялся идеологическими критериями.

Тематические аспекты работы с иностранными туристами соотносились с конъюнктурой внутриполитического развития СССР и внешнеполитической обстановкой. Кроме того, ежегодная экскурсионная программа для иностранцев приурочивалась к знаковым советским юбилейным торжествам (годовщинам Октябрьской революции, образования СССР, победы в Великой Отечественной войне, рождения В.И. Ленина и т.п.). Широкий комплекс мероприятий, связанных с празднованием ряда исторических дат в Советском Союзе, до настоящего времени остается недостаточно оцененным исследователями фактором развития СССР.

Из внешнеполитических событий особо заметное влияние на модификацию идеологических принципов работы с иностранными туристами в СССР оказали такие события, как: ввод войск ОВД в Чехословакию в 1968 г., Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., ввод контингента советских войск в Афганистан в 1979 г. Сам по себе факт расширения Советским Союзом туристских связей преподносился в качестве свидетельства миролюбивой политики СССР.

Активная интеграция Советского Союза в систему международного туризма происходит с середины 1950-х гг. Важнейшими вехами в истории иностранного туризма в СССР, а соответственно, и в идеологической деятельности Интуриста, стали VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. и XXII Олимпиада 1980 г.

Процесс омассовления иностранного туризма усложнял задачи эффективной идеологической обработки иностранцев. Успешно решаемые в единичных случаях, они оказывались трудно реализуемы в масштабах миллионных туристских контингентов. Интурист, как пропагандистский орган, не мог справиться с массовым притоком иностранцев в СССР. Омассовление внешних туристских связей и привело в конечном итоге к трансформации советской модели иностранного туризма от ее идеологической парадигмы к экономической.

На иностранных туристов распространялись материальные привилегии советской номенклатуры. Привилегированное положение иностранцев в системе советского распределения вызывало недовольство в общественных кругах.

Гиды - переводчики в СССР составляли особую профессиональную корпорацию идеологических кадров. Система их подготовки и повышения квалификации представляла собой одну из наиболее эффективно функционирующих структур советского общества.

Идеологическая составляющая интуристовских экскурсионных программ базировалась, прежде всего, на профессионализме гидов -переводчиков. При не высоком уровне сервиса и ограничениях в передвижении, благодаря усилиям гидов - переводчиков, туристы в основном пребыванием в СССР оставались довольны. Идеологические аспекты в работе гидов-переводчиков неизбежны, так как любые направления в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, религии, общественных отношениях имеют духовные и нравственные составляющие, то есть идеологию. Пропагандистская деятельность Интуриста во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. строилась исключительно в рамках марксистско-ленинской философии, при нетерпимости к другим идеологическим ценностям.

Иностранный туризм имманентно связан с определенными внешними инновациями. Именно по туристическим каналам осуществлялся активный культурный обмен Советского Союза со странами Запада. Феномен интенсивно развивающегося иностранного туризма является одним из недооцененных факторов советской идеологической энтропии.

Несмотря на свою высокую эффективность, пропагандистская работа Интуриста не была безупречной. Основным методическим просчетом являлось увлечение статистическим материалом и цитированием в экскурсионной деятельности. Материальное обслуживание иностранцев в ряде советских регионов осуществлялось на сравнительно низком уровне, что дискредитировало в восприятии туристов образ СССР в целом.

В целом на основании представленных в предлагаемом исследовании материалов можно констатировать, что пропагандистская работа в сфере иностранного туризма контекстуализировалась с развитием советского общества в соответствующий период времени. Без учета идеологического компонента освещение деятельности Интуриста не являлось бы репрезентативным. Таким образом, основная гипотеза исследования об идеологической доминации в работе с иностранными туристами в СССР подтверждается на фактическом материале.

Работа с советскими интуристами

Обязательным этапом подготовки к поездке за рубеж было довольно сложное структурирование туристской группы, которое в 1980-е гг. выглядел следующим образом. В помощь назначаемому партийными и профсоюзными органами руководителю группы обычно избирался староста, помощник старосты, а также казначей. Из числа туристов, являвшихся членами КПСС и имеющих опыт пропагандистской работы, выбиралась т.н. «идеологическая группа» (обычно 4-6 чел.). Её члены должны были быть готовы выступать с речами на организованных встречах с иностранцами, отвечать на их наиболее сложные вопросы, делать записи в книгах почетных гостей и т.п. В обязанности т.н. «сувенирной группы» (обычно 3-4 чел.) входила покупка советских сувениров, которые дарились иностранцам или обменивались на импортные сувениры во время пребывания за рубежом.



Перед поездкой за границу советские туристы должны были посещать специальные занятия с участием работников областного совета профессиональных союзов, сотрудников «Интуриста» и лекторов общества «Знание». Как правило, все члены группы знакомились с содержанием брошюры «СССР: 100 вопросов и ответов» (впервые увидела свет в 1977 г. и впоследствии регулярно переиздавалась). На её страницах можно было найти идеологически выдержанные ответы на вопросы, которые наиболее часто задавались иностранцами представителям «страны Советов». Например, здесь объяснялось, почему в СССР существует только одна политическая партия и почему эта страна, имея самую большую в мире территорию, регулярно покупает зерно за границей.

Во время зарубежных поездок в программу маршрутов для советских туристов всегда включались экскурсионные объекты, связанные с историей международного коммунистического движения. К ним можно отнести, например, музей В.И. Ленина в Праге, квартиры-музеи В.И. Ленина в Париже и Тампере (Финляндия), музей Г. Димитрова и типографию газеты «Искра» в Лейпциге. Значительная часть групп советских туристов, путешествовавших по странам Центральной и Восточной Европы, посещала концлагеря времен Второй мировой войны: «Бухенвальд» (ГДР), «Маутхаузен» (Австрия), «Освенцим» (Польша).

Программа пребывания советских туристов за рубежом включала различные коллективные действия, наполненные глубоким патриотическим и идеологическим смыслом. К ним можно отнести групповые возложения цветов к таким объектам, как памятник советским воинам в Трептов-парке (Берлин), мемориалы советским воинам-освободителям на Ольшанском кладбище (Прага) и Холме Славы (Братислава), место погребения погибших коммунаров (Париж), могилы К. Маркса (Лондон) и Э. Тельмана (Бухенвальд), мемориал советских солдат-интернационалистов (Гавана).

Своеобразным приемом, в результате которого достигался эффект психологического единства туристской группы, являлось хоровое пение советских патриотических песен во время переездов по маршруту на экскурсионных автобусах. В своих отчетах руководители групп отмечали, что подобная практика не только создает хорошее настроение, но и «объединяет людей». Впрочем, известны отдельные случаи, когда во время посещения ГДР немецкие водители отказывались везти по маршруту советских туристов, поющих песни времен Великой Отечественной войны (например, знаменитую «Катюшу»).

Довольно часто по требованию «Интуриста» его зарубежные партнеры включали в программы туристских поездок посещение заводов и фабрик, сельскохозяйственных кооперативов, где проходили встречи гостей из СССР с иностранными трудящимися. Работники сферы образования посещали учебные заведения, представители сферы обслуживания встречались с персоналом заграничных торговых центров и предприятий общественного питания. При этом, особенно в 1980-е гг., не вызывали осуждения инициативы по частичному заимствованию опыта зарубежных коллег. Например, посетившие в качестве туристов Финляндию в 1984 г. работники торговых предприятий г. Севастополя признали, что им есть чему поучиться у персонала финских супермаркетов. Особенно их заинтересовало использование анкетирования для изучения потребительского спроса (маркетинговые исследования) и применение некоторых элементов рекламного оформления торговых площадей.

Специальные встречи с участием советских туристов организовывались также обществами дружественных связей с Советским Союзом, которые существовали не только во всех социалистических, но и во многих капиталистических странах (например, общества «Италия-СССР», «Португалия-СССР», «Франция-СССР»), Известны также многочисленные случаи, когда во время отдыха по туристским путевкам в Болгарии, гости из СССР привлекались на 1-2 дня к уборке урожая черешни, персиков, винограда. В самом Советском Союзе использование туристов в общественно-полезном труде практиковалось ещё с 1930-х гг.

Организаторы туристских поездок советских граждан за рубеж заботились о том, чтобы туристы даже на непродолжительное время не выходили за пределы информационного поля, создаваемого средствами массовой информации Советского Союза.

Как правило, во время пребывания за рубежом советский турист постоянно находился под контролем руководителя и других членов группы. Если он на продолжительное время «выпадал» из поля зрения своих спутников, то это рассматривалось как чрезвычайное происшествие. Коллективный контроль был необходим для того, чтобы минимизировать возможные несанкционированные контакты туристов с гражданами зарубежных стран.

Руководители туристских групп также следили за тем, чтобы туристы не читали и не пытались провезти в Советский Союз печатную продукцию, изданную за рубежом. При этом одинаково «опасными» в идеологическом плане считались порнографические журналы и каноническая литература любых религиозных конфессий. В то же время сами туристы из СССР нередко вынуждены были брать на себя специфическую роль промоутеров социалистического строя и родной страны. С этой целью они раздавали иностранцам специально подготовленную рекламно-информационную продукцию «Интуриста» (брошюры, буклеты, проспекты на иностранных языках), а также советские значки, открытки, книги, фотоальбомы и всевозможные сувениры.

Советских туристов зачастую переполняли «недозволенные», «неправильные» с идеологической точки зрения чувства. Например, находясь в странах Западной и Центральной Европы, они могли искренне восхищаться «высокой культурой городов и поселков..., красивой архитектурой зданий, изобилием цветов и зелени, исключительной чистотой улиц, хорошими автодорогами, освещением улиц, прекрасными парками и культурным обслуживанием», то есть тем, чего им часто не хватало на Родине. Туристов из Советского Союза пытались убедить, что вся эта роскошь, чистота и порядок созданы «для жалкой горстки богатеев, не знающих, куда девать деньги и свободное время».

Таким образом, на протяжении 1960-1980-х гг. идеологические факторы оказывали огромное влияние на развитие иностранного выездного туризма в СССР, определяя состав и организационную структуру туристских групп, направление и содержание программ туристских путешествий. Общение советских туристов с иностранцами находилась под строгим контролем, особую роль в котором играли руководители туристских групп, а также члены т.н. «идеологической группы». Подбор объектов показа и характер различных коллективных мероприятий, в которых приходилось принимать участие туристам из Советского Союза, был направлен на создание у них определенного, как правило, негативного образа зарубежной действительности. Даже находясь за границей, граждане СССР не могли полностью выйти из-под влияния советского информационного поля, получить возможность свободного общения и неконтролируемого эмоционального восприятия окружающего мира.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые существовали в значительной степени параллельно друг другу:

профтуризм;

интуризм;

молодежный туризм;

военный туризм;

школьный туризм.

Организационная структура системы туризма и обменов гражданами:

Главное управление по иностранному туризму при Совете министров СССР (с 1983 г. - Государственный Комитет СССР по иностранному туризму). Эта структура, имевшая статус министерства, отвечала за управление «Интуриста», который как туристское агентство занимался всеми иностранными туристами и теми советскими гражданами, которые желали поехать за границу. В подчинении «Интуриста» находились все гостиницы, базы отдыха, транспорт, услуги и гиды, работавшие с иностранными туристами. Имея 32 представительства за рубежом, «Интурист» являлся национальным домом туризма СССР.

ЦК ВЛКСМ через свое бюро Международного молодежного туризма «Спутник», созданное в 1958 г., занимался организацией поездок для молодежи (от 16 до 30 лет) и студентов по стране и за границу. В деятельности Бюро существовало три основных направления: международный молодежный обмен, внутрисоюзные путешествия советской молодежи, начатые «Спутником» в 1963 году, и организация отдыха в туристских центрах.

Организационные структуры «Спутника» были сродни «Интуристу», но представляли собой более мелкие единицы. «Спутник» также имел в своем распоряжении собственный транспорт, гидов, туристские центры и т.п. В советское время «Спутник» сотрудничал с сотнями зарубежных молодежных и студенческих организаций многих стран мира.

ЦСТЭ (Центральный совет по туризму и экскурсиям) ВЦСПС (Всероссийского центрального совета профессиональных союзов), имевший сеть своих профсоюзов на различных предприятиях и в министерствах, все работники которых были членами профсоюзов, играл важную роль в сфере туризма. ЦСТЭ ВЦСПС располагал собственными базами отдыха для работников министерств и крупных предприятий, отвечал за прием профессиональных иностранных групп. Данное учреждение советских профсоюзов организовывало туристско-экскурсионные путешествия по СССР для всех групп населения, направляло развитие самодеятельного туризма, вело обмен с зарубежными профсоюзными организациями, осуществляло руководство республиканскими, краевыми и областными советами по туризму и экскурсиям (СТЭ).

Принципы организации и формы подготовки туристских кадров в СССР: курсы разного уровня и ведомственной принадлежности, семинары и кружки, сборы и стажировки, методические конференции, постоянная производственная учеба, а также подготовка специалистов в техникумах и вузах, включая специализированные высшие учебные заведения.

Работа с иностранцами требовала от значительной части гидов знания иностранных языков. Работа в Интуристе диктовала повышенные требования к моральному облику сотрудников, особенно гидов-переводчиков, на которых ложилась основная часть работы по приему иностранных гостей;
каждый работник Интуриста рассматривался как идеологический «боец».

Рост планового и самодеятельного туристского движения вызвал качественные изменения в сфере кадровой подготовки.

Основной недостаток советского опыта подготовки туристских кадров в том, что закрепление ведомственной курсовой системы подготовки кадров существенно сужало сферу кадровой подготовки кадров для достаточно динамично развивающейся отрасли.

Важно отметить, что становление современной отечественной школы профессионального образования в туризме во многом опиралось базу, заложенную в советский период.

Образ туриста в советское время играл немало важную роль в обществе. Был сформирован образ «культурного героя» - Советская культура, будучи проникнутой идеей государственной целесообразности, наделила героя сверхличной целью, он принципиально отличался от культурного героя представленного западной культурой. Герой советской культуры представлялся совершенно особым социо-культурным типом, он выражал социалистические ценности, которые основывались на принципах коллективизма, альтуризма, жертвенности, аскетизма, оторванности от удовлетворения повседневных потребностей и устремленности в будущее.

Особое место в культурной политике указанного периода занимало культурное наследие. Ему уделялось особое внимание, так как у советского правительства было понимание того, какое влияние может оказать культурное наследие на сознание человека, особенно на молодежь. Культурное наследие - использовалось в целях воспитания у молодежи чувства патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, знакомства с представителями различных наций и этнических групп.

Тот опыт работы, который был проделан в СССР по развитию внутреннего и въездного туризма, привлечению в сферу туризма широких масс населения, бесценен.

Изучая тенденции развития туризма в СССР я пришёл к следующим выводам: туризм занимал особое место в жизни советского человека, он начинал входить в быт, становиться его неотъемлемой частью. Туризм, как самое яркое явление массовое социальное той эпохи, выступает для нас своеобразной визитной карточкой истории Советского Союза второй половины XX века.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

советский туризм государственный

1. Абуков, А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР/ А.Х. Абуков. - М.: Профиздат, 1983.

2. Буданова И.М. Основные понятия в туризме: практический курс. Учебно-методическое пособие/ И.М. Буданова - М.: МИГКУ, 2007. - 193 с.

3. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР/ В.В. Дворниченко. - М.: Турист, 1985. - 86 с.

.   Дворниченко В.В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917-1984 гг.)/ В.В. Дворниченко. - М., 1985. - 113 с.

.   Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР/ Г.П. Долженко. Издательство Ростовского университета, 1988. - 192 с.

6. Дьякова Р.А. История экскурсионного дела в СССР/ Р.А. Дьякова. - М: Турист, 1981. - 72 с.

7. Соколова М.В. История туризма/ М.В. Соколова. Учебное пособие - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.

8. Туристические маршруты / Сост.: Волков B.C., Шапаткина К.Е. Путрик Ю.С. - М.: Профиздат, 1985. - 144 с.

9. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма/ Г.С. Усыкин. - СПб.: Герда, 2000. - 224 с.

10. Федорченко В.К. Российская система образования специалистов туристической деятельности/ В.К. Федорченко. М.: 1993. - 85 с.

11. Энциклопедия туриста / Глав ред. Е. И. Тамм. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 607 с.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: