Назначение теста
Определение уровня личностной тревожности.
Описание теста
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
- Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
- Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
- Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
- Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
- При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
Тестовый материал
Варианты ответов:
| Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Форма А
| № | Ситуация | Ответ |
| Пример | Перейти в новую школу | |
| 1 | Отвечать у доски | |
| 2 | Оказаться среди незнакомых ребят | |
| 3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
| 4 | Слышать заклятия | |
| 5 | Разговаривать с директором школы | |
| 6 | Сравнивать себя с другими | |
| 7 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | |
| 8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
| 9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
| 10 | Видеть плохие сны | |
| 11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
| 12 | После контрольной, теста – учитель называет отметки | |
| 13 | У тебя что-то не получается | |
| 14 | Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | |
| 15 | На тебя не обращают внимания | |
| 16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
| 17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
| 18 | Слышать смех за своей спиной | |
| 19 | Не понимать объяснений учителя | |
| 20 | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | |
| 21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
| 22 | Выступать перед зрителями | |
| 23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
| 24 | С тобой не хотят играть | |
| 25 | Проверяются твои способности | |
| 26 | На тебя смотрят как на маленького | |
| 27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
| 28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
| 29 | Оценивается твоя работа | |
| 30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
| 31 | Засыпать в темной комнате | |
| 32 | Не соглашаешься с родителями | |
| 33 | Берешься за новое дело | |
| 34 | Разговаривать с школьным психологом | |
| 35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
| 36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
| 37 | Слушать страшные истории | |
| 38 | Спорить со своим другом (подругой) | |
| 39 | Думать о своей внешности | |
| 40 | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Форма Б
| № | Ситуация | Ответ |
| Пример | Перейти в новую школу | |
| 1 | Отвечать у доски | |
| 2 | Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку | |
| 3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
| 4 | Слышать заклятия | |
| 5 | Разговаривать с директором школы | |
| 6 | Сравнивать себя с другими | |
| 7 | Учитель делает тебе замечание | |
| 8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
| 9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
| 10 | Видеть плохие или «вещие» сны | |
| 11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
| 12 | После контрольной, теста учитель называет отметки | |
| 13 | У тебя что-то не получается | |
| 14 | Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил | |
| 15 | На тебя не обращают внимания | |
| 16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
| 17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
| 18 | Слышать смех за своей спиной | |
| 19 | Не понимать объяснений учителя | |
| 20 | Думаешь о своем будущем | |
| 21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
| 22 | Выступать перед большой аудиторией | |
| 23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
| 24 | Ссориться с родителями | |
| 25 | Участвовать в психологическом эксперименте | |
| 26 | На тебя смотрят как на маленького | |
| 27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
| 28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
| 29 | Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) | |
| 30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
| 31 | Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | |
| 32 | Не соглашаешься с родителями | |
| 33 | Берешься за новое дело | |
| 34 | Разговаривать со школьным психологом | |
| 35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
| 36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
| 37 | Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | |
| 38 | Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | |
| 39 | Смотреться в зеркало | |
| 40 | Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.
- Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
- Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
- Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
- Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Общая тревожность
| Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
| 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
| дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
| 1 | 0-33 | 0-26 | 0-34 | 0-26 | 0-34 | 0-37 | 0-33 | 0-27 |
| 2 | 34-40 | 27-32 | 35-43 | 27-32 | 35-43 | 38-45 | 34-39 | 28-34 |
| 3 | 41-48 | 33-39 | 44-50 | 33-38 | 44-52 | 46-53 | 40-46 | 35-41 |
| 4 | 49-55 | 40-45 | 51-58 | 39-44 | 53-61 | 54-61 | 47-53 | 42-47 |
| 5 | 56-62 | 46-52 | 59-66 | 45-50 | 62-70 | 62-69 | 54-60 | 48-54 |
| 6 | 63-70 | 53-58 | 67-74 | 51-56 | 71-80 | 70-77 | 61-67 | 55-61 |
| 7 | 71-77 | 59-65 | 75-81 | 57-62 | 81-88 | 78-85 | 86-74 | 62-68 |
| 8 | 78-84 | 66-71 | 82-89 | 63-67 | 89-98 | 86-93 | 75-80 | 69-75 |
| 9 | 85-92 | 72-77 | 90-97 | 68-73 | 99-107 | 94-101 | 81-87 | 76-82 |
| 10 | 93 и более | 78 и более | 98 и более | 74 и более | 108 и более | 102 и более | 88 и более | 83 и более |
Школьная тревожность
| Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
| 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
| дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
| 1 | 0-8 | 0-7 | 0-2 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 |
| 2 | 9-11 | 8-10 | 3-5 | 8-9 | 9-10 | 8-9 | 8-9 | 7 |
| 3 | 12-13 | 11-12 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 10-12 | 10-11 | 8 |
| 4 | 14-16 | 13-14 | 8-10 | 11-12 | 14-15 | 13-15 | 12-13 | 9 |
| 5 | 17-18 | 15-16 | 11-12 | 13 | 16-18 | 16-17 | 14 | 10 |
| 6 | 19-20 | 17-18 | 13-15 | 14-15 | 19-20 | 18-20 | 15-16 | 11 |
| 7 | 21-22 | 19-20 | 16-17 | 16 | 21-22 | 21-22 | 17-18 | 12-13 |
| 8 | 23-25 | 21-22 | 18-20 | 17-18 | 23-25 | 23-25 | 19-20 | 14 |
| 9 | 26-27 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 26-27 | 26-28 | 21-22 | 15 |
| 10 | 28 и более | 25 и более | 23 и более | 21 и более | 28 и более | 29 и более | 23 и боле | 16 и более |
Самооценочная тревожность
| Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
| 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
| дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
| 1 | 0-10 | 0-7 | 0-9 | 0-5 | 0-8 | 0-7 | 0-6 | 0-7 |
| 2 | 11 | 8-9 | 10-11 | 6-7 | 9-10 | 8-10 | 7-8 | 8-9 |
| 3 | 12-13 | 10 | 12-13 | 8 | 11-13 | 11-13 | 9-11 | 10-12 |
| 4 | 14 | 11-12 | 14-16 | 9-10 | 14-16 | 14-16 | 12-13 | 13-15 |
| 5 | 15-16 | 13 | 17-18 | 11-12 | 17-18 | 17-19 | 14-16 | 16-17 |
| 6 | 17-18 | 14-15 | 19-20 | 10-11 | 19-21 | 20-22 | 17-18 | 18-20 |
| 7 | 19 | 16-17 | 21-22 | 13-14 | 22-24 | 23-25 | 19-21 | 21-23 |
| 8 | 20-21 | 18 | 23-24 | 15 | 25-26 | 26-28 | 22-23 | 24-25 |
| 9 | 22-23 | 19-20 | 25-27 | 16-17 | 27-29 | 29-31 | 24-26 | 26-28 |
| 10 | 24 и более | 21 и более | 28 и более | 18 и более | 30 и более | 32 и более | 27 и боле | 29 и более |
Межличностная тревожность
| Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
| 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
| дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
| 1 | 0-8 | 0-7 | 0-8 | 0-8 | 0-6 | 0-8 | 0-6 | 0-7 |
| 2 | 9 | 8 | 9-10 | 9 | 7-9 | 9-11 | 7-8 | 8-9 |
| 3 | 10 | 9 | 11-12 | 10 | 10-12 | 12-14 | 9-11 | 10-12 |
| 4 | 11 | 10 | 13-14 | 11-12 | 13-15 | 15-17 | 12-13 | 13-15 |
| 5 | 12-13 | 11-12 | 15 | 13 | 16-17 | 18-20 | 14-15 | 16-17 |
| 6 | 14 | 13 | 16-17 | 14-15 | 18-20 | 21-23 | 16-18 | 18-20 |
| 7 | 15 | 14 | 18-19 | 16 | 21-23 | 24-26 | 19-20 | 21-23 |
| 8 | 16-17 | 15 | 20-21 | 17-18 | 24-26 | 27-29 | 21-23 | 24-26 |
| 9 | 18 | 16 | 22-23 | 19 | 27-29 | 30-32 | 24-25 | 27-28 |
| 10 | 19 и более | 17 и более | 24 и более | 20 и более | 30 и более | 33 и более | 26 и боле | 29 и более |
Магическая тревожность
| Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
| 10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
| дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
| 1 | 0-7 | 0-6 | 0-7 | 0-4 | 0-5 | 0-6 | 0-6 | 0-5 |
| 2 | 8 | 7 | 8-9 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 7-9 | 6-7 |
| 3 | 9-10 | 8-9 | 10-11 | 8-10 | 9-10 | 10-11 | 8-9 | 4 |
| 4 | 11-12 | 10 | 12-13 | 8-9 | 11-13 | 11-12 | 12-14 | 10 |
| 5 | 13-14 | 11-12 | 14-15 | 10 | 14-15 | 13-14 | 15-16 | 11-12 |
| 6 | 15-16 | 13 | 16-17 | 11-12 | 16-18 | 15-16 | 17-19 | 13 |
| 7 | 17-18 | 14 | 18-20 | 13 | 19-21 | 17-18 | 20-22 | 14-15 |
| 8 | 19-20 | 15-16 | 21-22 | 14-15 | 22-23 | 19-20 | 23-24 | 16-17 |
| 9 | 21-22 | 17 | 23-24 | 16 | 24-26 | 21-23 | 25-27 | 18 |
| 10 | 23 и более | 18 и более | 25 и более | 17 и более | 27 и более | 24 и более | 28 и более | 19 и более |
Источники
- Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.






